Туры от «Натур» или натуральный обман

Написала я это и задумалась… Мне уже приходилось пользоваться услугами «Натур», и обиды или неудовольствия не возникало. Я с восторгом вспоминаю прошлогодний круиз «Жемчужины Средиземноморья», и ожидала от фирмы «Натур» только хорошего.
Поэтому в этом году мы с мужем с полным доверием к этой прекрасной фирме оплатили круиз «Фьорды Норвегии» и приготовились радоваться жизни и фьордам. Однако радость наша погасла еще до отъезда.
Через несколько дней после того, как мы оплатили полностью все 100% стоимости тура, мы получили на электронную почту обычные инструкции; среди них было и подробное описание нашей поездки, где сообщалось, где мы будем находиться каждый день, и что мы в этот день увидим. Обычно это описание полностью повторяет описание, которое имеется на сайте фирмы-продавца путевок, и на основании которого принимается решение – покупаем мы этот тур или другой( во всяком случае, мы так делаем всегда). К нашему удивлению, полученное нами описание отличалось от того, которым мы руководствовались при выборе тура, и за что, собственно, мы и платили деньги.
Мы выбрали тур «Фьорды Норвегии» с 22.06 по 1.07.2018г. на круизном лайнере MSC «ORCHESTRA», потому что он предусматривал один дополнительный день в Германии, и в этот день мы должны были посетить Потсдам и дворцово-парковый комплекс Сан-Суси. Этот грандиозный комплекс называют «Прусским Версалем»; он признан мировым культурным достоянием и охраняется ЮНЕСКО. В общем, Потсдам и Сан-Суси – это интересное во всех отношениях место, которое очень хотелось посетить; однако в новом описании нашей поездки Потсдам и Сан-Суси исчезли. Вместо этого там значилась экскурсия в Бабельсберг – дом Штирлица, шпионский мост и кинопарк Бабельсберг.
После недолгих поисков в Гугле выяснилось, что в городе Бабельсберг находится парк развлечений «Фильмпарк Бабельсберг», где собраны декорации и реквизит, оставшиеся от киностудии ДЕФА, закрытой в 1991 году. Кроме того, там построен «вулкан», тематическая детская площадка «Джунгли», пряничный домик и другие аттракционы для детей, подростков и взрослых, которые любят такие развлечения. Из подросткового возраста мы выросли уже давно; но мы все же недостаточно стары для того, чтобы проливать умиленные слезы, глядя на окно дома, где якобы жил Штирлиц — герой фильма, снятого в СССР 45 лет назад.

Потсдам. Парк Сан-Суси. Фото из Интернета
Фильмпарк Бабельсберг. Фото из Интернета

На вопрос: «Почему отменили экскурсию в Сан-Суси, которую нам обещали при покупке тура?», — наш гид и руководитель группы Илья Заблудовский резко и безапелляционно ответил: «Вы смотрели прошлогоднее описание этого тура. В Сан-Суси мы не едем, потому что он сейчас закрыт на реставрацию».
У меня и сейчас есть распечатка — описание тура, сделанная перед поездкой; на одной из ее страниц указано, что это описание относится к поездке 22.06 -1.07.2018г. Кроме того, после возвращения из круиза я проверила на официальном сайте Дворцово-паркового комплекса Сан-Суси – он открыт, работает в обычном режиме. Очень жаль, что мы при первом контакте с нашим гидом поверили ему, иначе мы бы поехали в Потсдам самостоятельно, и насладились красотой «Прусского Версаля».
С этой – отнюдь не маленькой! – лжи началась наша поездка, полная лжи, обмана и недовольства. Я не могу сказать, что круиз был полностью испорчен, поскольку фирма MSC , которой принадлежит лайнер «ORCHESTRA», честно выполнила свои обязательства: нам представили прекрасные каюты, обильное питание; лайнер весь круиз следовал точно по расписанию, не опаздывая ни на минуту; не чувствовалось даже малейшей качки. Природа Норвегии тоже сделала все от нее зависящее: погода была великолепна, фьорды – невероятно красивы, море сияло серебром под незаходящим солнцем белых ночей, чайки встречали и провожали нас в каждом порту…

Фьорд Гейрангер

И только фирма «Натур», представленная в этом круизе гидом Ильей Заблудовским, не выполняла своих обязательств.
Наша первая остановка была в Ставангере. Перед приобретением тура фирма «Натур» обещала нам: «Наш день будет посвящен знакомству с городом (за дополнительную плату – 75 евро), который стал нефтяным и энергетическим центром Норвегии, не утратив при этом свой природной уникальности: прекрасный Люсе-фьорд, пляж Сула, знаменитая скала Прекестулен («Кафедра проповедника») высотой 604 метра. Прекестулен по праву считается одной из самых великолепных смотровых площадок мира. Ставангер — университетский город. В 2008 году Ставангер, благодаря многообразию культурных учреждений и мероприятий в регионе, получил звание Культурной столицы Европы. В Старом городе вы увидите 170 удивительных белых деревянных домов. Одним словом, вас ждут потрясающие красоты Норвегии, уникальным образом сочетающиеся с нефтяным экономическим профилем города.»
В описании круиза, полученном нами после оплаты путевки, чудесным образом исчез выделенный выше фрагмент, поэтому за 75 евро нам была организована непродолжительная пешеходная экскурсия по Ставангеру, затем мы подъехали к монументу «Мечи в камне», который находится в черте города, затем – к радиотрансляционной башне, ничего собой не представляющей в архитектурном отношении, но с нижней площадки которой можно было обозревать окрестности; затем нас повезли к какой-то совершенно непримечательной скромной церкви… Если бы мы были специалистами по храмовой архитектуре Скандинавии XII века – возможно, это было бы нам очень интересно, но сборной группе русскоязычных израильтян обозрение этой достопримечательности удовольствия не доставило. Кстати, наша группа там была в полном одиночестве – очевидно, этот храм не относится к числу основных достопримечательностей Ставангера. А затем мы довольно продолжительное время кружили вокруг Ставангера на автобусе, «наматывая» время, и доказывая, что 75 евро мы заплатили не зря.

Скала «Кафедра Проповедника» Фото из Интернета

На заданный кем-то вопрос – почему нам не показали «Скалу проповедника», Илья Заблудовский ответил, что поездка туда на автобусе занимает больше трех часов, и мы не могли туда попасть, не опоздав к отходу лайнера. Может быть — на автобусе и три часа, но в Ставангере есть фирмы, организующие прогулки по фьорду для туристических групп на небольших корабликах – 48 человек, и об аренде такого катера можно договориться на сайте фирмы заранее, еще не выезжая из Израиля. Но для этого нужно было отстегнуть какую-то сумму из тех 75 евро, что мы заплатили за экскурсию в Ставангере… И мы не увидели ни прекрасный Люсе-фьорд, ни «Скалу проповедника», которая считается одной из красивейших природных достопримечательностей на земле.
Следующей нашей остановкой был фьорд Гейрангер. Это был единственный день с хорошей, насыщенной программой экскурсии: мы увидели озеро необычайной красоты, горы с высоты смотровой площадки Далснибба (1500 метров над уровнем моря), и наконец, мы проехали Дорогой Орлов и смотрели на Гейрангер со смотровой площадки Эрнесвинген. И здесь вдруг от одной из участниц группы, привыкшей к тому, что нам что-то не показывают, куда-то не везут, прозвучал вопрос: «Ну, а где же она, Дорога Орлов, поедем мы туда, наконец?» Радраженно-истерически наш гид закричал: «Да вот же она, вот, мы здесь и находимся!!!», но ему все равно не очень поверили. Конечно, если бы Илья, пока наш автобус поднимался по этой дороге, удосужился нам рассказать, что «Дорога Орлов – это 11 поворотов зигзагообразной дороги на относительно небольшом участке скалистого склона; после этого мы выезжаем на смотровую площадку, расположенную над Гейрангерфьордом на высоте 620 метров над уровнем моря; ширина Дороги Орлов – приблизительно 10 метров, и поэтому кое-где расположены специальные «карманы», позволяющие встречному транспорту разминуться»… если бы Илья рассказал все это, у людей, «нутром» почувствовавших каждый поворот, вопросов бы не возникло. Но наш гид, похоже, этого просто не знал: он просто попросил водителя проехать Дорогой Орлов. И ничего он не знал, наш Илья! Услышав краем уха, что немецкоязычный гид по соседству рассказывает своей группе какую-то легенду о сестрах, наш гид немедленно сказал: «Обратите внимание, две скалы у выхода из фьорда согласно легенде называются «две сестры»». Увы! Уже когда наш лайнер отчалил и направился к выходу из фьорда, по радио объявили, что сестер не две, а семь, и так называются не скалы, а водопад, низвергающийся со скалы при выходе из фьорда.

Чудесное озеро, название которого мне не известно

После этого был Флом, где при оплате тура нам обещали: «Вас ждет потрясающее путешествие (за дополнительную плату) по самой необычной железной дороге мира — конечной станцией, которой является … красота. Двадцатикилометровый пейзажный маршрут Флом-Мюрдал с подъемами, спусками и туннелями, проложенный по самым необыкновенным местам Норвегии, привлекает сюда ежегодно сотни тысяч туристов — подлинных ценителей захватывающих приключений и впечатлений.» Дополнительная плата была(75 евро), но по знаменитой Фломской железной дороге мы не прокатились. Наш гид заявил, что она уже почти не работает, и вообще не интересна для туристов. Дома я проверила в Интернете: Фломская железная дорога работает; поезд делает остановки в наиболее красивых местах маршрута; те, кто ездили по этой дороге, рассказывают о своем восхищении и размещают прекрасные фотографии. Однако билет туда-обратно по этой дороге стоит приблизительно 46 евро, и если мы заплатили за экскурсию 75 евро, фирме остается с каждого человека очень небольшая прибыль – всего каких-нибудь 29 евро!
Целый день мы ездили на автобусе: на водопад Твиндефоссен, на обзорную площадку Аурланд над фьордом, спускались по неизвестной очень крутой дороге в неизвестную долину… Когда я спросила название этого места у Заблудовского, он сказал мне — «Скайген». Я немедленно это записала, дома проверила в Гугле… есть небольшой город в Дании Скаген, есть аэропорт Скаген на крайнем севере Норвегии, но мы не могли доехать туда за пару часов из Флома. Как всегда – очередная ложь нашего гида: есть у него такая привычка – если не знает что-то, говорит первое пришедшее в голову, исходя из того, что все туристы поголовно тупы, им можно сказать что угодно, и они всему поверят. Если кто-то узнает это место, напишите мне, пожалуйста – хочется все же знать, что это за незабываемый спуск в долину.

Долина с неизвестным мне названием
Один из поворотов на спуске в долину. А таких поворотов было много.

Потом мы были в Копенгагене. Как мы и ожидали, обещание фирмы «Натур» о том, что мы «сделаем прекрасные снимки с борта круизного трамвайчика, курсирующего по городским каналам», выполнено не было. Уже даже никто и не вспоминал, что прогулка на этом трамвайчике должна была входить в нашу экскурсию по городу(стоимость которой – 75 евро), но как только случайно зашла речь об этом трамвайчике, наш гид немедленно принялся убеждать всех, что «вы ничего там не увидите: берега каналов слишком высоки, чтобы хоть что-то увидеть; и вообще – вы же все время плывете на лайнере – неужели вам не надоело плавать?!» Поэтому за 75 евро мы получили небольшую автобусно-пешеходную экскурсию по Копенгагену, без посещения и осмотра каких-либо музеев, дворцов, крепостей и пр.
Экскурсия в Шверинский замок(естественно, тоже за дополнительную плату, хотя и небольшую), не предусмотренная ни первоначальным описанием тура, ни последующим, была воспринята нами как неожиданный очень приятный подарок. Замок оказался красивым, исторический центр Шверина, который мы с мужем посетили самостоятельно, тоже оказался интересным.

Замок Шверин

Так проходил наш тур от «Натур» «Фьорды Норвегии» с 22.06 по 1.07.2018г. Мне неизвестна причина, по которой мы не получили обещанных при покупке тура посещений, прогулок, катаний на катере или речном трамвайчике. К перечню дополнительных экскурсий всегда туристической фирмой делается примечание: «Возможны изменения в программе специальных посещений, зависящие от погодных условий и прохождения маршрута круиза лайнером», однако погодные условия были хорошими, лайнер следовал строго по расписанию, и оснований для изменения программы не было.
Я не знаю, выполнял ли наш руководитель группы распоряжения фирмы «Натур», или это было его самостоятельное решение. Я знаю только, что если мы оплатили тур , к которому прилагалось описание мест и аттракций, которые мы должны были посетить, а после оплаты план был урезан и изменен в худшую сторону – фирма «Натур» не выполнила взятых на себя обязательств, и доверять ей нельзя.
Отдельно я хочу высказать свое мнение о нашем руководителе группы Илье Заблудовском. Человек очень нервный, что затрудняет общение. Хорошо знает Германию, поэтому, пока мы находились там, он много и достаточно интересно рассказывал о Берлине.
В Норвегии Илья Заблудовский был с группой, судя по всему, первый раз, и не дал себе труда подготовиться к этой поездке. Он не знал о Норвегии ничего, кроме сведений, известных любому культурному человеку: есть Норвегия, там есть фьорды; были викинги, которые в своих завоевательных походах дошли до Сицилии; в Норвегии с любовью относятся к сказочным персонажам – троллям, хотя эти персонажи, в общем-то, отрицательные. Ни разу нам гид не рассказал, к примеру, о фьордах – какова их длина, ширина; некоторые сведения о геологии Скандинавии и происхождении фьордов, которые он нам сообщил, не слишком точны и даже в чем-то ошибочны, как сказал мой муж-геолог. Пару раз наш гид вполне уместно декламировал стихи Николая Гумилева; но, к сожалению, знание Гумилева не заменяет знания Норвегии. Этот гид считает, что все туристы, путешествующие в составе его группы – люди глупые, недостаточно образованные, не знающие иностранных языков, поэтому им можно рассказывать все что угодно, и они поверят.
Однако можно простить даже недостаток профессиональных знаний, даже дезинформацию, нельзя простить только одно – неуважение к людям и откровенное хамство. Я не говорю о себе – оскорбить себя я никому не позволю. К концу нашей поездки у нашего гида четко определилась мишень для насмешек и иронии, козел отпущения – очень пожилая женщина Аня(имя изменено). Может быть, в начале нашего путешествия Аня и совершила ошибку, доставившую гиду немного дополнительной работы; а может быть, Аня этой ошибки не совершала – была там какая-то темная история, которую замяли… или свалили на Аню. Но даже если очень немолодой человек в чем-то ошибся, проявил себя недостаточно расторопным или сообразительным – для этого и существует руководитель группы, чтобы ему помочь. Однако Аня стала мишенью злых насмешек руководителя группы.
Я могу почти дословно привести ответ нашего гида на вопрос Ани – как ей найти наш автобус после того, как группу отпустили погулять 2,5 часа вокруг Шверинского замка. Руководитель группы Илья Заблудовский, вместо того, чтобы сказать: «По дорожке прямо, затем по мостику влево, а затем снова прямо до автобуса», — ответил так: «Аня, Вы видите эту большую белую коробку? Вот автобус – это тоже большая белая коробка, только в ней есть окна. Вы понимаете, Аня, о-к-н-а! Вот как увидите большую белую коробку с окнами – это и есть наш автобус.»
Не думаю, что профессиональный гид и порядочный человек может ответить так на обычный и вполне закономерный вопрос члена своей экскурсионной группы.
В результате этой поездки о гиде Илье Заблудовском у меня сложилось крайне негативное мнение. Я знаю, что я никогда больше не куплю тур, где будет указано, что гид группы – Илья Заблудовский, и другим не посоветую.

Я полностью отвечаю за высказанное мной в этой статье мнение. И поэтому сообщаю здесь свое имя — Зоя Осмоловская, и даже помещаю фотографию.

Зоя Осмоловская — Пани Зося(справа)

Но фьорды Норвегии прекрасны…