«Бал». Выставка моделей бальных и вечерних платьев в Музее дизайна. Часть 1

В  израильском  Музее дизайна в Холоне уже давно, еще с июля, демонстрируется  выставка необыкновенной красоты — «Ха-Нешеф»(«Бал»). На этой выставке представлены бальные платья, созданные современными израильскими дизайнерами.

Дизайн, по определению – это искусство обычные вещи превращать в красивые; нарядные и бальные платья красивы исходя из самого своего предназначения, а созданные мастером-дизайнером высокого уровня – они красивы вдвойне. Уровень красоты и радости в сердце зашкаливает, но, пожалуй, в основном у женщин-посетительниц и специалистов. Каждая девочка едва ли не с младенчества мечтает о том, как она поедет на бал, и какое красивое у нее будет платье. Не всегда эти мечты сбываются, но полюбоваться на эту красоту можно; а для специалистов эта выставка – несомненно, кладезь идей.

В галерее нижнего этажа представлены реконструкции западноевропейской одежды прошлых веков, начиная с 18-го века и до наших дней. Эта коллекция выполнена  Мони Медником — дизайнером и старшим лектором колледжа «Шенкар» из необработанного хлопка. Цвет всех платьев – белый, благодаря чему можно, не отвлекаясь на переливы цветов и разной фактуры тканей, проследить изменение модных силуэтов, рассмотреть основные линии кроя и принципы декора.

 

Представлены не только платья;  здесь можно увидеть и детали, которые были скрыты от глаз посторонних: устройство кринолина, который поддерживал все эти пышные юбки; две модели корсетов разных эпох. Вы думаете, красавицы прошлого действительно были такими изящными дамами с осиной талией? Нет, большинство из них было довольно упитанными дамами, и только обязательный корсет, сжимая талию, выдавливал лишнее в область бедер и груди. В то время, когда еще не изобрели силикон для закачивания в грудь, функцию силикона выполнял корсет. Дамы, безбожно затянутые корсетами, задыхались, падали в обмороки…

Лет двадцать тому назад дизайнеры современной моды попытались было снова ввести в моду корсеты, но это ново- или старо-введение не прижилось. Современные женщины, за редким исключением, не согласны заковывать себя корсетом и ограничивать свободу движений.

 

Большинство нарядов в исторической экспозиции – женские, поскольку последние почти двести лет мужские костюмы были относительно простыми и строгими. Но посмотрите на этого щеголя 18-го века: кружева, вышивка, декоративные пуговицы…  А если представить этот наряд в цвете, становится понятно, что мужские наряды в то время выглядели не менее роскошно, чем женские.

И – опять же – эта белая галерея необыкновенно красива: зал словно наполнен призраками былого, которые время от времени оживают — поворачиваются, взмахивают веером.

А справа и слева от основной экспозиции два таких же белых призрака красавиц былых времен безостановочно раскачиваются на качелях…  Немного фантазии – и возникает чувство легкого ужаса в этой галерее оживающих белых призраков, окружающих тебя со всех сторон.

Этот «белый бал» — историческая коллекция, занимающая нижнюю галерею — всего лишь небольшая часть выставки, не более двадцати моделей; всего же на выставке представлено около 120 бальных платьев. Значит, в верхнем зале, где находится современная коллекция — около 100 моделей. Это — грандиозное и впечатляющее зрелище, но об этом — в следующей части моего рассказа.

Окончание следует