Полузабытая магия стекла

В нашем городе в Бейт-Наглер открылась необычная выставка: 4-я биеннале «Магия стекла». Выставка проходит без особого шума и рекламы, но тем не менее ее посетить стоит.
Раз в два года израильские мастера и художники по стеклу, при поддержке хайфского муниципалитета, показывают свои работы.


Мы уже стали забывать, что такое стекло. Пользуемся одноразовой посудой из пластика, да и не только посудой: почти везде пластик заменил в нашей жизни стекло — дешевый, тонкий, часто бесцветный пластик. Лишь в очень немногих семьях сохранилась посуда из цветного стекла и хрусталя, которую трепетно берегли наши родители, выставляя на стол только по праздникам.
Стекло ушло из нашей жизни, а вместе с ним ушел праздник.
Попробуйте объяснить ребенку, что стекло – это потрясающе красиво, если этот ребенок из стеклянных изделий видит только оконное стекло да примитивные банки от овощных консервов!
А сами-то вы помните?

Выставка «Магия стекла-4» дает возможность вспомнить, каким красивым может быть стекло; а тем, кто этого не знает – впервые увидеть эту красоту.

Стекло – это очень древний материал; никто точно не знает, когда оно было изобретено, но находят фрагменты стеклянных изделий, которые датируются 3-м тысячелетием до нашей эры. Итого – пять тысяч лет, и все это время методы изготовления и обработки стекла менялись и совершенствовались, и при этом они всегда держались в секрете, как величайшая ценность. Мастеров ценили и уважали: в средневековой Венеции стеклянных дел мастера имели привилегии, которые приравнивали их к высшему сословию города.

Стекло пережило свой расцвет, а сейчас оно постепенно уходит в тень, оно постепенно выходит из повседневного употребления. Но исчезая из повседневности, стекло остается как материал для художественных изделий, как праздник красоты, которую вносят в нашу жизнь творцы этих изделий.
На выставке представлено более ста произведений. Нам, профанам, не понять, что означает метод фьюзинга, слампинга, кракелажа; что выполнено в технике тиффани, а что в технике дутого стекла, что обработано химически, термически, пескоструйными аппаратами… Мы видим лишь конечный результат – и это красиво, очень красиво!

Меня очаровали сказочные стеклянные леса, текучие формы светильников и еще чего-то, что явно не имеет другого функционального назначения, кроме как радовать душу.

Смотришь на эти работы, и вспоминаешь: оно ведь жидкое – стекло; оно течет, оно пластично и меняет свою форму при высокой температуре!

Жидким стекло видят обычно лишь те, кто работает с ним; но здесь они остановили мгновенье и дают возможность и нам полюбоваться на эту текучесть и изменчивость форм, на эти потоки, капли, загадочные фигуры, возникающие где-то в этой путанице струй.


Стеклянные цветы мне уже приходилось видеть, но я первый раз вижу попытку изобразить в стекле одуванчик – такой легкий, невесомый, пушинки которого готовы взлететь от малейшего дуновения ветра… Как вы думаете, удалось ли художнику показать нам одуванчик?


А этот манекен, демонстрирующий бюстье и пестрые обтягивающие брюки — вы думаете, он попал сюда случайно?

Нет, и бюстье, и брюки – это мозаика из стекла(или фарфора).

И эта обувь – тоже.

Очень большая, очень сложная работа, и получается красиво, но… мне жаль все эти разбитые сервизы, чашки, тарелки с тонкой изящной росписью, которые когда-то так берегли наши мамы. Новое поколение художников, не вобравшее в сердце эту красоту старины, считает старую художественную посуду лишь интересным материалом для своих работ. Старую посуду разбивают на мелкие кусочки, чтобы сделать мозаику; грубо расписывают сверху; наполняют грязного цвета стеклянной массой, изображая приготовленное поваром блюдо(это уже воспоминания о другой выставке, в Хайфском городском музее). Жаль старые чашечки…
На выставке есть разные стеклянные зверюшки, но как же без кошек?! Это – святое.

Кому-то понравятся кошки, кому-то стеклянное белье на веревочке, а кто-то, возможно, сам имеющий опыт работы со стеклом, сможет оценить мастерство художников, тонкость и изящество их работы.


На выставке много интересных работ. Можно посмотреть, полюбоваться, познакомиться с мастером, купить понравившуюся вещь.

Да, конечно – дорого. Но это – искусство. Искусству всегда нужны покупатели и меценаты. Жаль только, что выставка находится так далеко от путей прогуливающихся по Хайфе заезжих покупателей и меценатов; ее показать бы где-нибудь на Мерказ Кармель в районе гостиниц, или в Немецкой Колонии…
Это лишь пожелание. Реально выставка демонстрируется в Бейт Наглер; адрес – ул.Бен Цви, 14, Кирьят Хаим, Хайфа. Общественным транспортом сюда можно добраться из Хайфы на Метронит 1 или 2 до остановки Бен Цви, а затем либо пешком вдоль по этой улице, либо автобусом 26.
Вход на выставку – свободный и бесплатный.
Часы работы: с воскресенья по четверг с 8.00 до 20.00, по пятницам — закрыто, по субботам и праздникам — с 10.00 до 16.00; телефон 04-8724694.