Женщины древней истории. Рахиль(Рахель)

Бедная Рахиль!
Если допустить, что истории, изложенные в Библии, произошли в действительности – когда-то, в незапамятные времена, насколько печальна судьба Рахили!
И в какой запутанный, трагичный узел сплелась судьба всех действующих лиц этой истории: Иакова, Рахили и ее сестры Лии, и все это произошло по воле хитрого и безжалостного отца двух сестер – Лавана,  а также по воле Господа Б-га — справедливого, но не менее жестокого в своей справедливости, чем Лаван в своей хитрости.
Такое обычное начало истории: путник, пришедший из чужих краев,  подошел к колодцу, где собирались пастухи, поившие здесь свои стада, и увидел красивую пастушку – Рахиль.

 

Рахиль


Усталый путник, завершивший свое путешествие – Иаков, сын Исаака и Ревекки.
Иаков, любимчик матери…  Что принесло ему право первородства и благословение отца, добытое материнской хитростью, кроме изгнанничества?  
Поспешное бегство в Месопотамию от ярости обманутого брата, едва прикрытое необходимостью жениться в чужих краях, поскольку плохи – непочтительны и склочны —  местные девицы.
Долгий путь из Ханаана в Месопотамию; и вот, наконец — место, где живет его дядя по матери Лаван, у которого может изгнанник найти приют и защиту, и жену по вкусу родителей – одну из дочерей Лавана. Явно такая жена придется по вкусу родителям, ведь она будет  точь-в-точь, как мама Ревекка в молодости.
И как хорошо, что прекрасная девушка, встреченная им у колодца, оказалась одной из дочерей Лавана!

 

Иаков и Рахиль

Наконец изгнанник обретет покой: он – среди родных; и, возможно, женится на дочери Лавана, если отец ее согласится отдать ее за него…  И здесь мы впервые узнаем, что у Лавана было две дочери: старшая, Лия, была не очень красива, и, кроме того, «слаба глазами»; младшая, Рахиль, была «красива лицом» и «стройна станом».
И Лаван согласился отдать Иакову в жены свою дочь Рахиль; но, поскольку у Иакова, пришедшего в его дом изгнанником, не было никакой собственности, а в тех краях и в то время было принято платить выкуп за невесту, жених и отец невесты договорились, что Иаков будет работать на Лавана семь лет, чтобы получить в жены его младшую дочь Рахиль.
«И служил  Иаков за Рахиль семь лет, и они показались  ему за несколько дней, потому что он любил ее.»  Это строки из  Библии – так поэтично, так проникновенно о любви…

Иаков и Рахиль

Люди, которым не довелось в своей жизни познать любовь, считают ее досужей выдумкой глупцов, которых можно и следует обманывать, используя эту  их «любовь». Таков был и Лаван, отец Рахили. По прошествии семи оговоренных в договоре лет, Лаван недрогнувшей рукой ввел вечером в свадебный шатер Иакова не Рахель, а Лию, свою старшую дочь. В шатре было темно, невеста, согласно обычаю, была под покрывалом, и голосом она себя тоже не выдала.

Музей Израиля. Наряд невесты

Жаль, конечно, и Лию, которая по согласию с отцом пошла на этот обман – наверное, перспектив на другое замужество у нее не было. Но что чувствовала Рахиль в эту ночь, когда вместо нее за ее любимого Иакова отдавали замуж ее сестру?…

 

«Течет над пустыней высокая ночь,
Роняет прохладные росы,
И стонет Лаванова младшая дочь,
Терзая пушистые косы,
Сестру проклинает и Бога хулит,
И Ангелу Смерти явиться велит.

И снится Иакову сладостный час:
Прозрачный источник долины,
Веселые взоры Рахилиных глаз
И голос ее голубиный:
Иаков, не ты ли меня целовал
И черной голубкой своей называл?»
(Анна Ахматова)

Иаков и Рахиль

Обманутый Иаков при свете утра увидел рядом с собой не Рахиль, а Лию. В ужасе он спрашивает Лавана: «Что ты сделал со мной?! Я ведь просил у тебя в жены Рахиль, и за нее работал у тебя семь лет!»
Вот в этом и вся причина Лаванова обмана: семь лет на него работал работник, которому не нужно платить; и работал он, как говорят «не за страх, а за совесть», стремясь угодить будущему тестю —  чтобы не передумал, не отдал Рахиль замуж за другого…
И вдруг лишиться такого работника?!
Лаван уже все продумал: «В наших местах не отдают замуж младшую дочь прежде старшей! А что ты работал семь лет, то я ведь не отдаю своих дочерей бесплатно: мои дочери – это мое достояние, каждая стоит семь лет работы!»
Действительно, был такой обычай, и даже не в столь глубокой древности, что не могла младшая дочь выйти замуж раньше старшей;  но ведь не сказал Лаван этого Иакову, когда тот просил у него в жены младшую дочь!
И сказал Лаван Иакову: «Ну и что здесь плохого?! У тебя будет две жены, потому что я отдам за тебя замуж  и  младшую дочь… только отработай за нее еще семь лет! А я уж сделаю тебе одолжение – отдам Рахиль авансом; подожди только неделю, поживи с Лией – все-таки муж  ты ей теперь. А через неделю и вторую свадьбу сыграем! А отрабатывать ты будешь после свадьбы – семь лет работы за Рахиль, как и договаривались.»
Так и началась совместная жизнь – втроем: две женщины и один мужчина. Две сестры, две соперницы…  Одна – любимая, но и вторая – жена, со всеми полагающимися ей правами: на одежду, на украшения … и на совместную постель. Одна получает все, как дар; вторая – по обязанности.
И здесь, согласно Библии, в ситуацию вмешался Господь Б-г…  Скучно ему стало на небесах; решил подшутить над тремя не слишком счастливыми людьми, прикованными друг к другу. Б-г любит шутки и нестандартные решения…

Лия

Итак, «Господь узрел, что Лия была нелюбима и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна».
У некрасивой и нелюбимой Лии один за другим рождаются сыновья: Рувим, Симеон, Левий, Иуда.
А Рахиль – бесплодна.
Ночи, проведенные с ней – это ночи любви, но это – пустые, бесполезные  ночи, они не приносят плодов.
После этих ночей не родятся дети, которые продолжат дело отца; не будет преемников, которые из отчего дома выйдут осваивать новые земли; не появятся дочери, которые будут покоить и нежить престарелого отца в своем доме.
Бесплодная женщина – проклята, презираема всеми; муж имеет право развестись с ней и вернуть ее в дом родителей, как бракованный товар.
Бедная Рахиль!

Рахиль

Ее слезы в истории стали понятием нарицательным:

  «Нынче все мы стали бездомны,
Словно вечно бродягами были,
И поет нам дождь неуемный
Про древние слезы Рахили.»
 (Владислав Ходасевич)

А рядом – сестра Лия со своими сыновьями, сыновьями Иакова, любимого мужа Рахели, так похожими на Иакова… Лия может их ласкать, играть с ними… и Иаков радуется, глядя на детей, и знает, что Лия – мать его детей, Лия – продолжательница рода.
Рахиль плачет и просит: «Иаков, дай, дай мне детей, или я умру!»
И  Иаков разгневался на Рахиль, и сказал: «Разве я – Б-г, который не дал тебе плода чрева? Проси у  Господа детей!»

  «Эти мысли горят… Они жгут, как огнём,
И в душе у меня пробудили
Затаенный на дне – я забыла о нем! –
Скорбный плач неутешной Рахили.»
(Татьяна Щепкина-Куперник)

Отчаявшаяся Рахиль прибегла к помощи – как сказали бы сейчас – суррогатной матери: она дала в наложницы Иакову свою невольницу Валлу. Когда Валла забеременела и пришло ей время рожать, Рахиль сразу же приняла новорожденного себе на колени – таков был, уже в те времена старинный, обряд усыновления ребенка женщиной. Теперь был уже у Рахили сын от Иакова – Дан, как она назвала его; но Валла родила еще раз от Иакова, и Рахиль приняла и этого ребенка на колени, как своего… И вот уже два сына есть у Рахили от любимого мужа!
А что же Лия? Лия, которая последнее время по какой-то причине перестала беременеть, боясь утратить свою роль главной, плодовитой женщины в семье, тоже прибегает к суррогатному материнству! Она немедленно тоже отправляет в постель Иакова свою рабыню Велфу, которая тоже рожает сына Иакова, которого Лия признает своим.

В общем-то, Иакову жилось неплохо…

А после этого начинается темная и не совсем красивая история с мандрагорой. Мандрагора – это растение семейства пасленовых, и, как и почти все  пасленовые, она очень ядовита. Однако в древности и даже в Средние Века мандрагора считалась волшебным растением, применялась в различных колдовских обрядах; а главное – считалось, что настойка мандрагоры излечивает женщин от бесплодия.

Так случилось, что однажды старший сын Лии, Рувим, нашел мандрагоры и принес их своей матери. Увидела это Рахиль, и попросила у сестры мандрагор: «Зачем они тебе, Лия? А я – бесплодна и не могу родить сына мужу нашему и господину».
И Лия ответила: «Неужели тебе мало завладеть мужем МОИМ, что ты еще домогаешься и мандрагоров сына моего?»
В этих словах – ответ тем, кто утверждает, что сестры мирно делили одного мужа на двоих, и что Рахиль, якобы, сама помогала перед свадьбой облачать Лию в ее, Рахили, одежды – потому что, якобы, без участия Рахили нельзя было осуществить подмену невесты. Да Рахиль, скорее всего,  просто заперли где-то во время брачного обряда, когда Лия, закутанная в покрывала, изображала Рахиль! И затем, когда Иаков все-таки женился на Рахили, Рахиль уже  всегда была второй, младшей женой, а по мнению Лии – узурпаторшей, захватившей ее, Лии, законного мужа!
И сказала Лия насмешливо: «Купи у меня мандрагоры! Что ты можешь мне дать равноценного за волшебные мандрагоры, излечивающие от бесплодия?!»

Торг

И ответила ей Рахиль: «За мандрагоры сына твоего я отдам тебе мою ночь с мужем. Пусть он сегодня ляжет в твою постель, а не мою.»
Лия вышла навстречу пришедшему вечером с поля Иакову, и объявила: «Я купила тебя на сегодняшнюю ночь за мандрагоры сына моего!» И Иаков послушно отправился в постель Лии, не возмутившись тем, что стал предметом торга, сделки купли-продажи.
А что же остальные действующие лица этой истории?
Рахиль получила мандрагоры и, по-видимому, начала с их помощью лечиться от бесплодия.
Лия здесь выступает ловкой торговкой, провернувшей удачную сделку, практичной и находчивой женщиной.
А Господь Б-г?! Как он отреагировал на женскую уверенность в том, что муж может быть предметом торговли? Он погладил свою умную дочь Лию по головке и послал ей еще двух сыновей и одну дочь. Всего Лия родила Иакову шесть сыновей: Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара,  Завулона и дочь Дину.
А Рахиль все это время мечтала о детях, но не могла забеременеть…

Торг

  «Горе нам, что по воле Божьей
В страшный час сей мир посетили!
На щеках у старухи прохожей —
Горючие слезы Рахили.»
 (Владислав Ходасевич)

И вот, наконец, «… вспомнил Б-г  о Рахили, и услышал ее Б-г, и отверз утробу ее. Она зачала и родила сына; и сказала: снял Б-г  позор мой».
Бедная Рахиль!
Ее сестра, рожая своих многочисленных детей, которые так легко ей давались, стремилась добиться любви мужа – чужого жениха, полученного обманным путем  и  закрепить свое положение в семье.
Одинокая Рахиль в большой семье, где была другая женщина и множество ее детей, была чужой и посторонней;  положение ее было неясно: да, жена, но где же ее дети? – скорее любовница, наложница, женщина для удовольствия хозяина, предмет всеобщего презрения и насмешек. Именно поэтому Рахиль, родив, наконец, долгожданного ребенка, говорит: «снял Б-г позор мой!»

Рахиль

Вскоре после того, как Рахиль родила долгожданного сына, Иаков собрался возвращаться на родину; он попросил расчет у Лавана – сколько ему причитается за многолетнюю работу во славу дома Лаванова?
Хитроумный Лаван, не желавший расставаться с хорошим работником, заявил, что ничего Иакову не положено: он только отработал выкуп за двух своих жен. Лаван предложил Иакову продолжать работать на него. За какую плату? Это надо подумать…
Иаков сам предложил вид оплаты: из тех Лавановых стад, что он пасет, он будет забирать скот, как сказали бы сейчас, «некондиционный» — с пятнами и крапинами.
После этого Иаков еще прослужил у Лавана шесть лет.

Иаков работает у Лавана

Все эти годы Лаванов скот в основном рожал потомство пестрое, в пятнах и крапинах. Так случилось, как пишут Библия и Танах, благодаря помощи Б-га Иакова, и его собственным, Иакова,  ухищрениям – Иаков, как сказали бы сейчас, вел целенаправленную  селекционную работу по выведению пестрого скота. Правда, метод, описанный в Писании, несколько странен на наш современный взгляд, но, тем не менее, за шесть лет Иаков приобрел огромные стада пестрых овец и коз, а Лавановы стада значительно уменьшились, поскольку «кондиционная» скотина в эти годы рождалась намного реже, чем «некондиционная».
По прошествии шести лет Иаков, теперь уже богатый человек, решил, что настало время возвращаться в родной Ханаан. Боясь, что Лаван воспротивится его уходу, он решил это сделать втайне, и обе жены – Лия и Рахиль – согласились с этим; оказалось, что и  у них была обида на отца: «… продал нас и не выделил доли» и какое-то «серебро наше проел». Естественно, что женщинам, прожившим  20 лет с мужем,  муж уже дороже отца, и благосостояние своей семьи важнее, чем благосостояние отца и братьев.
Вместе с женами, детьми, прочими чадами и домочадцами, вместе со стадами, приобретенными за шесть последних лет работы, Иаков в отсутствие Лавана отправился в путь. Тесть его вернулся домой только через три дня и, не найдя Иакова с семьей, бросился вдогонку.
Догнав их, Лаван упрекнул Иакова: «Что ж ты ушел тайно? Не позволил мне попрощаться с дочерьми, поцеловать внуков в последний раз…  А вдобавок и обокрал!» Оказалось, что без ведома Иакова кто-то украл святыню и ценность – идолов Лаванова дома(Лаван-то, оказывается, хотя и верил в «Б-га  отца нашего», в то же время держал дома и идолов, и поклонялся им!).
Иаков чистосердечно возмутился: «Какие идолы? Не брал я! Обыщи весь наш стан – не найдешь, я уверен.  А если  у кого найдешь – тот не будет жив!»»
И действительно, не нашли…  Так и расстались, попрощавшись.
А идолов взяла Рахиль: то ли боялась остаться без их покровительства, то ли хотела, чтобы у любимого мужа было все, даже отцовские идолы; чтобы помогали эти идолы отныне не Лавану, а любимому мужу – Иакову. А ведь кто-то еще утверждает, что Лия больше любила мужа, а не Рахиль…
Потом еще много было событий, поскольку странствия Иакова не закончились: он встретил брата своего Исава, вместо которого он обманом получил отцовское благословение; Иаков, зная вину свою, низко кланялся Исаву, называя его господином своим, а себя – его рабом, и подарил ему дорогие подарки.

Встреча Иакова и Исава

Были скитания среди враждебных племен, убийства и предательство, и снова скитания. Все это касается Рахили лишь постольку, поскольку она, наконец, снова забеременела и,  где-то в дороге, родила второго сына; рожала тяжело, и, дав жизнь ребенку, сама не выжила, умерла;  двух ее сыновей – Иосифа и Вениамина – Иаков всегда любил больше всех своих детей.

Гробница Рахили

А Лия? Лия прожила еще много лет, но все же умерла раньше Иакова; была похоронена в семейной гробнице в пещере Махпела, рядом с другими праотцами и праматерями еврейского народа.
Такова эта древняя история любви-ненависти трех человек: Иакова, Рахили и Лии. Все три имени тысячелетиями популярны в еврейском народе, их именами называют новорожденных. Согласно каббале, вместе с именем новорожденный принимает судьбу человека, которого прежде так называли. Все родители хотят своим детям счастья. Так кто же был счастливее: Лия или Рахиль? И что такое вообще – счастье, и так уж необходима для него любовь?

Лия – не слишком красивая, спокойная, без сильных чувств; послушная отцу, а затем и мужу; плодовитая, несомненно — хорошая мать; знающая свои права(«…мало тебе завладеть мужем МОИМ»), умеющая их отстоять; имеющая твердое и устойчивое положение в семье; деловитая; уважаемая всеми; долгожительница. Имя Лии охотно давали девочкам, желая им семейного счастья, плодовитости и долголетия.
Рахиль — красивая, любящая и любимая – навсегда, на всю жизнь; но жизнь ее коротка, полна тревог и испытаний;  детей рожает мало и с трудом…  Пожелать ли дочери такой судьбы?..  Но имя Рахиль тоже очень охотно давали девочкам, желая им красоты и взаимной любви.
  «Ах, под нашей тяжелой ношей
Сколько б песен мы ни сложили —
Лишь один есть припев хороший:
Неутешные слезы Рахили!»
(Владислав Ходасевич)

Такова старинная легенда, как она изложена в Библии. Однако за много столетий накопилось немало толкований, мифов, легенд, дополняющих Библию… и как бы слегка исправляющих ее. В них неожиданно характеры сестер – Лии и Рахиль —  и их роль изменились.
Лия вдруг стала превозноситься как «настоящая жена» «любившая мужа до самозабвения», ее качества — «терпение, смирение и безмерная любовь к мужу». «Лия была безропотной, она умела терпеть даже неправду, и спокойно выносила тяжелые обстоятельства. При всем этом она была довольной и благодарной», «От ее слабых, тусклых глаз исходила застенчивость и беспомощность» и даже ее глаза, согласно некоторым легендам, стали «слабыми», из-за того, что она «выплакала»их еще в девичестве, когда, по одним легендам, «просила у Б-га праведного мужа», а по другим – «узнала,  что ей, как старшей дочери Лавана, предназначено стать женой старшего сына Исаака, Исава, о дурном нраве которого она была наслышана»(в то время, как Исав об этом даже не слышал, взяв себе двух жен в родных местах, как сообщает Библия).
Образ Рахили тоже вдруг стали толковать по-другому. Ее качествами вдруг стали «гордыня, зависть, борьба с сестрой», «настырное упрямство».  «Рахиль же была дерзкой не только в обращении с людьми, но и по отношению к Самому Богу. Когда что-либо шло не по ее воле, она ссорилась и пререкалась с Ним, если же исполнялось ее желание, то она хотела еще большего! Безобразно обращалась она со своей сестрой.»(Последняя цитата взята с одного из христианских сайтов, который учит женщин смирению и любви к Б-гу; интересно все-таки, как авторы, спустя несколько тысячелетий выяснили такие подробности отношений Рахили с Б-гом, которые, кроме них, никому не ведомы.)И в вину Рахили ставится даже ее беда: то, что она родила первого сына лишь по прошествии семи лет после свадьбы.
Действительно – бедная, бедная Рахиль!

Четыре праматери еврейского народа:
Сарра, Ривка, Лея и Рахель
(Сарра, Ревекка, Лия и Рахиль)

Однако еврейская традиция обеих сестер называет «праматерями» — прародительницами еврейского народа, и каждой воздает по заслугам. Лия стала родоначальницей восьми «колен израильских» из двенадцати; будучи старшей дочерью, Лия получила большие дары от Бога: ее потомкам принадлежит как священничество (ее потомок Аарон), так и царство (ее потомок Давид).
Не забыта и Рахиль(Рахель): ее первенец, Иосиф, во время голода спас все потомство Иакова от голодной смерти, и все сыновья Лии «поклонились ему в ноги». Рахиль, как утверждается, была заступницей перед Б-гом  за еврейский народ во времена его бедствий, и молила Господа смилостивиться над людьми, угоняемыми в вавилонский плен. Когда изгнанники шли мимо ее могилы, они услышали плач Рахили: Рахиль оплакивала судьбу своих потомков. Но тут послышался голос Всевышнего: «Удержи голос твой от рыданий, а глаза твои – от слез… и возвратятся они из земли чужой! Есть надежда на будущее твое… и возвратятся дети в пределы свои!»
Кроме того, по некоторым источникам, одно из священных 4-х растений праздника Суккот(Кущей), а именно — речная верба, вянущая первой, символизирует Рахиль, жизнь которой была недолгой.
И, наконец, в христианской традиции Рахиль стала символом умозрительной монашеской жизни, а Лия — деятельной мирской и продолжательницы рода. 

Микеланджело. Рахиль(слева) и Лия(справа).

  «А человек идет за плугом
И строит гнезда.
Одна пред Господом заслуга:
Глядеть на звезды.
И вот за то тебе спасибо,
Что, цепенея,
Двух звезд моих не видишь — ибо
Нашел — вечнее.
Обман сменяется обманом,
Рахилью — Лия.
Все женщины ведут в туманы:
Я — как другие.»
(М.Цветаева)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *