Жизнь за воротничок! Надежда Тэффи

Может ли воротничок — маленький воротничок! – погубить жизнь и репутацию женщины?
— Может! – скажете вы,
и начнете припоминать случаи, когда мятый воротничок, пятно на одежде или растрепанные волосы лишили вас уверенности в себе и помешали покорить мужчину вашей мечты или просто нового работодателя.
Но в данном случае дело было совсем не так.
Одна молодая женщина остановилась перед витриной магазина, сказала «Ах!» и, постояв еще немного, зашла в магазин и купила очаровавший ее воротничок.
А на следующее утро этот воротничок…
Что произошло на следующее утро, рассказала нам Надежда Тэффи(Лохвицкая), которую в начале 20-го века называли «Королевой юмора». Конечно: кто же еще, как не женщина, может рассказать, на что готова каждая женщина в стремлении быть красивой, модной и стильной! Однажды Тэффи призналась: «Ведь я — по секрету признаюсь вам — чаще всего с самой себя списываю.»

Короткометражный фильм по рассказу Тэффи «Жизнь и воротник» — ниже; его продолжительность – 8 с небольшим минут; не посмотреть его – преступление, убийство – убийство чувства юмора в себе.

Как это узнаваемо: «воротничок потребовал новую кофточку – из старых ни одна к нему не подходила»; с каждой из нас такое случалось не раз…
Юмор Тэффи – неподражаем, он искрится и переливается разными гранями, как драгоценность. Обычно считается, что писатели-юмористы – язвительные мизантропы, с которыми даже общаться-то неприятно. Тэффи любили; у нее была масса поклонников и друзей; ее книги хвалили не только читатели, но даже и критики; были популярны анекдоты «от Тэффи».

В 1919 году Тэффи эмигрировала из большевистской России. О том, как покидали родину, как смотрели назад с борта уходящего парохода, каждый написал по своему; Тэффи скрыла печаль за очередной шуткой, рассказывая о некоей беженке, укорявшей ее: «Что же вы, так нечесаная и побежите? Я еще вчера поняла, что положение тревожно, и сейчас же сделала маникюр!»
Юмор Тэффи, среди прочих читателей, любили и такие разные люди, как Николай II и Ленин. По предложению Ленина юмористические рассказы 1920-х годов, где «описывались негативные стороны эмигрантского быта», издавались в СССР пиратским образом, до тех пор, пока писательница не возмутилась этим.
Интересно, что же там Тэффи описывала?
Как рассказывает в своих воспоминаниях Ирина Одоевцева, «Тэффи в своих довоенных фельетонах в «Возрождении» и в «Последних новостях» из недели в неделю описывала эмигрантов и их быт. Остроумно и порой зло.
Доставалось решительно всем, без исключения. Все же ее излюбленными «козами отпущения», как она их сама называла, являлись стареющие, не в меру молодящиеся эмигрантки.
Помню, как в одном из своих фельетонов в «Последних новостях» она издевалась над одной такой «козой», потратившей с трудом скопленные деньги на покупку красного обезьяньего колпачка с победоносно торчащим вверх фазаньим пером. Колпачок этот придавал ее усталому, помятому жизненными невзгодами и непогодами лицу такой залихватский и вместе с тем жалкий вид, что, глядя на нее, хотелось расхохотаться и заплакать над ней одновременно, а главное, посоветовать ей: «А ты бы в зеркало посмотрелась, чучело!»
Такие обезьяньи колпачки были тогда в большой моде и действительно уродовали неосторожно соблазнившихся ими немолодых женщин.
Бедные! Прочитав фельетон Тэффи, ни одна из этих молодящихся модниц не посмеет больше надеть свой обезьяний колпачок. А ведь он дорого стоил.
В тот же день мы с Георгием Ивановым отправились на какой-то очередной литературный вечер — их в те довоенные годы было очень много.
В антракте у буфета я увидела Тэффи и чуть не ахнула. На ее голове гордо восседал красный обезьяний колпачок с длинным фазаньим пером, совсем как в фельетоне.
Боже мой, как она могла надеть его? Она, должно быть — ведь она была необычайна чутка, — поняла, о чем я думаю, и, здороваясь со мной, насмешливо прошептала:
— А ты бы в зеркало посмотрелась, чучело! — И уже громко продолжала: — Только зеркало не помогает. По опыту знаю. Ведь я — по секрету признаюсь вам — чаще всего с самой себя списываю, себя описываю.»
Одоевцева Ирина Владимировна  «На берегах Сены»

Еще несколько юмористических рассказов Тэффи в виде короткометражных фильмов:

«Рекламы»

«Французский роман»

«К теории флирта»

«Маляр»

«Атмосфера любви»

«Демоническая женщина»

Тэффи писала и стихи, но все же лучшие из них — юмористические.

Каждый день чрез мост Аничков,
Поперек реки Фонтанки,
Шагом медленным проходит
Дева, служащая в банке.

Каждый день на том же месте,
На углу, у лавки книжной,
Чей-то взор она встречает —
Взор горящий и недвижный.

Деве томно, деве странно,
Деве сладостно сугубо:
Снится ей его фигура
И гороховая шуба.

А весной, когда пробилась
В скверах зелень первой травки,
Дева вдруг остановилась
На углу, у книжной лавки.

«Кто ты? — молвила, — откройся!
Хочешь — я запламенею
И мы вместе по закону
Предадимся Гименею?»

Отвечал он: «Недосуг мне.
Я агент. Служу в охранке
И поставлен от начальства,
Чтоб дежурить на Фонтанке».

Надежда Тэффи «Бедный Азра»

Короткая биографическая справка:
Надежда Тэффи(настоящее имя — Надежда Александровна Лохвицкая); родилась в 1872г. в интеллигентной дворянской семье, получила прекрасное домашнее образование. Ее старшая сестра – известная поэтесса Серебряного века Мирра Лохвицкая. Тэффи стала широко известна с 1910 г., после выхода двух сборников юмористических рассказов. Тэффи была одним из авторов знаменитого журнала «Сатирикон», ей написан раздел «Древняя история» в юмористической «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом»». Ее перу принадлежат лирические стихи, роман, пьеса, мемуары; однако наиболее известна она своими юмористическими рассказами и фельетонами. С 1919г.— в эмиграции. Умерла в 1952г. в Париже.
Ну, а кроме всего прочего, Надежда Тэффи была красивой женщиной!