Стоит ли плавать круизными лайнерами Мано Сапанут? Часть 2. Четыре года спустя и новый лайнер «Crown Iris»

Четыре года назад, вернувшись из круиза, организованного нашей израильской фирмой «Мано Сапанут», я не смогла ответить однозначно: «стоит ли?»  Однако время идет, мы становимся старше и ленивей, а Хайфский порт, откуда отправляются круизы «Мано» — вот он, максимум полчаса на любом транспорте…
Может быть, стоит? Здание пассажирского порта гостеприимно открывает перед тобой двери, все просто и быстро, каких-нибудь полчаса-сорок минут, и ты уже поднимаешься на судно. И никаких тебе самолетов, пересадок-перегрузок-перевалок багажа… Соблазнительно; еще более увеличивает соблазн известие го том, что с этого года «Мано» организует круизы на новом 11-палубном лайнере «Crown Iris».


Выбираем круиз с посещением греческих островов Родос, Миконос и Сирос — пять ночей и шесть дней. Решаем плыть и заказываем билеты через сайт «Мано». На сайте нет плана корабля, выбираем каюту наугад. Палуб одиннадцать, но нам почему-то предоставляется возможность выбрать только между 3-ей и 4-ой. Предполагаем, что на остальных палубах или все уже занято, или нет нужной нам двухместной каюты с окном; продолжаем выбор. Несмотря на то, что мы решили выбрать четвертую палубу, сайт не позволяет нам это сделать, и дает только третью. Ну, ладно, пусть будет третья.
На сайте написано, что за дополнительную плату можно выбрать место: посредине корабля, на носу или на корме. Мы согласны на дополнительную плату, но объявленной возможности выбора нет. На следующий день звоним в «Мано» и просим каюту посредине: при переговорах по телефону за дополнительную плату это можно.
Удивляет настойчивость, с которой представитель фирмы предлагает заранее купить экскурсии: четыре года назад мы это делали на судне, и времени для этого было вполне достаточно. Более доверчив, он заказывает три экскурсии и платит за них предварительно, еще не вступив на палубу «Crown Iris». Просит отметить, что нам предпочтительнее экскурсии на русском языке; на это представитель фирмы дает обычный, стандартный ответ: если на судне будет достаточное количество русскоязычных, чтобы организовать экскурсионную группу, нас запишут в такую группу. И это – ложь, как выяснилось впоследствии.


Далее все развивается великолепно: в назначенный день прибываем в порт; небольшая очередь на оформление и вскоре мы уже у судна, где нас встречают милые девушки в каких-то, похожих на национальные, костюмах; мыльные пузыри, бравурная музыка… нет, музыки, кажется, не было. Наша каюта уже убрана и ждет нас; вскоре доставляют чемоданы, и совсем скоро – ранний обед. Все хорошо и быстро, и это «плюс» в пользу «Мано».
Итак, что изменилось за четыре года? В первую очередь – новый лайнер. «Мано сапанут» приобрела этот лайнер в 2018 году, капитально отремонтировала и нынешний год – первый год эксплуатации обновленного судна под названием «Crown Iris». После капитального ремонта на судне 750 пассажирских кают; здесь могут размещаться 2000 пассажиров и 650 человек экипажа и обслуживающего персонала.


«Crown Iris» — это одинадцатипалубное судно. На судне 6 лифтов(Е), расположенных по два на носу, корме и по середине. Лифты могут перемещаться между 2-м и 10-м палубами.
Каюты для пассажиров расположены на 3,4, 6, 7,8 и 9-й палубах, причем однозначной зависимости «чем выше – тем лучше» нет.

На мой взгляд, самые неудачно расположенные каюты — на седьмом этаже, поскольку окна этих кают выходят на прогулочную 7-ю палубу, и из-за этого, очевидно, все время приходится закрывать окно шторами.

Первая и вторая палубы – служебные, они не предназначены для пассажиров. На 3-ей и 4-той палубе – пассажирские каюты.

На пятой палубе кают для пассажиров нет: в центре расположены бюро регистрации пассажиров и экскурсионное бюро(6,7);

на этом же этаже находится 2 из 3-х основных ресторанов(9,11); два или три кафе(2,10); магазин дьюти-фри(4);

синагога(5); небольшой зал, называемый «пиано-бар «Royal Fireworks», где проходят некоторые концерты(1);

платный ресторан, где можно пообедать или поужинать самостоятельно(8).
На шестой палубе находятся театр(14), казино(12)

и бар(13); на седьмой – спа(16), хедер кошер(тренировочный зал)(17) и ночной клуб(19). Номером 15 обозначен прогулочный маршрут по 7-й палубе.
На восьмой палубе – только каюты пассажиров; на девятой палубе на носу судна — небольшой бар, куда можно спуститься с 10-й палубы, от бассейна(20); на корме – детская игровая комната для самых маленьких детей(21). На 10-й палубе расположен бассейн(24),

кафе(22) и один из ресторанов(25); 11-я, открытая палуба – для прогулок и для загара.


Каюты удобны; все новое, дизайн выполнен со вкусом.
Питание в ресторанах, как всегда на «Мано», хорошо, вкусно и обильно. Ресторана три: «Seven Seas», «Four Seasons»(оба – на пятой палубе) и «San Marko» на десятой. На карточках «Мано», которые выдаются при вступлении на судно, в графе «ресторан» есть какое-то условное обозначение, понятное только персоналу; в рецепции, когда мы попытались выяснить, в каком из ресторанов наше место, сказали, что мы можем идти в любой из трех ресторанов.
Однако в первый день, когда мы попытались зайти в «Four Seasons», нас туда не пустили, как и некоторых других желающих. Побывав там один раз впоследствии, мы убедились, что ничего там особого нет, и впоследствии всегда выбирали большой ресторан «Seven Seas», показавшийся нам наиболее удобным.
Пассажиры закреплены за сменами – 1-й или 2-й, но не приписаны к определенному столику; столик каждый раз выбираешь сам… и не всегда удобно, загрузив тарелку или две едой, бродить по ресторану в поисках свободного места. Выигрывает тот, кто приходит первым, к открытию ресторана.
Кормят-то хорошо, обильно… а вот пить по-прежнему не дают. При возвращении на судно в любом порту, как и прежде, отбирают всю воду и все напитки, при этом неважно: какого размера бутылки, открыты они или закрыты. В других круизах(не Мано) в каюту каждый день приносят бутылку минеральной воды(что входит в стоимость круиза); также на круизных ланерах других фирм есть ресторан, работающий 24 часа в сутки, где 24 часа в сутки можно выпить чай, кофе или холодную воду(и это тоже не оплачивается отдельно, а входит в стоимость круиза). На «Crown Iris» можно выпить чай или кофе бесплатно только утром, в завтрак; в обед или ужин бесплатно подается только чистая вода. Кофе, чай и другие напитки можно заказать — за дополнительную плату — там же в ресторане или в любом из баров. Там же, в баре, можно купить бутылку минеральной воды – очень не дешево.


В отличие от древнего «Golden Iris», который вечно опаздывал и сокращал стоянки в портах, новый лайнер шел по расписанию, и мы были в каждом очередном порту вовремя. Однако следует учесть, что в этот раз мы перемещались только на очень малые расстояния между островами. Для тех, кого волнует наличие качки: увы, хоть и очень небольшая, но качка все-таки иногда есть. А при выходе из гавани Родоса, когда корабль совершал крутой поворот, крен на левый борт был настолько силен, что 5-10 минут было трудно ходить по каюте, и это на 3-ей палубе; думаю, что на 9-10 было хуже. Поэтому, чтобы меньше качало, лучше покупать каюту на нижних палубах.
На старом «Мано» была проблема с выходом на берег: огромная толпа заполняла лестницы и мучилась там в ожидании чуть ли не час… Счастлива сообщить: каким-то образом эту проблему решили: в портах греческих островов выпускали через два выхода и никаких очередей не было. Правда, возвращение в Хайфу слегка испортило впечатление: пришлось постоять в коридорах приблизительно полчаса, после того, как пассажирам нашей палубы разрешили выходить; но все равно, это ни в какое сравнение не идет с тем безобразием, что творилось при высадке на «Golden Iris».


На судне каждый вечер в театре выступает смешанная русско-(или украинско-)чилийская группа: песни, танцы, небольшие акробатические этюды. Впечатление, что это все знакомые мне по круизу четырехлетней давности артисты, или же очень похожие на них. Однако в прошлый раз каждый вечер нам показывали театрализованные шоу или мюзиклы, каждый из которых был интересен и отличался от других. В этом году каждый вечер был однотипный концерт – песни, танцы, роскошные костюмы. Хорошо, но немного однообразно. Впечатление, что у группы нет художественного руководителя или сценариста, который мог бы это организовать.

Часть артистов во время, свободное от вечерних концертов, выступает в барах. Выгодно всем: и пассажирам веселее, и «Мано» — человек, желающий послушать концерт, непременно присядет в баре; а там, глядишь, и закажет что-нибудь…
Телефон, Wi-Fi и телевизор. Об этом ничего конкретного сказать не могу. Народ привык к тому, что в море телефон и Wi-Fi – излишняя роскошь. В рецепции было объявление о возможности купить пакет Wi-Fi, но я не видела, чтобы хотя бы кто-то говорил по телефону или пытался выйти в Интернет: люди были заняты и «отрывались по полной» – бассейн, ресторан, театр… Wi-Fi ведь можно бесплатно использовать во время высадки на берег, присев в любом кафе со стаканом воды!
Телевизор я не очень люблю, поэтому сделала попытку включить его в последний день, просто из интереса. Не работал. Пульт был в наличии, синий огонек горел на коробочке перед входом провода в телевизор, но сам телевизор не включался. Так и не успела выяснить: он просто неисправен, или нужно покупать какой-то очередной «пакет» на просмотр телевизора?


Как чувствует себя русскоязычный человек на «Crown Iris»? Возможно, что даже лучше, чем ивритоязычный. Забавно, но приходилось слышать жалобы израильтян, не ощущающих себя «дома» на израильском судне! Почему?
• «Crown Iris» приписан к Панаме и, теоретически, должен плавать под панамским флагом, но на судне флага нет, кроме небольшого флажка фирмы «Мано сапанут».
• Официальный язык на корабле – иврит.
• На иврите говорят только в регистрационном и экскурсионном бюро.
• Все поясняющие надписи – на стенах, около лифтов – на английском.
• Обслуживающий персонал, задействованный на уборке кают, коридоров, лестниц – преимущественно русскоязычный, хотя есть и представители Юго-Восточной Азии.
• Многие бармены – русскоязычные.
• Официанты в ресторане – филиппинцы(или из другой страны Юго-Восточной Азии), есть русскоязычные.
• Поваров не видели, но среди них тоже есть «наши люди», поскольку однажды к ужину нам приготовили «селедку под шубой».
• Шоу-группа, выступающая в театре, состоит преимущественно из русскоязычных артистов, исполняющих песни на английском языке.
• Лайнер управляется командой под руководством капитана Сергея Крупенина из Одессы; и весь командный состав(кроме одного человека) тоже из Одессы.
Все хорошо, и сейчас я могу однозначно ответить: на новом лайнере «Мано сапанут» стоит плавать! Но при этом не стоит покупать экскурсии, ибо работа экскурсионного бюро на «Crown Iris» — это самое худшее, что я видела во время этого плавания.
Во-первых, нас просто нагло обманули: русскоязычных пассажиров было много, и все(или большинство из них) ожидали русскоязычных экскурсий. Однако таких экскурсий не было, потому что в экскурсионном бюро на «Crown Iris» вообще нет русскоязычных экскурсоводов. А из ивритоязычных далеко не все – профессионалы, как это ни странно.
Мы по глупости взяли экскурсию по городу на Родосе, ожидая, что экскурсовод покажет нам такие уголки, которых мы не видели в прежние посещения Родоса. Мы ошиблись. Главной достопримечательностью Родоса наш гид считал кафе «Старбакс», где мы должны были остановиться, чтобы сходить в туалет, купить кофе или мороженое. Когда мы начинали экскурсию, до этого кафе было «10 минут ходу», потом не раз гид говорил «еще 15 минут». В результате очень короткий отрезок пути мы шли под палящим солнцем при температуре 31° полтора часа. Гид не торопился. При этом он время от времени выдавал какую-то совершенную чушь из области греко-римской мифологии, которую он явно совсем не знал. Зато он наизусть одну за другой сообщал нам различные даты из истории Родоса – правильные или нет, не знаю, но я бы ему не доверяла. Большинство участников экскурсии, почувствовав свободу и отсутствие дисциплины, спокойно расходилось по встречным магазинчикам и киоскам; потом их ждали, собирали, и очень медленно мы продвигались вперед. Когда, наконец, через полтора часа мы добрались до «Старбакса», и участники экскурсии пристроились отдохнуть… полчаса, сорок минут или час — неизвестно… мы ушли, поскольку поняли, что ожидать что-нибудь интересное от этой экскурсии нельзя.

Во время экскурсий на Миконосе и Сиросе нам попались более профессиональные экскурсоводы, но за немалую сумму в евро нам показали только:
• На Миконосе две видовые площадки и один греческий ортодоксальный монастырь, вполне обычный, а затем мы вернулись в город и почти рядом с нашим «Crown Iris»  оказались знаменитые ветряные мельницы Миконоса, «маленькая Венеция» и белый город с узкими улочками. Не обязательно было ехать в автобусную экскурсию, чтобы увидеть это.

• на Сиросе главным пунктом программы была маленькая(две комнаты) «фабрика» по производству лукума и нуги,

где предлагали всем закупиться очень вкусной продукцией(впоследствии оказалось, что в магазинчиках на набережной недалеко от нашего лайнера огромный выбор этих продуктов и, возможно, лучшего качества); кроме этого, нас, опять же, возили на две, ничем не примечательные, видовые площадки; один довольно красивый монастырь, и только вернувшись в город, мы увидели красивые здания муниципалитета, театра и двух соборов – все недалеко от стоянки «Crown Iris».

Можно не покупать эти дорогостоящие экскурсии, а отправиться гулять самостоятельно. Правда, что же там делать целый день? Выручит любимое занятие всех туристов — шопинг. Родос из города госпитальеров  уже превратился в один большой универсальный магазин;  Миконос еще сохраняет свой оригинальный облик, но сувенирных магазинов и там достаточно; на Сиросе улица, параллельная набережной, тоже представляет собой длинный ряд магазинов, а на поперечных улицах расположены милые кафе и ресторанчики.

Все это – плохо, очень плохо, но нас уже уговорили оплатить эти экскурсии при покупке билетов на круиз. Вечером первого дня по каютам разнесли конверты с очень нечетко отпечатанными чеками, где трудно, а иногда невозможно прочесть номер автобуса и время начала экскурсии. В экскурсионном бюро почти все время плавания пусто, даже не у кого уточнить, где сбор группы для выезда на экскурсию. А зачем там сидеть? Работать-то не хочется!
В последний день из информационного листка о мероприятиях на судне узнаю, что есть экскурсия «на капитанский мостик», точнее, их четыре в разное время. Хотела здесь разместить фотографии центра управления корабля, капитана, кое-какую дополнительную информацию о корабле; но, оказывается, уже билеты на все четыре экскурсии раскуплены. Умоляю женщину, скучающую за стойкой в экскурсионном бюро, добавить меня в любую из экскурсий: я же все-таки в некотором роде пресса! Нет. Заступничество русскоязычного представителя администрации судна не помогает: представитель экскурсионного бюро неподкупна. А зачем ей тревожиться, предпринимать какие-то действия – возможно, что всего лишь один звонок капитану для согласования присутствия на капитанском мостике еще одного человека? В экскурсионном бюро все в порядке: все билеты проданы, работа окончена. Вот так работает экскурсионное бюро на «Crown Iris» в этом году. В дальнейшем – не знаю, но все же думаю, что не стоит покупать экскурсии заранее, до прибытия на судно.
Итак, резюме: новый лайнер «Мано сапанут» «Crown Iris» хорош, и там можно хорошо отдохнуть. А экскурсии брать не стоит…


P.S. Читатели, которые заинтересуются историей этого судна(год постройки, кому принадлежало прежде, на каких линиях использовалось), могут прочесть это здесь или здесь.
Коротко же я могу сказать так: какое-то судно это неудачливое… И верфь обанкротилась, не успев его достроить; и перепродавали его много, ни в одной круизной фирме надолго оно не задержалось… Может быть, «Мано сапанут» изменит его судьбу: оно много лет будет плавать здесь и радовать израильтян. Однако строили его для плавания в северных широтах, у него самый высокий финско-шведский ледовый класс; поэтому у него такой крепкий корпус, что даже если в наши края вдруг заплывет айсберг, судьба «Титаника» нам не грозит — «Crown Iris» выдержит!

Один отчет о круизе на судне Мано — это хорошо, а два подробных отчета — это еще лучше. Поэтому, с разрешения автора — Кира Орловски — я добавляю здесь ее отчет о недавнем круизе на «Crown Iris»(фотографии в тексте отчета также Киры Орловски).

Отчёт о круизе на корабле Краун-Ирис компании Мано по Греции, Сицилии, Мальте.

Маршрут на 9 ночей, охватывал Каламату, Катанию, Валлетту (Мальта) и два дня на Родосе. У нас было четыре дня в море, когда мы просто отдыхали, целый день загорая или нежась в джакузи. Экскурсию от корабля взяли только одну — из Каламаты в Спарту, и она была просто ужасна. Во всех остальных местах гуляли сами. На Родосе корабль стоял два дня, и мы столько нагулялись!

В порт нам сказали прибыть к 9 утра. Лифт на причал не работал, и люди вынуждены были тащить свои чемоданы наверх по длиннющей лестнице. Это несколько испортило настроение. А затем мы увидели огромную очередь. Одна из наших кают была с балконом, а пассажиры кают с балконом автоматически считаются VIP и проходят вне общей очереди. Но оказалось, что очередь для пассажиров VIP такая же как и для обычных пассажиров. Тем не менее очередь двигалась очень быстро, и уже через полчаса мы были на корабле. А в 10:15 нас уже позвали на обед!

Каюты.

Плыли мы впятером, и заказали две смежные каюты: каюту с балконом для родителей и для нас каюту с окном класса делюкс. На сайте Мано написано, что каюты делюкс на 30% просторнее обычных кают. И действительно, каюта была ощутимо больше чем равноценная ей же на кораблях компании MSC. И окно тоже намного больше. Это несомненный плюс.

Каюта с балконом тоже была прекрасна. В каютах было все необходимое: сейф, холодильник, фен, розетки у каждой кровати. Шкафы и тумбочки рассчитаны на короткие круизы: ящики довольно маленькие и полок в шкафу очень мало — в основном вешалки. В ванной тоже мало полок. Уборка дважды в день, довольно тщательно. И каждый вечер кладут под дверь программку на завтра.

Минус — при заказе невозможно выбрать каюту, а только этаж. Каюты распределяются рандомально. Правда, можно заказать две каюты рядом, но за это нужно дополнительно доплачивать по 5 евро за ночь с каждой каюты (т.е. две смежные каюты обойдутся в дополнительные 10 евро в сутки).

Корабль довольно уютный, не новый и не большой, но нет ощущения тесноты. Конечно тут не стоит ожидать сверкающих лестниц Сваровски или переливающегося картинами Шагала потолка, коктейли опять же у бассейна наливают не в бокалы, а в пластиковые стаканчики. Но все эти вещи бросаются в глаза, потому что мы избалованы шикарными итальянскими лайнерами. А вообще кораблик очень симпатичный, всё очень чисто и прилично. И поскольку всё довольно компактно расположено, не нужно наматывать бешеные километры по кораблю.

На 10-й палубе есть бассейн с морской водой и две джакузи, в которых всегда было место. Также есть довольно неплохая водная горка. И очереди на неё не было никогда. Полотенца есть, просто их нужно попросить у спасателя.

На самой верхней, 11-й палубе есть вдоволь шезлонгов и даже маршрут для бегунов.

На 7-й палубе есть небольшой спортзал. Совсем крохотный, но всегда есть место. Кроме того есть спа, маникюрный и парикмахерский салоны (ребёнка недорого и прилично постригли). Магазины дьюти фри очень маленькие.

На 9-й палубе есть детский клуб, но оценить его я не могу (дети выросли).

Развлечения на корабле.

Они есть и их много. И они не прекращаются даже когда корабль стоит у причала. Постоянно то кулинарные мастер-классы, то бинго, без конца крутят фильмы, устраивают какие-то конкурсы, по утрам аэробика у бассейна, по вечерам музыканты в разных частях корабля. Ночью дискотека в клубе. Кулинарный мастер-класс мне очень понравился, а в бинго мы даже выиграли пару коктейлей. А вот шоу вечерние довольно низкого уровня, никаких тебе отрывков из оперы. Парочка певцов, несколько акробатов. Пианист временами промахивается мимо клавиш. В общем так себе. Справедливости ради, и на кораблях MSC шоу были разного уровня, но в общем и целом всё же классом повыше.

Еда.

Питание на корабле 3-4 раза в день. Завтрак примерно с 7:30 до 9:30. Обед с 12:30 до 14 (есть две смены). На ужин тоже есть две смены: с 18:30 до 19:30 и с 20:00 и далее. В промежутках никакой еды нет. Если пропустишь завтрак, жди обеда. На кораблях MSC мы о времени трапез вообще не задумывались. Кончился завтрак — всегда есть буфет, где будет хоть бутерброд, хоть какой-то фрукт. А тут неудобно. Второй момент — на магнитной карточке, которую получаешь при посадке на корабль, написано, к какому ресторану вы прикреплены. Поэтому если захотели пообедать с друзьями, которые приписаны к другому ресторану — это проблема.

С другой стороны на кораблях MSC мы, бывало, в буфете не могли найти свободный стол. Тут такой ситуации не возникало, т.к. за обедом и ужином за нами закреплён наш стол. А утром всегда было достаточно свободных столов.

Ну и наконец все рестораны на корабле устроены по типу шведского стола — тех, кто любит обслуживание с официантами ждёт разочарование.

Еда довольно вкусная. Кухня частично израильская, а также некоторый упор на русские блюда: винегрет, борщ, холодец. Всё очень хорошо приготовлено. К тому же есть возможность заказать себе какую-то другую еду. Правда, это нужно делать заранее.

Кошерно, поэтому все обеденные и вечерние десерты парве. Для меня это минус.

Жидкости на борт просить нельзя (досматривают очень тщательно). Всё остальное без проблем: продукты, оливковое масло, косметику и т.д.

Качка была один раз. И на восьмом этаже довольно сильно ощущалась (мне кажется, на пятом этаже было слабее). На ресепшен можно попросить таблетки.

Публика была в основном пенсионного возраста — детей было очень мало (всё же учебный год). Тем не менее мои дети (15 и 18) уже на второй день круиза нашли себе прекрасную компанию, и каждый день по полночи проводили за играми или на дискотеках. Получили огромное удовольствие.

Интернет можно было приобрести за деньги. На пять дней 50 евро, другие расценки не помню. В последний день интернет упал и больше не вставал. Не знаю, вернули ли людям деньги.

Чаевые.

В последний день в каюте и в ресторане на столик кладётся конвертик для чаевых с рекомендацией положить 3 евро в сутки на человека. Никто ни за кем не бегает и ничего не выпрашивает, каждый кладёт, сколько может и хочет.

Медицинская помощь на корабле.

На 4-й палубе есть мед.пункт, который работает в определённые часы. Но врача можно вызвать круглосуточно, просто это немного дороже. Нам он потребовался, т.к. мама упала в городе (довольно удачно, но всё же хотелось хоть какого-то осмотра). Врач нам не очень понравился, он всё больше был обеспокоен, чтоб мы не предъявили претензии компании, и всё объяснял нам, что раз падение произошло в городе, то Мано тут ни при чем. Потом, правда, предложил отвезти в частную клинику. Но письмо написать не смог, сказал, что не умеет писать на иврите (и на английском тоже что ли?)

Ну и наконец экскурсии от корабля.

На нашем круизе были русские экскурсионные группы. Но не все люди в них попали, т.к. у Мано не хватает русскоязычных экскурсоводов. Но я вообще не рекомендую брать экскурсии — качество ниже всякой критики.

Мы взяли экскурсию в Спарту. Из Каламаты туда 90 километров, и мы решили, что самим нам просто не доехать (или не вернуться обратно). Но я даже помыслить не могла, что можно приехать в Спарту и не повести туда народ. Сначала нас привезли в какое-то кафе и предложили сходить в туалет. 5 автобусов! Очередь выстроилась часа на два. Тогда всем «мальчикам» было предложено сходить под кустик. «Мальчики» от такой наглости обалдели, и мало кто повёлся, так что очередь не уменьшилась. Тогда нас снова загрузили в автобусы и предложили уладить свои дела в церкви. Повезли в древний город Мистра — один из важнейших культурных и политических центров поздней Византийской империи. Место красивое, но экскурсовод ничего о нем не знал. Ну кроме как «вот видите, это церковь, вот видите, это Иисус». Зато в автобусе он просто продолбил мозг какими-то дурацкими байками. Кроме израильского экскурсовода нас сопровождал местный гид, но он был на редкость неразговорчив. «А когда же нас отвезут в Спарту?» — всё время интересовались мы. На что гид ответил нам, что Спарта вся разрушена, и смотреть там нечего. Зато нас отвезут сейчас в современную Спарту, и там можно будет попить кофе. Вот уж спасибо. В общем в современной Спарте я увидела указатель к археологическому парку. Оказалось, что он буквально за углом, и мы туда пробежались. Времени у нас было всего полчаса, но основное мы ухватили.

Больше мы никаких экскурсий не заказывали. Трансфер тоже не потребовался — корабль причаливал прямо в центре города. Так что мы гуляли сами по себе, и остались очень довольны.

Еще из минусов не могу не отметить пару моментов. Во-первых, это выходы на берег. Есть только один выход на 2000 пассажиров. Он расположен на втором этаже, а очередь туда начиналась уже на четвёртом! Увидав такое дело, мы решили не выходить со всеми, а дождаться когда основная публика пройдёт. Выходили примерно на полчаса позже (нам не критично).

Второй даже не минус, а не побоюсь этого слова, позорище. Тоже связанный с недостаточной продуманностью. Устроили Гала ужин. В 11 вечера! Перед этим с семи до девяти был обычный ужин, так что на Гала пришли не все, а только самые любопытные. Или самые голодные 🙂 Наставили кучу коктейлей, испекли шикарные торты, навырезали из арбузов забавные рожицы. Красота необычайная. Народ кинулся фотографировать. А затем расхватывать еду. Некоторые граждане заправски работали локтями и прямо пальцами выколупывали куски пирогов. Тут же их и поедая. Зрелище было ужасающее. Официанты скучали по углам. Нет бы рассадить народ по столикам и чинно разносить всем коктейли и пироги. Неприятно.

За исключением таких моментов, было прекрасно. Мы очень хорошо отдохнули. А возможность отправиться в круиз из Хайфы минуя аэропорт, просто бесценна.

Kira Orlovsky

Стоит ли плавать круизными лайнерами Мано Сапанут? Часть 2. Четыре года спустя и новый лайнер «Crown Iris»: 6 комментариев

  • 30.08.2019 в 23:09
    Permalink

    Слышал что. На. Одном рейсе. Мано сапанут люди пришли в каюты. И. Они были заняты. И люди сидели Всю. Ночь в. Хедер отеле. до. Следующего. Порта. . хочу. получить. ответ. слышал. кто. Кто. нибудь. об. этом? Жду. ответа. от. Мано сапанут.

    Ответ
    • 01.09.2019 в 00:12
      Permalink

      Ответ от «Мано сапанут» Вы, возможно, можете получить на их официальном сайте. Это — частный сайт, никак не связанный с «Мано». Однако я — редактор этого сайта — могу ответить на Ваш вопрос. Вы что-то путаете. Круизы «Мано сапанут» начинаются в Хайфе, где на судно садятся ВСЕ пассажиры; и заканчиваются круизы в Хайфе, где ВСЕ пассажиры уходят с судна. В портах, которые посещает круизный лайнер «Мано», пассажиры выходят на экскурсии или просто прогуляться, а затем снова возвращаются на судно, поэтому никакая изначально занятая каюта не может освободится в любом промежуточном порту. Может быть, такая история произошла на рейсе какой-то другой круизной компании. Вы же только «слышали» об этом? Вероятно, Вы ошиблись, и речь шла не о круизе «Мано сапанут».

      Ответ
  • 07.09.2019 в 14:16
    Permalink

    Ну что же, все верно. Я бы добавил, что Мано не уважают и в собственном порту, можно подъехать на выгрузку — погрузку на своей машине к судну к судну любой компании, но не Мано. Своим же по солнышку с чемоданами с пол-километра, как хотите. Интересно, что по пути никто ничего не смотрит, хотя веселые и грозные девочки в ярких жилетках и мальчики с автоматами повсюду. В основном они заняты пощипыванием друга.
    Кроме того на этом «новом» пароходе слоев краски и вмятин как на «Адмирале Кузнецове», в таком же виде и каюта, в частности сантехника. Детали оставались в руках, их съела ржавчина! Но может нам не повезло. Страшно холодный нерегулируемый кондиционер (регулятор есть, но он декоративный). Впрочем в холоде не так ощущаются запахи, а они к вечеру бывают удивительные. Судно старое!
    Теперь о еде, еда правда хорошая и много, но напитки! Брендовые крепкие напитки — совершеннейшая паленка!! Это как раз те напитки. от которых взрослые перепиваются с 3 рюмок, а подростки травятся и умирают. Если вы увидите сизых и спотыкающихся людей в полусознательном состоянии — это те, кто купили замечательный «пакет напитков» за кучу денег и теперь вынуждены пить эту отраву.
    Такой же вздор коктейли.
    Как не стыдно, организаторы!
    Ладно, спасибо Пани Зося, за пару верных слов, они непременно помогут кому-нибудь в непростом этом деле, круизе в отсутствии конкуренции.

    Ответ
  • 01.10.2019 в 14:47
    Permalink

    Даже если «Mano» купит «Quen Elisabet», все равно с этой компанией не поеду. Был опыт. Цена в два раза выше чем на итальянских 16-палубных шикарных судах, где действительно можно отдохнуть.
    Лучше самолет даже с пересадкой, но потом настоящий отдых с великолепным обслуживанием.
    Не уговаривайте.

    Ответ
  • 08.10.2019 в 17:14
    Permalink

    Вы описываетеРодос,Миконос,Сира .Но этих пунктов в круизе 14.10-3.11 нет.Есть Крит-Суда,Аргостоли Крит-Гераклион

    Ответ
    • 10.10.2019 в 01:35
      Permalink

      Я — частное лицо, а не представитель фирмы «Мано», и поэтому могу описать только те круизы и места, где я была. Я была в круизе с посещением островов Родос, Миконос, Сирос. Когда-то, в другом круизе, мы посещали Крит, но другие порты: Хания и Агиос Николаос. О Суда-Аргостоли и Гераклион ничего сказать не могу, не была там. Если Вы любите историю настолько, что Вам не скучны раскопки и разрушенные здания, то Вам может быть интересен Гераклион.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *