Госпитальеры. Часть1. Предыстория

Я не летописец острова Родос. Знаю только, что много событий, важных для острова и незаметных для остального мира, произошло там за тысячу лет, прошедших с момента постройки и разрушения Колосса Родосского и до появления на острове рыцарей-госпитальеров.
За это тысячелетие остров не раз переходил из рук в руки: Древняя Греция, Римская Империя, Византия, Арабский Халифат, вновь Византия, Венеция… Торговое и политическое значение острова падало.

Несмотря на то, что Родос во времена господства Рима проводил традиционно-лояльную политику по отношению к империи-властелину античного мира, осторожные римляне решили ограничить влияние Родоса. Неглупые они были люди, эти римляне, давшие миру основы правового законодательства!
Они не предприняли никаких мер по отношению к самому Родосу; они просто-напросто объявили свободным портом остров Делос, находившийся неподалеку от Родоса, и бывший его соперником в морской торговле. Это было началом конца древнего Родоса. А затем, в период дележа наследства Юлия Цезаря, в 42 г. До н.э., остров захватил Кассий (Гай Лонгин Кассий) , опустошил его и разграбил, вывезя более 3000 произведений искусства. С тех пор Родос влачил довольно-таки жалкое существование. Для продолжения нашей истории стоит упомянуть только то, что , согласно традиции, на острове Родос в 58 году нашей эры проповедовал сам св.Павел и обратил в христианство многих местных жителей.

Однако последующую тысячу лет – до 11 века — остров, стратегически расположенный около Святой для всех христиан земли, не имел прямой связи с христианскими странами Западной Европы. А затем началась эпоха крестовых походов.

Ох, уж эти крестовые походы… Традиционно культивируется легенда об отрядах героев, Рыцарях Креста, отправившихся на Восток с благородной целью – освобождать от «неверных» Святую Землю и Гроб Господень. Однако, вопреки официальной христианской традиции, проскальзывают и другие объяснения феномена крестовых походов. Лев Гумилев, писавший отнюдь не историю Западной Европы, ввел в обиход термины «пассионарность» и «пассионарии».
Пассионарии – это люди, до краев переполненные жизненной энергией, Это герои, воины, первопроходцы. Пассионарии двигают вперед историю. Однако в обыденной жизни пассионарии часто неудобны, а жить и дружить с ними иногда просто опасно. Ведь кто такие эти «пассионарии»? Герои, отнюдь не занятые духовным усовершенствованием; они всегда готовы врезать кулаком в морду или отрубить голову врагу; они покоряют и захватывают красивых женщин, города и страны. Они  не строят города, не зарабатывают деньги – они их легко тратят, а когда деньги заканчиваются, они захватывают новые города… или богатых путников на проезжих дорогах, то есть попросту грабят.

Вот такими пассионариями оказалась переполнена Западная Европа к началу второго тысячелетия от Рождества Христова. Может быть, немалую роль в этом всплеске пассионарности сыграло завоевание норманнами севера Франции, Англии, набеги их на города Средиземноморья: осев на богатых и плодородных землях, скандинавы передали по наследству ген пассионарности своим детям и внукам.
Но, в гумилевской «пассионарности» заключалась причина, или в чем-то другом – как бы там ни было, но группы рыцарей и отдельные их экземпляры(кстати, сам термин «рыцарь» появился позднее, в 12 веке) сеяли смуту и вносили беззаконие в дом Господень, а точнее, убивали и грабили всех, кто был слабее их и не владел оружием, а слабые еще короли Западной Европы не могли ничего с ними поделать.

И вот здесь можно обратиться к теории заговора. Лично мне кажется, что без заговора здесь не обошлось; или же римский папа Урбан 2 был поистине гениальным человеком, потому что 27 ноября 1095 года на Клермонском Соборе он призвал слушателей отправиться на помощь Христианам Востока и освободить Гроб Господень.

«Так пусть же они отправятся на бой с неверными – бой, который стоит начать, и который достоин завершиться победой, — те, кто до сих пор предавался частным и беззаконным войнам, на великую беду для верующих! Пусть же станут они отныне рыцарями Христа, те, кто был всего лишь разбойниками! Пусть же они теперь с полным правом ведут борьбу с варварами, те, кто сражался против своих братьев и родичей!» Слушатели вняли призыву и откликнулись восторженным возгласом: «Того хочет бог!»
Так героизм, буйная удаль, удальство и просто желание ограбить ближнего своего были направлены в нужное русло.

Толпы гордых сеньоров и безземельных дворян , зачинщиков драк и грабежей на дорогах, отправились заниматься тем же делом по дороге в Святую Землю, а Европа, наконец, вздохнула спокойно: начался демографический, сельскохозяйственный, промышленный и торговый подъем. «Словно бы мир сам встряхнулся и, сбросив ветошь, со всех сторон облачился в белое платье церквей» (монах Рауль Глабер). Время от времени, используя раз найденный метод, объявляли новый крестовый поход, новые удальцы отправлялись в чужие земли… и снова в Европе можно было жить спокойно.

Возможно, часть «принявших крест» и отправившихся воевать за освобождение Гроба Господня была действительно движима высокими идеями. Возможно, кто-то из бывших зачинщиков кровавых междусобойчиков на землях Европы, увидев впереди высокую цель, превратился в высоконравственного борца за христианские ценности и христианские земли. Возможно. Доподлинно лишь известно, что дошедший до нас образ «рыцаря без страха и упрека» был создан позже, в 13-14 веках; литература того времени романтизировала образ рыцаря и ввела его в моду.

Однако с течением времени рыцари выходили из моды, рыцарские турниры поднадоели, и уже Сервантес  в 16 веке спародировал образ рыцаря в бессмертном «Дон-Кихоте». Известно, что от великого до смешного – один шаг.

Но прошло еще несколько веков, и рыцари снова вошли в моду. Окруженный ореолом романтики и святости, рыцарь и в наше время является символом непорочности и верного служения идеалу. Рыцари и их Прекрасные Дамы украсили для нас образ мрачного средневековья. Столько романтики… Искренне советую прочесть эту прелестную балладу, повествующую о рыцаре, отправившемся в крестовый поход, беспечно оставив дома любимую жену.

(Однако, вопреки вышеизложенному, в балладе проводится мысль о том, что в крестовый поход отправлялись высоконравственные личности, а дома  — «на хозяйстве» — оставались мелкие людишки, подлецы и негодяи).
А эта вот песня, написанная во времена 2-го крестового похода, явно была призвана вдохновить и поднять боевой дух его участников.(интересно, что употребляя обращение «Вы», автор косвенно сообщает нам, что он-то в поход не отправляется – «есть еще у него дома дела» поважнее).

Из песни неизвестного автора времен Второго Крестового похода (1147—1149):

Судьба вас, рыцари, хранит:
Вас шлет Господь, чтоб пали в прах
И турок, и альморавид,
(Альморавид — имеется в виду араб.)
Что зло творят о сих порах.
Владенья Бога враг крушит.
Нас жгут недаром боль и страх:
Был людям тайный смысл открыт
Деяний Божьих в тех краях.
Кто с Людовиком в бой идет,
Да не страшится преисподней:
Он душу Раю отдает,
Где реют ангелы Господни.
Взята  Эдесса силой зла,
И христиан кручина ест:
Все храмы сожжены дотла,
Замолкни хор и благовест.
О, рыцари, пора пришла
Оружье взять и сняться с мест,
Тому отдайте в дар тела,
Кто ради вас взошел на крест.
Кто с Людовиком в бой идет;
Да не страшится преисподней:
Он душу Раю отдает,
Где реют ангелы Господни.
Пример вам будет Людовик —
Он многих многим превзошел,
Богат и властию велик,
И выше всех его престол.
Снял мех он, к коему привык,
И град, и замок пуст и гол.
К тому с мольбою он приник,
Кто ради нас на крест взошел.
Кто с Людовиком в бой идет,
Да не страшится преисподней:
Он душу Раю отдает,
Где реют ангелы Господни.

Итак, получившие отпущение всех бывших и будущих грехов бывшие забияки и бандиты, а ныне – одушевленные высокой идеей крестоносцы, покинули Европу , дошли до Святой Земли, взяли Иерусалим, залив его мусульманской и еврейской кровью так, что, по свидетельствам современников, кони крестоносцев ходили по колено в крови.  На завоеванных землях были основаны новые, недолго просуществовавшие христианские государства: Иерусалимское королевство, графство Эдесское, княжество Антиохийское, графство Триполитанское…

Но папа Урбан 2 (или оставшийся неизвестным советник, придумавший эту комбинацию), не был бы таким умным человеком, если бы просто выслал буйную вольницу рыцарей из Западной Европы. Завоевание Палестины решало вторую задачу, которой была озабочена церковь – облегчить паломничество в святые для христиан места, связанные с жизнью и деятельностью основателей христианской религии.
Христианские паломники посещали Иерусалим с тех пор, как  в 4 веке Елена, мать первого христианского императора Константина, обнаружила там «Истинный Крест». Паломники вели здесь аскетический образ жизни, добровольно предаваясь покаянию, посещали Иордан и Вифлеем. Палестина давно принадлежала уже не Византии, а мусульманским халифам, однако существовали какие-то соглашения о пропуске паломников, и христианские паломничества продолжались. Странники во время паломничества должны были где-то размещаться, и постепенно вокруг Гроба Господня образовался христианский квартал, а в нем «странноприимные дома», или «госпитали».

Один из таких госпиталей возвели итальянские купцы из Амальфи. К госпиталю вскоре присоединились монастырь Святой Марии и церковь, молельня для женщин и женский монастырь, а затем еще один госпиталь, посвященный святому Иоанну. В момент взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году этим госпиталем руководил некий благочестивый мирянин, известный под именем Герард Госпитальер, а ордена госпитальеров, о котором, я, собственно, и собиралась рассказать, еще не существовало.

(Однако по некоторым источникам, «протоорден», превратившийся впоследствии в известный истории орден госпитальеров, был основан уже в 1070 или 1080 году).

P.S. В моем изложении теория пассионарности Льва Гумилева слегка упрощена; к тому же это – не непреложная истина, а только одна из теорий, причем не слишком популярная. Но все теории имеют право на существование, ибо кто может заявить, что он знает как непреложную истину причины, двигающие вперед историю?

P.P.S.Хочу подчеркнуть, что этот материал написан  не специалистом-историком, а дилетантом, поэтому использование его для серьезного изучения истории госпитальеров, написания диссертаций и рефератов по данной теме не рекомендуется.