История Хайфы. Часть 1. Прошлое.

Для иллюстраций использованы подлинные фотографии и рисунки:  Хайфа 19-го — середины 20-го века

Понятия Хайфы и горы Кармель – неразлучны. Еще в библейские времена на горе Кармель росла виноградная лоза. Пророк Исайя называл гору Кармель «божьим виноградником» («Керем Эль»). Эта гора считается местом жития Ильи пророка, местом, откуда он, по преданиям, вознесся на небо. В наше время гора Кармель почитается верующими иудеями, мусульманами и христианами.

Главное предание, связанное с горой — о пророке Илие, который после победы над жрецами Ваала скрывался от преследований царицы Иезавель в пещере на этой горе.

На вершине горы пророк молил Бога о прекращении трехлетней засухи, а потом с трепетом следил за появлением в небе дождевого облака. Там же было старинное святилище девы Марии, — согласно более поздней христианской традиции здесь останавливалось святое семейство, возвращаясь из Египта. И может быть в той пещере, в которой жил Элияху, будущий израильский царь Давид скрывался от гнева царя Саула.

В районе Хайфы протекает река Кишон, также известная с давних времен.Река была свидетелем многих древнейших событий на территории израильского царства. На этой реке Израиля, не очень далеко от города Хайфы состоялась битва израильского войска под руководством Барака и Деборы с ханаанеянами. На сегодняшней территории Хайфы было много древних поселений. Они были как на горе Кармель, так и около моря. Например в устье реки Кишон найдены следы древнего поселения бронзового периода (около 3500-лет назад). Есть такие поселения и на горе Кармель.

На месте израильского города Хайфы крупные еврейские поселения городского типа существовали задолго до нашей эры. Примером такого поселения является городок «Тель Шикмона». Место находится рядом с музеем океанографии. До начала современных археологических раскопок на этом месте был небольшой холм. Во время раскопок под холмом были обнаружены остатки домов и давилен масла израильского периода, украшения и различная утварь, ткацкие мастерские, ремесленные здания и несколько десятков полов, выложенных цветной мозаикой. Шикмона была главным городом в районе Хайфы. Этот свой статус Шикмона сохраняла до захвата арабами в 7 веке новой эры. Рядом с Шикмоной выросли два города: еврейская Хайфа и христианская Кастра. Кастра находилась около южного въезда в Хайфу, возле современного Центра искусств ‘Кастра’.

Территория древней Хайфы была распростёрта до берега моря и опиралась на маленький залив, ныне пляж Бат Галим, что находится около больницы ‘Рамбам’. Вокруг этого залива развивалось примерно с третьего века до новой эры поселение. От этой древней Хайфы сегодня остались подземные системы погребений, обложенные булыжником вдоль улицы, подтверждающей своё имя -‘Аль- Атика’ (‘древняя улица’).

Первые сведения о Хайфе относятся ко второй половине III века. Но, вполне возможно, что евреи начали селиться здесь, равно как и в Галилее, после разрушения Второго храма, когда Иудея стала для них закрыта. О Хайфе как о поселении тех веков мы узнаём из упоминаний в Талмуде и в связи с мудрецами, проживавшими в ней тогда. Самый известный из них был Абдимай Даман. Он дал свои объяснения и комментарии к Торе.

В VII веке сюда пришли арабы. С девятого века, Хайфа упоминается в документах морской торговли с Египтом. Она была известна своими верфями,на которых строили плоскодонные суда для плавания возле берега и в мелководье.

В XII веке на Святую Землю пришли крестоносцы.

В 1100 г. после взятия Иерусалима отряд крестоносцев во главе с Годфруа Булонским решил захватить Акко, но смерть Годфруа изменила их планы, и они выбрали более легкую добычу – Хайфу. Однако потребовалось больше месяца и поддержка венецианского флота, чтобы захватить город. Еврейские жители города стояли насмерть и защищали город. После месяца боёв и блокады Хайфа пала и большинство её жителей были убиты.

В дальнейшем крестоносцы расширили и укрепили оборонительные сооружения вокруг города. В 1156г группа крестоносцев во главе с Бертольдом Кармильским основали на этом месте монастырь «Нотр Дам де Кармель» (Божья Матерь на Кармеле), а в 1207г монах, св. Брокард составил устав нового ордена. Под главным алтарем монастыря находится пещера, считающаяся могилой библейского пророка Элиши (Елисея), ближайшего ученика и преемника Ильи. Он единственный, кто присутствовал при вознесении Ильи на небо. Элиша оправдал надежды своего учителя – организованный им переворот привел к власти нового израильского царя Иегу (Ииуйя), который уничтожил всю семью Ахава, включая сына Иорама и его мать, ненавидящую Илью, филистимлянку Иезавель.

Во второй половине XIII в город был разрушен мамлюками, невольниками тюркского и черкесского происхождения, составлявших гвардию египетских султанов. Султан Бейбарс (1260-1277гг.), изгнавший из страны крестоносцев, разрушил и монастырь кармелитов. Только через 400 лет, в 1631 г. эмиры династии Турабей разрешили монахам-кармелитам восстановить этот монастырь.

К сожалению, ещё через 200 лет, в начале XIX века правитель Галилеи Абдалла-паша приказал вновь разрушить монастырь и из его камней построил себе резиденцию (вилла Абдаллы).

Вновь возродилась Хайфа в XVIII веке при новом властителе, бедуинском шейхе Захире-аль-Омаре. В 1761 г. Хайфу осадили турки и, чтобы предотвратить её сдачу эль-Омар приказал разрушить город до основания и завалить валунами рейд порта, уничтожив, таким образом, древнюю Хайфу.

Но затем он заложил новый город в 2 км к югу от старого, в хорошо защищенном и удобном месте, близ перекрестка важных дорог, окружил территорию стенами и построил крепость. Обнесенная высокими стенами, она стала торговым центром, с главной улицей Яффо, соединявшей два въезда в город: через аккские ворота и через яффские. Город начал быстро развиваться, его население выросло с 250 человек до четырех тысяч к началу ХIХ в.

Тогда же, в городе появилась небольшая еврейская община, которую в 1798 г. посетил рабби Нахман из Брацлава. Община состояла в основном из евреев, направлявшихся морем в Акко, но кораблекрушения заставляли их «высадиться» раньше времени.

В 1799 году Хайфа вновь попала в зависимость. На этот раз к Наполеону Бонапарту, который подошел к ней по пути в Акко. Жители города, не желая воевать, сдали его без боя.

Бонапарт использовал монастырь кармелитов в качестве полевого госпиталя для заболевших чумой солдат, которых на самом деле, когда отступал, оставил на произвол судьбы. Все оставшиеся солдаты были полностью вырезаны турками (перед входом в монастырь стоит памятник наполеоновским солдатам).

Для Хайфы XIX век ознаменовался развитием пароходства, что положило конец лидерству на побережье древнейшего на земле порта Акко. Порт Хайфы оказался значительно удобнее, и многие жители Акко перебрались в Хайфу. В городе оживилась коммерческая деятельность, увеличился торговый оборот, и к 1858 г. окруженная стенами Хайфа была перенаселена, тогда и началось новое строительство на склоне горы Кармель.

В 1868 г. из Вюртембурга (Германия) в Хайфу прибыли несколько семей темплеров – христиан, отлученных от лютеранской церкви, которые в своём расселении на Земле Израиля видели воплощение предсказаний древних пророков.

Они создали свою колонию и внесли важный вклад в развитие города: появились мощеные дороги, почтовые кареты, были организованы регулярные рейсы дилижансов из Хайфы в Акко и Назарет. Темплеры построили также первые промышленные предприятия и внедрили современные методы работы в сельское хозяйство, ремесла и торговлю.

Сегодня этот квартал, называется «Мошава Германит» (немецкое поселение).

В том же 1868 г поселился в Акко, приговоренный к пожизненному заключению (в Оттоманской империи город служил местом ссылки), представитель знатного персидского рода Мирза Хусейн Али, называвший себя Бахауллой (слава Божия — араб.) Его последователи превратили основы учения Бахауллы в новую религию Бахаи. Бахаулла скончался в 1892 году, в своём завещании он просил своего сына Абдул-Баха захоронить Баба, провозвестника новой веры, в Хайфе на горе Кармель.

В 1909 году Абдул-Баха выполнил волю отца – это дало возможность Хайфе со временем стать Всемирным центром вероучения Бахаи. Склоны горы Кармель украсили великолепные сады и величественные здания, воздвигнутые адептами Веры Бахаи, приезжающими сюда со всего мира, которых сегодня насчитывается около 7 миллионов.

В 1905 г. Хайфа, население которой составляло не более 10 тыс. человек, получила новый стимул для дальнейшего развития: в этом небольшом городке открыли станцию Хиджазской железной дороги (Дамаск — Мекка) и большая часть экспорта из Аравии стала идти через Хайфу.

К этому времени заметно активизировалась поселенческая деятельность сионистских организаций – появились первые сельскохозяйственные поселения вокруг Хайфы.

После окончания Первой мировой войны закончилось владычество турок. На Палестину получила мандат Британия. При англичанах Хайфа стала мощной военной базой и промышленным центром подмандатной территории, портовым городом, через который шла железнодорожная магистраль, соединявшая Египет с Ливаном. Здесь уже были и аэропорт, и электростанция.

Основным фактором, повлиявшим на бурное развитие Хайфы, был современный порт — центральные ворота страны. В 1927 году британцы приняли решение о возведении в Хайфе современного порта. Острейший спор разгорелся вокруг места для строительства. Архитектор-еврей Рихард Кауфман предложил концепцию портового комплекса к западу от бурно развивающегося города – в устье реки Кишон.

Но победил проект английского инженера Палмера, согласно которому порт строился прямо напротив центра Хайфы. Постройка порта началась в 1929 году и была завершена в 1933 году.

В 1930-х гг. и во время Второй мировой войны, до образования государства Израиль, Хайфа была центром еврейской эмиграции. Город принимал корабли с беженцами и эмигрантами, именно в Хайфе каждый второй иммигрант ступал на палестинскую землю. Арабское население города устраивало забастовки, стремясь заставить английские мандатные власти прекратить прием эмигрантов.

В 1936 г. вспыхнуло восстание палестинских арабов, направленное как против новых еврейских поселений, так и против англичан, не мешающих въезду эмигрантов. Вторая мировая война положили конец попыткам англичан препятствовать притоку эмигрантов, так как мировая общественность резко осудила эти попытки.

После решения ООН о разделе мандатной Палестины англичане перестали вмешиваться в арабо-израильские выяснения отношений. Последние полгода английская власть в Хайфе собирала чемоданы, презрительно глядя на разгорающиеся конфликты на городских улицах. Добрососедство рухнуло уже в ноябре 1947-го. Хайфа стала ареной убийств и обстрелов.

Автобусное сообщение между центром Хайфы и промзоной было нарушено: в еврейский транспорт постоянно стреляли арабские боевики из Нижнего города и из деревни Балад аль-Шейх возле перекрестка «Чек-Пост». Да и на самом нефтеперегонном заводе было неспокойно – арабы вооружались, у ворот стали патрули «Арабского легиона», готовясь к захвату этого важнейшего нефтехимического комплекса. Утром 30 декабря 1947 года члены еврейской боевой организации ЭЦЕЛЬ бросили из проезжающей машины три гранаты в группу арабов, стоявших возле входа на нефтеперегонный завод.

В радиозаявлении ЭЦЕЛя подчеркивалось, что эта акция – ответ арабам за убийства евреев в Хайфе и в других городах страны. Шесть арабов были убиты и сорок два ранены. Через час на завод ворвалась разгневанная арабская толпа из ближайшей деревни Балад аль-Шейх. Начался жуткий погром евреев, в котором активно участвовали и арабские рабочие. Сорок один еврей был убит, десятки искалечены.

Сохнут во главе с Бен-Гурионом осудил акцию ЭЦЕЛя, но распорядился о немедленном ответном ударе по арабским погромщикам. Уже на рассвете следующего дня – 31 декабря 1947 года, небольшой отряд ПАЛМАХа вошел в деревню Балад аль-Шейх (население – более четырех тысяч человек). Арабов, участвовавших в погроме, выводили из домов и расстреливали на месте. По разным данным, было убито от 17 до 60 арабов; в перестрелке погибли также трое бойцов ПАЛМАХа, включая и командира отряда. В ходе Войны за Независимость арабы из этой деревни бежали за пределы Израиля. Балад аль-Шейх стала частью Нешера – города-спутника Хайфы.

21–22 апреля 1948 г., когда британцы внезапно эвакуировались из Хайфы, еврейские отряды Хаганы после непродолжительного боя взяли город. Лишь 3 тыс. из 50 тыс. арабов остались в Хайфе, остальные, выполняя приказ высшего арабского командования, отказались признать еврейскую власть, и бежали в соседние арабские страны.

В 1922 г. население Хайфы — составляло 25 тыс. человек (из них более 6 тыс. — евреи), а в конце британского мандата (1948) — около 150 тыс. человек (из них около 100 тыс. — евреи).

Источник