Йом Кипур – суровый и радостный праздник

Йом Кипур – самый суровый из еврейских праздников, изначально наполненный трепетом перед грозным и беспристрастным Божественным судом; стремлением выжить, сохранить свою жизнь под всевидящим оком Всевышнего; молитвами и соблюдением запретов вымолить и выкупить себя и своих близких на суде, который каждый год снова и снова вершится на небесах на Рош а-Шана.
Если вдуматься в это, становится понятно древнее выражение «страх Божий» — это то, что когда-то заменяло людям несформулированные еще государственные законы, этический кодекс, совесть… Страх. Ужас. Трепет. А поэтому – пост: не сутки – 25 часов, чтобы уж наверняка!
Согласно Торе, задача поста — придавить, «угнести» тело; ограничивая тело постом(таанит), мы должны одновременно укрепить душу самоанализом и молитвой(тфила). Говоря современным языком, пост необходим для того, чтобы вместо усиленного кровообращения, направленного к желудку, все ресурсы организма , и в том числе усиленное кровообращение направить к мозгу; вместо тела питать в этот день дух.
В Йом Кипур запрещено есть, пить, умываться, носить кожаную обувь, запрещена супружеская близость. Никто не работает; закрыты магазины и места развлечений; не ходит транспорт(в силу этого израильские дети превратили Йом Кипур в свой самый замечательный праздник, и в этот день выходят со всеми своими одно-, двух-, или трехколесными средствами передвижения кататься по свободным улицам и дорогам).
Ради спасения или сохранения человеческой жизни эти запреты нарушаются. Не должны соблюдать пост дети(мальчики до 13-лет, а девочки – до 12-ти), не обязаны его соблюдать беременные женщины, роженицы, тяжело больные люди или престарелые. Путник, идущий в Йом-Кипур по местам, где часто встречаются змеи, скорпионы и другие опасности, имеет право надеть кожаную обувь; также это разрешено, если на ноге есть рана, или больной человек испытывает неудобства без обуви.
Еще в Йом Кипур может совершаться очень древний, иногда называемый «языческим» обряд капарот – принесение в жертву петуха от каждого мужчины, или курицы от женщины(тушки убитых птиц положено отдавать бедным людям); вместо этого можно приносить денежные пожертвования в пользу бедных(цдака); чаще цдака раздается на кладбище.
Постились, молились, от всего воздерживались… Йом Кипур закончился, мы живы, здоровы, и счастливы. В Божественной Книге Жизни записано оправдание всех наших мелких грехов, и поставлена подпись. Ура! Гмар хатима това!
И это все?
Нет.
В Талмуде сказано, что Йом-Кипур искупает только грехи, совершенные по отношению ко Всевышнему. Грехи, совершенные по отношению к другим людям, автоматически не искупаются.
Прежде, чем эти грехи и обиды простит Б-г, необходимо, чтобы их простили обиженные.
И в этом – самое главное, смысл этого мудрого праздника.
В Рош а-Шана мы уже задумались: тем ли путем я иду? Не изменить ли свою жизнь? Не пойти ли другой дорогой?
В Йом Кипур от нас требуют: повороши память, подумай – кого ты обидел по дороге? Даже мелкие обиды, которые ты нанес ненамеренно, не заметив этого, не обратив внимания, могут оставить глубокий след в душе другого человека, сделать его твоим врагом.
Б-г и еврейские обычаи требуют: проси прощения! Здесь, сейчас, в Йом Кипур, иначе не будет тебе доброй подписи в Книге Жизни! И не просто проси прощения: раскайся в содеянном, и попроси прощения после этого.
А обиженному предписано Б-гом в этот день прощать обиды, ибо раскаяние обидчика искренно.
И просить прощения и прощать необходимо обязательно, так как все мы — смертны, и никто не знает, когда он уйдет за ту черту, откуда нет возврата. Смерть страшна тем, что после нее ничего уже невозможно исправить: попросить прощения; простить; доказать что-то; договорить; добавить внимания, недоданного из-за недостатка времени; долюбить…
Как жить, если ты был виноват в чем-то перед близким человеком, и он ушел, не успев тебя простить?
Как жить, если он ушел по ту сторону жизни, не получив твоего прощения, из-за того, что ты упрямо всегда отказывал ему в этом?
Как жить с осознанием этого?
Просите прощения.
И прощайте.
И любите друг друга.
Гмар хатима това.