Секреты стиля Айрис Апфель

Кто такая Айрис Апфель?
Самая старая и самая крутая девушка Манхеттена. 99 лет. Икона стиля.
Наверное, уже не осталось людей, которые не видели хотя бы один раз, хотя бы одну ее фотографию. И – редкостный случай: фотографиями Айрис Апфель больше интересуются женщины, чем мужчины.
Почему?
Потому, что – это наша надежда! Надежда на то, что, даже постарев, даже в возрасте семьдесят, восемьдесят, девяносто, девяносто пять лет можно выглядеть хорошо, можно смотреть на себя в зеркало без отвращения, и даже, как ни странно, заставить молодых женщин завидовать и подражать тебе, девяностопятилетней…


Но как она сумела это сделать?
Она разработала свой собственный, уникальный стиль, свой имидж.
Да, все мы слышали об имиджмейкерах – профессионалах, которые создают имидж для селебрити, политиков, просто богатых людей. Из простушки они делают королеву; из плохо одетого, криво постриженного, привыкшего к глупым гримасам и странным жестам начинающего политика делают внушающего доверие благородной внешностью и горделивой осанкой человека.
Айрис Апфель – это другой случай. Она не подстраивалась под созданный для нее другим человеком образ; она придумала и создала этот образ сама: для себя и только для себя.
Получается – она любитель? Не совсем. Любитель такое создать едва ли может.
Она – профессионал, хотя и в несколько иной области.
У нее хорошее образование: курс истории искусств в Нью-Йоркском университете и художественная школа при Университете Висконсина.
У нее очень большая практика: она была дизайнером интерьеров; среди прочего она оформляла интерьеры Белого Дома для девяти президентов, начиная с Гарри Трумена. (Трумен – какая незапамятная древность, скажете вы; но вспомним, что наша героиня, Айрис Апфель, родилась в 1921 году!)
Заказчики хотели красивые интерьеры; требовались красивые, часто старинные ткани. Кроме того, что она всегда могла найти небольшую фабрику, готовую изготовить один-единственный рулон ткани по ее заказу, Айрис Апфель стала завсегдатаем аукционов, барахолок и блошиных рынков. Из поездок в Европу она привозила даже не чемоданы, а контейнеры старинных тканей и одежды. Все раскупалось; к ней выстраивалась очередь на получение этих уникальных вещей. А уже в 1950 году они с мужем Карлом Апфелем основали компанию Old World Weavers, которая занималась реставрацией тканей и предметов интерьера, а также создавала точные копии текстиля прошлых веков.
И, наконец, последнее – хотя, может быть, об этом стоило сказать в начале: Айрис унаследовала хороший вкус матери, у которой был бутик модной одежды; она усвоила материнские уроки вкуса и стиля. Еще в 11 лет она выдержала «экзамен»: мать выдала ей некоторую сумму денег и предложила самостоятельно купить платье к празднику. Айрис вернулась не только с платьем: она купила подходящие к платью туфли и шляпку; мать одобрила ее выбор и похвалила вкус.
После этого последовали 88 лет шлифовки вкуса и стиля; и вот мы видим Айрис Апфель такой, какой она сама себя создала за эти годы. А ведь «материал»-то был не слишком качественный: она была и в молодости далеко не красавицей. Однако, как она сама сказала: «Если вы внешне непривлекательны, вы развиваете в себе шарм и остроумие, может, какой-то талант или уникальную черту. Если вы некрасивая, у вас больше шансов стать привлекательной. А если вы красивая, зачастую вы просто красивая и все.» Красота с годами уходит; уникальность, талант и вкус остаются.


Давайте присмотримся к ней внимательнее и попробуем разгадать ее секреты: каким образом можно добиться, чтобы окружающие видели в тебе не вызывающую жалость и сочувствие хрупкую столетнюю старушку, а хорошо одетую даму, о возрасте которой даже не задумываются?
Первое, что бросается в глаза в облике Айрис Апфель – очки. Невероятно большие, просто огромные очки. Растерявшись, думаешь: это действительно очки? почему такие большие? это хорошо или плохо? нравятся ли мне такие очки или нет?


Над очками успеваешь заметить аккуратную стрижку: волосы седые и густые – может быть, это парик? Может быть, и парик – но это не грех в таком возрасте. Если и парик, то очень хорошего качества: волосы часто зачесаны вверх, и видна линия роста волос, которая выглядит вполне естественной.
Но волосы можно заметить, а можно и не заметить: взгляд приковывают к себе одежда и аксессуары. Одежда чаще всего из тканей со сложными многоцветными рисунками или изысканными вышивками; ожерелий, браслетов, колец так много, что растерявшись в этом многообразии цветов, оттенков, материалов, рассматриваешь это все и успеваешь заметить только, что надето это все на маленькой хрупкой женщине, вроде бы не молодой, но так красиво и интересно одетой… и снова не смотришь на бледную кожу, не считаешь морщины, а рассматриваешь произведение ее искусства – наряд, которым она умело заслоняет следы прожитых лет.
Ну как можно увидеть морщины на ее шее, если вместо этого взгляд приковывает необыкновенное ожерелье?
Как можно рассмотреть сухонькие ручки с голубыми венами, когда смотришь, не отрываясь, на ее браслеты, и пытаешься сосчитать: сколько их?


Обилие деталей – это один из секретов стиля Айрис Апфель. Обилие украшений; но тщательно, с большим вкусом подобранных украшений. Можно заметить, что она особенно любит украшения из бирюзы(туркиз). Сколько же у нее этой бирюзы… килограммы, тонны? И ее чистосердечное признание: «…когда я ношу серебряное ожерелье с бирюзой, я должна быть уверена, что не простою на коктейльной вечеринке больше 8-9 минут, перед тем как сесть за стол ужинать. Иначе я просто упаду».


Все это обилие деталей, украшений, фактур, вышивок подобрано с большим вкусом, который и создает гармоничный образ. Стиль Айрис Апфель опровергает осторожные рекомендации стилистов журналов мод, которые каждая из нас читала неоднократно: «За годы жизни в гардеробе каждой женщины накапливается немало украшений, но это не значит, что их нужно носить все и сразу. Минимализм в образе подчеркнет аристократичность. Часов, кольца и сережек будет вполне достаточно. Если вы решили надеть крупное колье, то маленькие гвоздики в ушах, а не большие «люстры», будут лучшими соседями». Айрис Апфель говорит другое: чушь все это! «Больше — это больше, а меньше — это скучно».


Какие цвета преобладают в гардеробе этой престарелой дамы?
Она носит все!


Единственный цвет одежды, который не попался мне на ее фотографиях — розовый; этот дико, пронзительно розовый, цвет куклы Барби, который некоторые немолодые женщины считают самым подходящим, чтобы приобщиться к когорте молодых.
Она носит красный, синий, голубой, зеленый, желтый и разные их сочетания.
И, конечно, светлые тона, которые освещают лицо и делают его моложе.


Она носит и черный, добавив к нему светлый воротничок или контрастное ожерелье; а иногда роль такого «осветлителя» выполняет только ее седая шевелюра. Почти все немолодые женщины боятся седины, и тщательно ее закрашивают; а на примере Айрис Апфель мы видим, что седина может украшать женщину и зрительно делать ее моложе.


Иногда она надевает наряд минималистского стиля: она называет это своим «стилем дзен». Однако минимализм у Айрис Апфель означает наличие минимум одного броского ожерелья … и, разумеется, браслетов.


И еще один секрет Айрис Апфель – она не полнеет. Добивалась она этого диетами или умеренными физическими нагрузками — неизвестно, но она утверждает, что и сейчас иногда надевает платье, сшитое вскоре после ее свадьбы в 1948 году. Это имеет очень большое значение: с возрастом мускульная система человека ослабевает, и накапливающееся с годами увеличение веса становится для организма «неподьемным»; то есть( если исключить несчастные случаи и болезни) человек выбирает сам: или «вкусняшки» и инвалидная коляска в конце жизни, или самодисциплина, худоба, активность и самостоятельность. Айрис Апфель говорит так: «Когда вы стареете, нужно заставлять себя двигаться вперед, иначе можно попасть в ловушку и начать разваливаться. Оставаться активным, занимать свой ум делами — это все очень важно.»
Она не делала пластических операций: она хочет оставаться собой; она знает многих, кто в результате погони за молодостью «превратился в картины Пикассо».
Эта, такая пожилая(не хочу сказать «старая»!») женщина уже лет двадцать является признанной иконой стиля.


В 2005 году в нью-йоркском музее современного искусства – МоМА состоялась выставка «Редкая птица», на которой были представлены предметы гардероба Айрис Апфель. Этой выставке не предшествовала продолжительная и широкая реклама, так как выставка создавалась срочно взамен другой, сорвавшейся по каким-то причинам. Тем не менее, выставка Айрис Апфель имела огромный успех и произвела фурор.


В 2013 году  газета «Гардиан» в обзоре «50 за 50» назвала ее «самой старой и самой крутой девушкой Манхеттена».


В 2014 году был снят документальный фильм «Айрис», посвященный Айрис Апфель; этот фильм был показан на Нью-йоркском кинофестивале.
В 2018 года компанией Mattel была создана кукла Барби, изображающая Айрис Апфель, затем появились еще две, а, может быть, и больше. Куклы очень похожи на Айрис: в очках, в ее знаменитых нарядах, есть и портретное сходство… только куклы значительно моложе настоящей Айрис Апфель.


Весной этого же, 2018-го года, вышла книга «Айрис Апфель: Случайная икона стиля», написанная ей самой. Последняя глава книги называется «Как дожить до 200». Но в действительности это не книга полезных советов; это книга, в которой Апфель рассказывает о себе, часто со свойственным ей юмором: «Моду вы можете купить. А вот стиль — врожденное чувство. Главный ключ — научиться понимать самого себя, что может занять годы».
Природа щедро одарила Айрис Апфель: ум, трудолюбие, хороший вкус. Еще один, королевский подарок – долгая жизнь для нее и ее мужа. Карл Апфель – муж, единомышленник и сподвижник Айрис, за которого она вышла замуж в 1948 году, недавно скончался, не дожив несколько дней до своего 101-летия.


В августе этого, 2020 года, Айрис Апфель исполнилось 99 лет.
Пожелаем ей здоровья и долголетия!

Все иллюстрации — из открытых источников интернета

 

Айрис Апфель ушла из жизни 1 марта 2024 года в возрасте 102 лет. Она оставила о себе добрую память и стиль, повторить который невозможно, потому что это не был «стиль Айрис Апфель». Она сама была этим стилем!