Речной круиз «Сезон тюльпанов» по рекам и каналам Нидерландов и Бельгии. Как это было

Это – в некотором роде заказная статья. Я собиралась описать впечатления, полученные во время путешествия по Бельгии и Голландии, рассказать об увиденном, повосхищаться красотами; но, поскольку читатели интересуются организацией самого круиза, оценкой и впечатлениями именно от этого — выполняю пожелания.
Мы купили круизный тур «Сезон тюльпанов» по рекам и каналам Бельгии и Нидерландов с 9.04 по 16.04.2019 года в израильской фирме «Гордон Турс». Слышала об этой фирме хорошие отзывы, в связи с тем, что эта фирма продает круизные туры по принципу «все включено»: полет; пребывание на судне; трехразовое питание; напитки – чай, кофе, пиво, вино, сок, минералка; все чаевые (кроме чаевых израильскому гиду); все экскурсии. Другие фирмы предлагают туры почти по той же цене, но экскурсии в стоимость тура не включены, и это увеличивает стоимость путешествия приблизительно на треть. В «Гордон Турс» мы заплатили 2041 евро за путевку на одного человека с проживанием в каюте на двоих с большими («французскими») окнами на второй палубе. После этого деньги нам нужны были только в трех случаях: завтрак по дороге из аэропорта на судно в первый день, завтрак по дороге с судна в аэропорт в последний день, и чаевые гиду. Ну, и, естественно – подарки, сувениры… но здесь, сколько бы вы ни потратили – претензии не к туристической фирме.


Фирма «Гордон Турс» выполнила свои обязательства почти полностью, исключая полет: нам обещали, что самолет прилетает в Амстердам, где у причала стоит судно, и откуда начинается круиз; однако, когда за несколько дней до отправления в круиз мы получили билеты, оказалось, что наш самолет приземляется в Брюсселе. В результате мы потеряли на переезд из Брюсселя в Амстердам приблизительно часа четыре(и также при возвращении – переезд из Амстердама в Брюссель). В самолете, как обычно в последнее время, питание не входило в стоимость перелета, а за свой счет можно было купить только небольшой бутерброд . И ехали мы голодные приблизительно до часу дня, пока водитель не сжалился над нами, заявив, что это – единственное приемлемое место для еды на всем пути от Брюсселя до Амстердама.
Мы уже смирились с тем, что первый день круиза у нас пропал, весь ушел на автобусную поездку до Амстердама. Чтобы доказать, что это не так, наша гид от «Гордон Турс» Марина Озерова повезла нас в деревню-музей Заансе Сханс, куда со всей Голландии собраны старинные ветряные мельницы и дома. Погуляли по деревне; посмотрели, как изготавливают национальную голландскую деревянную обувь — кломпы; купили по головке сыра, а кто-то – и первые сувениры. После этого на душе стало легче: все-таки первый день круиза не пропал зря!


На судно нас доставили немногим ранее пяти часов по местному времени. Там нас уже ожидало легкое угощение, которое позволило не умереть от голода до семи часов вечера, когда должен начинаться ужин.
Судно, на котором мы должны были совершать наш круиз, называлось «CRUCEBELLE 4», круизной компании «Crucemundo», штаб-квартира которой находится в Барселоне. Судно имеет четыре палубы: первая, нижняя, с малыми окнами – по-видимому, здесь располагается персонал и разные необходимые службы; вторая, основная – здесь находится большая часть пассажирских кают; на третьей палубе находятся рецепция, ресторан, бар, и небольшое количество пассажирских кают; четвертая палуба – открытая — предназначена для прогулок и солнечных ванн. На заглавном фото наше судно — крайнее справа; оно выглядит  очень маленьким по сравнению даже с небольшим морским круизным лайнером(слева). Но это нормальная величина для речных круизных судов.

Источник фотографии

Еще до покупки круиза нам сообщили, что это – первый рейс судна после капитального ремонта и обновления. Однако очень сдержанное цветовое оформление лобби, бара и кают почему-то вызывало подозрение, что все это едва ли обновлялось, и обивка мягкой мебели давным-давно выцвела, выгорела или пропылилась.
Каюта была небольшой – меньше, чем на морских круизных судах – но достаточно просторной для двух человек. И окна были замечательные – от пола до потолка. Оказалось, что это не очень хорошо: наша палуба во время стоянок находилась точно на уровне причала, и любой гуляющий мог заглянуть внутрь каюты. Поэтому во время стоянок эти роскошные окна приходилось зашторивать.

Холодильника в каюте не было. Казалось бы, он не нужен при трехразовом питании в ресторане судна и наличии бара, работающего допоздна. Однако купленную голландскую селедку и копченого угря пришлось немедленно съесть, поскольку до окончания круиза их хранить было негде; сыр все же долежал, не испортился, и был благополучно доставлен домой; закупленный разнообразный бельгийский шоколад был на грани таяния, когда каюту нагревало яркое весеннее солнце. А кому-то, возможно, хотелось бы ночью выпить холодной минералки или пивка… Кстати, бутылку минеральной воды нам приносили в номер ежедневно, независимо от того, выпита ли предыдущая.

Все в круизе было  хорошо, кроме ресторана: там был настоящий бардак – другого слова просто подобрать невозможно. Иногда в круизах места за столиками распределяют при регистрации на судне; иногда руководитель группы произвольно назначает места за тем или иным столом; в этот раз, поскольку группа была небольшой(25-30 человек, точно не знаю), наша руководитель Марина сказала: «Наши места – ряд слева от входа; садитесь, где и с кем вы хотите.»
Мы не опоздали к началу ужина, но другие пришли раньше, поэтому нам достался самый последний в этом ряду чудесный шестиместный столик. Оказалось, что он уже не относится к нашей группе, и он явно не относился ни к какой группе. Рядом с нами был длинный стол, за которым вместе сидела вся французская группа; а рядом – такой же, с болгарской группой. Все это обслуживал один официант, который наш столик полностью игнорировал: после неоднократных просьб и возмущения мы получали еду последними, и уходили из ресторана тоже последними.


Все происходило необычайно медленно. Во второй вечер был объявлен праздничный гала-ужин, где было не три, а шесть блюд: в результате этого мы ушли из ресторана в 10 часов вечера, не доев – просто надоело. Нам сообщили в самом начале, что шеф-повар ресторана – итальянец, и у него то ли уже есть «звезда Мишлена», то ли вот-вот будет – практически «в кармане», как говорят. К моему удивлению, блюда, которые нам подавали, были очень простыми; похоже, что повар из трав и пряностей знал только укроп, а о существовании соусов вовсе не подозревал. У меня возникли сомнения в наличии звезды Мишлена в поварском кармане, и дальнейшие события мои подозрения подтвердили.
После двух дней бардака и неразберихи в ресторане появился некий Джерри – словак лет 40-45, говоривший по-русски. Еще не зная, кто он, мы нажаловались ему на горькую судьбу нашего столика.
Как нам сказали впоследствии, Джерри – ответственный представитель компании «Crucemundo», приехавший «разруливать ситуацию» и наводить порядок. Он уволил директора ресторана и шеф-повара «со звездой Мишлена в кармане», нанял еще несколько официантов, и все время круиза во время обедов и ужинов находился в ресторане. Благодаря этим мерам воцарился относительный порядок: завтрак – «шведский стол», обед и ужин – меню по выбору. Блюда стали вкуснее; нас обслуживали быстрее.
Однако нас предупредили: быстрее, чем за полтора часа, ресторан судна обслужить нас не в состоянии. Для ужина это нормально: посидеть в хорошей компании, поговорить, пошутить – это неплохо; но на обед мы возвращались в перерыве между двумя экскурсиями, автобус постоянно застревал в дорожных пробках, мы спешили, мы опаздывали, мы куда-то не успевали доехать вообще(например, в Делфт мы так и не попали, к сожалению).
Мне говорили, что в таких круизах иногда группе, отправляющейся на экскурсию, выдают обед «сухим пайком», чтобы не возвращаться на судно; однако готовить еще и такой вариант обеда оказалось, очевидно, непосильной задачей для нашего ресторана. Возможно, что причиной медленного обслуживания в ресторане является также и недостаточная мощность кухни(площадь, количество плит, разделочных столов, наличие вспомогательного персонала).

В результате этих бесконечных автобусных переездов, стояния в пробках, нервных обедов с мыслью «побыстрее бы, мы опоздаем к сбору группы на экскурсию», честно говоря, у нас даже не было возможности отдохнуть. Мы путешествовали по Бельгии и Голландии; у нас был хороший добросовестный гид из Израиля Марина Озерова; мы видели и узнали много интересного; но мы не отдыхали – мы чувствовали себя загнанными лошадьми! У меня даже возникла крамольная мысль: а не стоило ли вместо круиза именно в данном случае взять автобусный тур по Бельгии и Голландии, маршрут которого в точности повторяет маршрут нашего круиза – в этом случае мы могли бы обедать там, где оказались к этому времени, и не были бы привязаны к ресторану судна.


Одной из прелестей круиза является спокойный, неторопливый отдых: ты отдыхаешь, а в это время твоя плавучая гостиница медленно перемещает тебя между пунктами назначения; при этом, прогуливаясь по палубе, ты можешь любоваться красотами, мимо которых ты проплываешь. В этом круизе гостиница исправно перемещалась – спасибо капитану и профессиональной команде – но мы ничего не видели при этом, так как перемещались по ночам. Прелесть неспешного плавания на судне нам продемонстрировали лишь в самый последний день круиза, когда у нас была только утренняя экскурсия, а после обеда мы плыли из Дордрехта в Амстердам.

Может быть, там, где мы плыли по ночам всю неделю круиза, ничего интересного и не было. И все-таки, однажды, выглянув в окно поздно вечером, я увидела нечто интересное. Сначала я просто растерялась: за окном не было ничего– ни очертаний каких-то предметов, ни огоньков, вообще НИЧЕГО – такая чернота, которой не бывает, и не может быть, как мне казалось. Очень долго глаза привыкали к темноте, и лишь потом я рассмотрела: на расстоянии приблизительно 10 см от окна находилась деревянная стенка. На стенке не было ни одной отметины — точки, за которую можно зацепиться взглядом – но все же я поняла, что мы очень-очень медленно опускаемся вниз относительно этой стенки. Очевидно, мы находились в шлюзе. Было бы интересно наблюдать процесс вхождения в шлюз днем, но если это происходит так медленно и так долго пришлось бы находиться в темноте… может быть, и правильно, что мы перемещались по рекам и каналам Нидерландов и Бельгии ночью.


Обычно в круизах по вечерам путешественникам предлагают развлекательную программу, на больших морских лайнерах даже роскошные шоу. Конечно, нельзя было ожидать такого шоу на небольшом речном кораблике, но все же то что было – явно недостаточно. Каждый вечер один-единственный молодой человек меланхолически что-то пел, аккомпанируя себе, или же просто играл какую-то мелодию… и так каждый день. Было очень скучно. Тот же самый вездесущий Джерри к концу круиза организовал «самодеятельность» силами официантов и команды; они пытались разыгрывать какие-то забавные сценки. Учитывая уровень актерского мастерства, больше всего это нравилось самим артистам. Сам Джерри тоже внес свой вклад в импровизированный концерт, очень неплохо исполнив песню из репертуара Фрэнка Синатры, но положения это не спасло.


Вообще, учитывая всю неразбериху и бардак во время круиза, похоже, что нам не повезло потому, что это был первый рейс этого судна после ремонта: ничего не было налажено, ничего не было отлажено, персонал был не подобран. Кстати, несмотря на прошедший капитальный ремонт, у кого-то в каюте не работал телевизор, у кого-то был забит слив в душе, и были еще другие жалобы. Хорошей была работа персонала, который обслуживал каюты, и очень хорошо и профессионально работала команда судна во главе с капитаном.
Согласно программе круиза, нам обещали знакомство со следующими городами и достопримечательностями: Амстердам, парк Кекенхоф, деревня Заансе-Сханс, Роттердам, Гаага, Делфт, Гент, Брюгге, Брюссель, Антверпен, Дордрехт. Из них не состоялась из-за недостатка времени экскурсия в Делфт(нам показали только делфтскую фабрику фарфора); мы несколько раз проезжали Роттердам, но экскурсии по нему не было(нам показали только роттердамский крытый рынок Маркхолл); мы посетили такие интересные объекты, как шоколадная фабрика, пивной завод с дегустацией пива, традиционную сыроварню( а точнее – магазин сыров) в Заансе-Сханс. Наш гид организовала нам две очень интересные экскурсии по музеям, которые не были предусмотрены программой. Дополнительно в последний день, по дороге в аэропорт Брюсселя, нас завезли в Гауду, где была небольшая экскурсия по городу и собору с необыкновенно красивыми и интересными витражами; там же мы обедали.


Несмотря на недостаток времени, наш гид сумела организовать экскурсии так, что часть туристов, которая ехала в круиз с целью не только увидеть Нидерланды и Бельгию, но и «прикупиться, приодеться», получила достаточное время для шопинга в Брюсселе, Дордрехте и Гауде; были сделаны крупные закупки, и все были довольны.


На вопрос о маршруте круиза я ответить не могу: на карте, приложенной к нашим путевкам, была схема маршрута, часть которого была обозначена по суше, часть – вдоль морского побережья Нидерландов. В море на речном судне мы, конечно же, не выходили. На карте, которая была на стенде около рецепции, маршрут был обозначен по-другому, но и там он был показан частично по суше. Где мы плыли, точно знает только капитан судна, но никто этим не поинтересовался во время круиза.
С погодой нам очень не повезло. Везде, где мы были, мы видели распускающиеся деревья; кое-где цветение этих деревьев; конечно, тюльпаны и нарциссы – в общем, все признаки наступления весны; но всю неделю нашего круиза была невероятно холодная погода с дневными температурами почти всегда 5-9 градусов и невероятно холодным резким пронизывающим ветром; дождей, к счастью, не было. Нам сказали, что это – аномально холодная погода для этих мест и этого времени, но нам от этого, конечно, теплее не стало. Если бы этот круиз был организован месяцем позже, даже аномальная майская погода была бы, возможно, теплее… а тюльпаны бы все еще цвели.

Было так холодно, что каждый день приходилось одевать теплые куртки, шапки, перчатки… но холодно было все равно.

Насколько я поняла, все недостатки в организации круиза – на совести круизной компании «Crucemundo», которая организовала этот круиз(и организовала плохо). Наша израильская фирма «Гордон Турс» просто купила у «Crucemundo» путевки и перепродала нам; они ответственны только за организацию перелета, доставки на круизное судно и за профессионализм гида. Поэтому к этой фирме претензий нет… хотя, если они не первый раз работают с фирмой «Crucemundo», они должны знать репутацию фирмы и уровень обслуживания, который она может предоставить. Что касается меня – в следующий раз, если я соберусь в речной круиз и увижу, что его организует фирма «Crucemundo» — я десять раз подумаю, и выберу этот круиз, только если там будет эксклюзивная, сногшибательная экскурсионная программа, которую нигде больше не найти.


Ну, а если подытожить все впечатления от круиза «Сезон тюльпанов» по Нидерландам и Бельгии, можно сказать, что экскурсионная программа этого круиза была интересной; мы многое увидели и узнали; а мелкие неполадки и большой бардак в ресторане судна скоро забудутся – я вспомнила о них, только для того, чтобы дать полный отчет об этом круизе.