Скажите мне: что есть красота?

Скажите мне,

«…что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Николай Заболоцкий

Ну, об огне, мерцающем в сосуде, поговорим  когда-нибудь в другой раз. А сейчас, глядя на эти фотографии, можете ли Вы, положа руку на сердце, назвать этих женщин «сосудами красоты»?

 

Для сравнения – посредине амфора, древняя форма которой повторяет изгибы женского тела: грудь, сужение к талии и плавную округлость бедра… Мы можем сколько угодно возмущаться по этому поводу, но природа создала женщину с определенной целью – для продолжения рода человеческого. Бедра и грудь – это сугубо функциональные элементы, собственно говоря, и определяющие внешний вид женщины.
Однако уже в течение немалого времени нам в сознание внедряется идеал длинноногой худощавой женщины: ноги длинные, длиннее, еще длиннее, еще… Приехали. У россиянки Светланы Панкратовой длина ног 132 см при общем росте 196 см, у немецкой модели Ивоны – 134 см при росте тоже 196 см. Фотографии – перед Вами. И к ЭТОМУ надо стремиться? ЭТО – красота? Не хочу обидеть названных женщин, не буду уточнять – что это такое. Но при этом россиянка лишь зафиксирована в Книге рекордов Гиннеса; немка – модель. Это означает, что именно на ее фигуру дизайнер создает одежду, и затем нам демонстрируют это творение. Красиво, изящно, изысканно. Но на обычной женщине это не выглядит так красиво: рост не тот, и ножки не те… И женщина комплексует по поводу своих коротких по сравнению с моделью ног.

Ох, уж эти модели… Есть у меня одно сугубо личное впечатление. Однажды мне пришлось побывать на выставке в Питере, в рамках которой происходил показ моделей одежды. Так уж случилось, что стенд фирмы, которую я представляла, находился около входа в «святая святых», где модели переодевались перед выходом на подиум. Подиум – это далеко от публики; возвышение; специальное освещение. А мимо меня все эти модели шествовали в своей обычной одежде на расстоянии вытянутой руки. Я не буду утверждать, что среди них были звезды модельного бизнеса первой величины; даже и второго уровня звезд, я думаю, не было.  Но все же выдерживалась модная тенденция: ноги длинные, длинее… и т.д.

Я смотрела на снующих передо мной моделек, пока не впала в состояние тихого шока: что-то было в них не то. Какая-то ненормальность. Еще десяток-другой хождений мимо меня, и я поняла, что здесь не так. На длинных ногах шествовали мимо меня головы: голова-ноги, голова-ноги… Грудная клетка практически отсутствовала. То есть она присутствовала, но в очень малом размере. А в ней должны были помещаться такие суперважные органы, как легкие и сердце. И это крошечное сердечко, помещающееся в этих считанных сантиметрах грудной клетки, должно прогонять кровь по всему телу, в том числе и через эти гипертрофировано длинные ноги? И у меня возникла кощунственная мысль: а сколько лет это миниатюрное сердечко, эти миниатюрные легкие будут справляться со своей нагрузкой? А если девушка забеременеет и нагрузка еще возрастет? И я пришла к выводу, что модной индустрией предлагается нам в качестве идеала НЕЖИЗНЕСПОСОБНЫЙ тип.
Генетическое отклонение. Вид уродства, кем-то когда-то возведенный в ранг красоты. Поймите меня правильно: я не отрицаю, что длинные ноги – это красиво. Но в меру. Не «от зубов».

Но только ли длинные ноги требует от женщины современная мода? Женщина должна быть стройна. Красивое слово, красивое выражение, хорошая мысль. Но только здесь под стройностью имеется в виду иное – худоба. Знаменитые три цифры 90-60-90. Объем груди, объем талии, объем бедер. Если эти параметры характеризуют  молодую особу ростом 160см – это нормально. А если эти же измерения у девушки ростом 180 см? О-о-о…Красиво. Стильно. Изысканно. Да?
Нет. Природа с модой не считается. Создавая девушку с таким ростом, она дает ей более прочный скелет – кости крупнее, тяжелее, грудная клетка шире. Все измерения будут больше, в том числе и грудь-талия-бедра. А чтобы достичь желанного идеала, надо худеть. До костей. Кости, обтянутые кожей. Не улыбка – оскал голого черепа. Зато достигнуты заветные 90-60-90. Задрапированная в модное платье, манекенщица идет по подиуму… А потом умирает от истощения, и не одна она. Ведь подражая идеалу, голодают сотни и тысячи девушек.

А откуда он взялся, такой идеал?
Ну ,во-первых, злые языки говорят, что модельеру-дизайнеру легче создавать свои творения на худую фигуру. Секрет в том, что что если в каком-то месте , где модельеру для создания красивой линии нужен объем, недостаток легко можно восполнить тканью, применяя любые драпировки, многослойность, и прочие приемы , придающие изделию красоту и разнообразие. А вот если у реального тела в этом месте объем есть, а модельеру он не нужен – скрыть этот объем гораздо сложнее. И появляется злая поговорка, гласящая, что идеальная фигура для моделирования – палка; ее можно задрапировать как угодно. Феномен «90-60-90» объясняется очень просто:

Во-вторых, те же злые языки говорят о том, что в модельном бизнесе большинство творцов-законодателей моды – мужчины. Но мужчины своеобразные. Как женщины, они любят игру с красками, тканями, украшениями; как женщины, они любят красоту во всех ее проявлениях и… красивых юношей. И настоящих женщин, создавая для них одежду, они стремятся, сознательно или бессознательно, превратить в таких юношей: высоких, плоскогрудых, томных… Женщина или мужчина идет по подиуму, демонстрируя модель? А может быть, и не женщина, и не мужчина, а что-то третье? Злые языки много наговорили на эту тему — пойди проверь, правда ли это! Третий пол, гермафродиты/андрогины в модельном бизнесе?

Ну, а заветный идеал – 90-60-90, оказывается, вещь весьма переменчивая. На протяжении человеческой истории он менялся многократно: были в моде худышки, были пышечки, и снова худышки…

Эталон женской фигуры античности

Эталон женской фигуры средних веков

Эталон женской фигуры XVII — XVIII веков

Эталон женской фигуры XIX — начала XX века

Отход от эталонов в эпоху перемен, 20-е годы XX века

Эталон женской фигуры конца XX — начала XXI века

фотографии с сайта…

Мода диктовала не только рост или полноту. С женской фигурой экспериментировали, создавая с помощью корсета талию 40 см( а женщины задыхались и время от времени теряли сознание). В другое время, опять же с помощью корсета, добивались того, чтобы ягодицы выпячивались назад, в то время, как фигура от пола до спины составляла одну прямую линию.

Китайская средневековая мода требовала от изысканной женщины маленькой изящной ножки – и с помощью специальных приспособлений в невероятных мучениях творили женщин с копытцами вместо ног; эти женщины часто уже не могли передвигаться самостоятельно.

Читать — «лотосовые ноги» китайской женщины: не для слабонервных

В некоторых африканских и азиатских племенах идеалом считалась женщина с очень длинной шеей. Надевая подрастающей девочке на шею кольцо за кольцом, или наматывая все новые витки толстой проволоки, добивались нужной длины шеи….

Знаете, что это все напоминает? Направленную селекцию по выведению пород декоративных собачек. С ушами, ногами, шеями заданной длины, нужного цвета шерстью. В крайнем случае можно сделать пластическую операцию: увеличить грудь, изменить форму ягодиц… Ох, простите, оговорилась, нужно так: купировать хвост или уши…

Незавидная роль отведена женщинам. Мы-то думаем, что модная индустрия творит для нас роскошные одеяния. Нет: это из нас она творит то, что ей выгодно. Вы предполагаете, что обретя заветную фигуру манекенщицы, Вы больше будете нравиться мужчинам? А ничуть: согласно проведенным исследованиям мужчинам не нравится набор костей 90-60-90, им нравятся соблазнительные изгибы, изящные округлости – в общем, все, что делает женщину – женщиной.Идеальной мужчины признали фигуру

Женщина о которой мечтает мужчина: ниже сравниваются мужская и женская точки зрения, приведённые американской писательницей Урсулой Фельнер в книге “Женщина на уровне”,

И, наконец: давайте разберемся, для кого женщина хочет быть красивой? Есть три варианта:

1.женщина хочет, в первую очередь, нравиться себе; удовлетворять своим эстетическим требованиям; с удовольствием смотреть на себя в зеркало и чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Здесь все очень просто: умная женщина знает, что есть много типов красоты, и она будет стремиться выглядеть красивой, используя свои природные данные, а не уничтожая их в угоду моде.

2.женщина хочет  нравиться мужчинам. Здесь тоже все просто. Как мы установили, мужчинам нравится отнюдь не модельная фигура.

3. женщина хочет быть не просто красивой, она хочет возбуждать зависть. Утереть нос подружке, соседке, коллегам по работе, всему миру, наконец! Нужно быть самой красивой, лучше всех в городе, в мире, во всей вселенной! Этот случай – самый тяжелый. На этом пути – диеты и борьба с голодом, пластические операции, аннорексия, истощение, депрессия… Иногда смерть.

Но мы ведь не пойдем по этому пути? Мы, нормальные женщины, с нормальной фигурой, любящие себя и уважающие себя как личность? Мода – для нас, а не мы – для моды. Если мода нам подходит, мы ее принимаем. Если не подходит – господа модельеры, создайте что-нибудь более приемлемое. А пока – до встречи!

Статья была закончена; продолжение ее не планировалось. И вдруг появляется этот материал, который я поместила в поскриптуме.

P.S.

Эксклюзивное интервью директора Московского «Дома Моды», модельера Вячеслава Зайцева порталу Исралайф

– Какие фигуры нравятся Славе Зайцеву? Не Боссу, не Маэсто – а просто Славе?
– Обычные женщины. У меня первая жена маленькая – ее рост 156 см. И вторая жена тоже была маленькая – 166 см.. Одна была худенькая, другая полненькая.

– Маэстро любит маленьких?
– Вообще-то идеальный рост женщины с моей точки зрения это 166 см. Понятно, что я «живу» в мире моды, а там, как известно, идеальным ростом для модели считается 178-182 сантиметра.

То есть Слава Зайцев-модельер изменяет Славе Зайцеву-мужчине?
– Когда я занимаюсь живописью, я часто рисую полную женщину, вот с такими полными (показывает) грудями, с такой задницей здоровой, вот такую всю крутую…

– У моей жены бюст сантиметров 130 (тоже показывает).
– О! Фантастика!

– Маэстро завидует?
– Конечно, завидую. Я признаюсь: наверное, недостаток радости созерцания красивых форм груди, бедер я компенсирую в своих рисунках. Многие художники, мои клиенты коллекционируют мои работы – там нарисованы такие все – грудастые-сисястые-жопастые… Мне нравятся формы. К сожалению, я не могу себе такого позволить на подиуме, потому что тогда все бы смотрели на формы, а не на модели (одежды).

Оказывается, великий российский Маэстро Моды всю жизнь кривит душой, предлагая нам восхищаться совсем не теми фигурами, которые нравятся ему самому? Вот так-то, девочки. Не торопитесь худеть.