Женщины древней истории. Эсфирь(Эстер)

История эта произошла почти две с половиной тысячи лет назад — если она в действительности произошла… Несмотря на то, что в «Книге Эсфирь» имя Б-га ни разу не упомянуто, эта история вошла в в еврейские, а затем и христианские священные тексты; поэтому и верущие иудеи, и православные, и католики, и протестанты веруют, что именно так все и произошло когда-то, в середине пятого века до нашей эры. Эта история на протяжении двух с половиной тысячелетий была очень популярна, а ее героиня — Эсфирь(в еврейской традиции — Эстер) всегда была образцом добродетельной женщины, примером для подражания. История Эсфирь вдохновила многих художников, что позволяет снабдить эту историю достаточным(а, может быть, даже и чрезмерным!) количеством иллюстраций.

Итак, начнем. Приблизительно две с половиной тысячи лет назад великий персидский царь, имя которого по древнеперсидски звучало как Артахшасса, евреи его назвали Ахашверош, а современные нам ученые называют латинским именем Артаксеркс I… так вот, этот царь, спустя три года после своего восшествия на престол устроил пир для всех значительных лиц своего государства; пир этот продолжался ни много, ни мало — сто восемьдесят дней. Или царю показалось 180 дней — мало, или он решил, угостив знатных людей, не обидеть и «малых людей», но только царь обьявил еще один пир, уже семидневный, для горожан своей столицы — города Сузы. В это же время царица Вашти(в русской традиции — царица Астинь) на своей, на женской половине дворца, давала пир для женщин города. На седьмой день пира, «когда развеселилось сердце царя от вина», пришла ему в голову, как ему показалось, хорошая идея. Всем, конечно, ясно, какое может быть состояние у мужчины после 187 дней пьянства, и насколько здравые идеи могут прийти ему в голову. Идея, которая пришла в голову великому персидскому царю, была такова: он уже показал всем величие свое и своего государства, устроив роскошный пир, на котором подавались лучшие блюда и вина в драгоценной посуде, приглашенные гости располагались на золотых и серебряных ложах, окруженные драгоценными тканями и прочее, и прочее… Чем еще можно удивить гостей, чем похвастаться? И решил царь позвать свою жену Астинь(Вашти), о которой было известно, что она необычайно красива, и показать ее лицо народу… что, конечно же, не принято на Востоке даже и сейчас, а также и в те древние времена. Однако царю пришло в голову именно такое желание, и он отправил за царицей евнухов.

Очевидно, в представлении царя это должно было выглядеть приблизительно так;

-

Эсфирь перед Артаксерксом. Худ. А.Рябушкин, 1887г.

однако на картине — тронный зал, и царя окружают вполне трезвые приближенные, а не веселые собутыльники после многодневного пира.

Царь безуспешно ожидал явления царицы: через тех же евнухов она передала, что она — не придет «пред лице царя». Со своей, женской точки зрения, она была права: согласно восточным традициям, лицо женщины может видеть только муж; кроме того, царице, очевидно, не хотелось появляться в пиршественной зале, полной пьяных мужчин; ну, а кроме того, она ведь не просто женщина, она — царица, и счастье лицезреть ее несравненную красоту имеет право только великий владыка Востока — ее муж, а не всякие мелкие людишки из числа приглашенных на пир, а также челядь, охрана и прочие. Разве царица Вашти была не права?!

Однако царь, опозоренный перед присутствующими непослушанием жены, был в ярости. Кроме того, сработала мужская солидарность, и по залу поползли шепотки: если весть о непослушании царицы дойдет до прочих женщин царства, что заставит их подчиняться мужьям?! Царица Вашти показала опасный пример неповиновения…

С другой стороны, царь любил своевольную красавицу, и, может быть, и простил бы ослушницу, если бы неповиновение царицы не было продемонстрировано публично. Пути назад не было; царь вопросил мудрецов и знатоков законов и обычаев: как поступить с царицей Вашти? Ответ был таков: царь не должен более видеть царицу Вашти и призывать ее к себе «пред лице свое», а царское достоинство и права царицы он должен передать другой женщине, которая «будет лучше» царицы Вашти, то есть более покорна и послушна своему повелителю. И это постановление должно быть записано среди законов персидской державы; и когда услышат о нем «по всему царству его, как оно ни велико, тогда все жены будут почитать своих мужей, от большого до малого.»

Вот так две с половиной тысячи лет назад пресекались попытки борьбы женщин за свои права; до эмансипации женщин и всеобщего избирательного права было еще очень далеко…

Кстати, если кому-то наказание, наложенное на царицу, показалось не слишком строгим, он ошибается. Бывшая царица осталась в гареме владыки, но, по восточным обычаям, побывав женой властелина, выйти из гарема она уже не могла, и тем более, выйти замуж за другого. Она оставалась вечной пленницей гарема; согласно гаремным обычаям, наибольший почет и уважение, и даже содержание, получали женщины, пользовавшиеся наибольшим расположением хозяина гарема. Женщина, которую властелин больше никогда не хотел видеть, превращалась в изгоя; она находилась на самой низшей ступени гаремной иерархии, и ее могла оскорбить любая девчонка, которая еще даже ни разу не призывалась на ложе царя, но у нее была такая надежда и возможность. История умалчивает о дальнейшей судьбе царицы Астинь(Вашти), но, если бы гаремные служители-евнухи втайне отравили или удушили отвергнутую царицу — что вполне соответствует гаремным нравам — они свершили бы акт милосердия.

Интересно, что среди многочисленных художников, создававших картины на сюжет этой истории, лишь один подумал о страданиях отвергнутой царицы.

-

Отвергнутая царица Вашти(Астинь) худ.Эрнест Норманд (1859-1923)

К выбору новой царицы те же законоведы посоветовали царю отнестись серьезно: поиски претендентки должны были вестись по всему царству; в каждую область назначались наблюдатели, которые дожны были выбрать самых красивых девушек, которых затем следовало доставить в царский гарем и поручить заботам евнухов; после этого царю останется только выбрать, которая из красавиц ему понравится больше всех. Царю идея понравилась, и в скором времени в царский гарем были доставлены 400 девушек. Всем девушкам были предоставлены необходимые благовония, притирания, косметика и целых 12 месяцев, чтобы отшлифовать свою красоту, перед тем, как явиться пред глаза царя. Удивительное понимание женской сущности уже в то время бытовало на Древнем Востоке: как бы ни была красива женщина, с помощью косметики и благовоний она может сделать себя еще красивее — нужно лишь предоставить ей эту возможность!

-

Мавританская сцена с женщинами. Худ.Эрнест Норманд (1859-1923)

После того, как девушки в течение года отдыхали, хорошо питались и умащали себя маслами и благовониями, добиваясь блеска в глазах, бархатистости кожи, приятного запаха волос и тела, их стали по очереди отправлять на царское ложе. С каждой царь проводил ночь и отсылал от себя; после этого они поступали в другое отделение гарема, где они могли ожидать, что царь когда-нибудь все же пожелает их видеть.

-

Фаворитка. Худ.Рудольф Эрнст (1854-1932)

Все девушки были красивы; всем им были предоставлены вроде бы одинаковые условия; но, как известно, в любом конкурсе победительницу определяет не случай, не справедливость, а закулисные интриги и благосклонность организаторов конкурса. Главный евнух гарема Гегай, хорошо знавший вкусы своего повелителя, наметанным глазом сразу выделил одну из девушек — красивую, скромную, и не капризную.

Эстер

Эсфирь. Худ.Эдвин Лонг, 1878г.

Ей были созданы особые условия: ее поместили отдельно от остальных девушек в лучшее помещение гарема, выделили семь служанок и щедро оделили всеми необходимыми притираниями, благовониями и прочими необходимыми для женщин вещами. Конечно, Гегай уже занимал должность главного евнуха царского гарема; но, как умный царедворец, он понимал, что это положение стоит упрочить, заслужив благосклонность будущей царицы, и в первую очередь — ее благодарность, поскольку возведение на трон новой царицы во многом зависело от него.

Девушка, выбранная главным евнухом, звалась благовонным еврейским именем Адасса, что на иврите означает «мирт». Она происходила из еврейского рода, который после окончания вавилонского пленения не вернулся в родной Израиль, а остался в столице персидского царства — городе Сузы. Девушка была сиротой, которую воспитывал дядя по имени Мордехай(Мардохей), человек умный и верный заветам иудейской религии. Он посоветовал племяннице никому не открывать пока своего происхождения; в царском дворце девушка назвалась только своим вторым, персидским именем — Эсфирь(Эстер).

-

Эстер. Худ.Франсуа Леон Бенувиль (1821—1859)

Естественно, что избранную им претендентку главный евнух представил царю не первой: какой мужчина выберет первую из четырехсот девушек, которых ему предоставили для выбора? Царь выбирал, выбирал, выбирал… пока ему уже не надоело слегка это занятие, а девушки не стали казаться одинаковыми. Очевидно, чтобы оттенить достоинства своей протеже, перед ней к царю главный евнух посылал девушек, на нее не похожих — возможно, глуповатых, болтливых или капризных. Может же красавица быть глуповатой — одно другому не мешает, правда?

Когда, наконец, к царю отправили Эстер, царь «… полюбил ее более всех жен, и она приобрела его благоволение и благорасположение более всех девиц, и он возложил царский венец на голову ее, и сделал ее царицею на место Астинь», как сказано в Библии.

Это очень похоже на счастливый конец истории, но на самом деле события только начинаются… Сколько прошло лет после этого счастливого начала, но за это время дядя царицы Мордехай сумел однажды узнать о заговоре, целью которого было убиство царя, и предупредить персидского владыку. Заговор был раскрыт и подавлен, имя Мордехая было внесено в число уважаемых людей государства, но отблагодарить его чем-нибудь существенным за спасение своей жизни царь забыл. У царей ведь много забот, где уж им упомнить каждую мелочь!

За это же время возвысился при царе вельможа по имени Аман; чем он отличился перед царем, неизвестно, но царь ценил его настолько, что приказал поставить его кресло, в котором он сидел в присутствии царя, выше сидений всех остальных вельмож, и ниже только царского трона.

Кроме того, царь приказал, чтобы все живущие в пределах его царства, увидев Амана, кланялись и падали ниц перед ним. Народ государства выполнял это постановление; не исполнял его лишь дядя царицы Мордехай: как верующий иудей он не мог преклонять колена ни перед кем, кроме Б-га. Вероятно, и другие иудеи не падали ниц перед Аманом, но лишь Мордехай своим неповиновением привлекал всеобщее внимание, поскольку он был на виду: Мордехай постоянно сидел на площади перед царским дворцом — для того, чтобы каким-то образом, возможно, через дворцовую прислугу, общаться со своей племянницей-царицей, которую он любил, как дочь.

-

Аман и Мардохей. Худ.Пьер Леруа, 1884 г.

Опять же, не обошлось без «доброжелателей»; гордый Аман, возможно, не опустил бы никогда взора, и не заметил бы какого-то простого человека, не падающего ниц вместе со всеми, но стражники у царских ворот, неоднократно наблюдавшие эту сцену, донесли Аману о неповиновении Мордехая, а также о причине неповиновения. Гордое сердце Амана преисполнилось гнева; он захотел уничтожить Мордехая, и не только его одного, но и весь народ его, поскольку все иудеи, очевидно, не воздавали Аману положенные почести — пусть он даже и не видел этого!

Поскольку Аман был облечен безграничным доверием царя, он, ничуть не смутившись, обратился к владыке с таким предложением: «Великий царь! Ведомо мне, что в твоем, таком благоустроенном государстве, проживает, рассеянный между другими народами царства, один небольшой народ, обычаи которого отличны от обычаев других народов государства; они не выполняют твоих законов и повелений и живут по своим законам; по своим взглядам и обычаям они враждебны всем народам твоего царства, и избавить от них персидское государство будет истинным благодеянием. Позволь мне уничтожить этот странный, неудобный и непослушный народ! А чтобы твоя казна не оскудела из-за недостатка налогов, которые ты мог взять с этого народа, я готов внести в казну десять тысяч талантов серебра взамен недополученных налогов!» Десять тысяч талантов серебра были в то время большой суммой, но Аман готов был понести такие расходы из ненависти к Мордехаю и всему его народу… Царь согласился с доводами Амана, и выдал ему свой царский перстень для того, чтобы тот мог подтвердить, что он действует от имени царя; и даже десять тысяч талантов серебра Аман не должен был вносить в казну, поскольку он действовал в интересах государства!

Аман немедленно составил от имени царя указ, который был разослан во все области персидского государства; этот указ предписывал в один, заранее назначенный день, во всех областях государства уничтожить всех евреев от мала до велика, не исключая ни одного человека. Времена были давние, жестокие, кровь лилась рекой, и уничтожить целый народ — во время войны или в мирное время — было вполне нормальным деянием. И до Нюрнбергского трибунала было еще очень далеко…

Когда Мордехай узнал о предстоящем уничтожении всего еврейского народа, он разорвал на себе одежды в знак скорби, посыпал голову пеплом, и с плачем пошел к воротам царского дворца. Это очень давний еврейский обычай: еще и сейчас во время похорон близкие родственники и друзья в знак неутешной печали надрезают воротник своей одежды…

Ничего не подозревавшей царице Эстер передали, что ее дядя находится у дворцовых ворот в таком непотребном виде; и испуганная царица послала евнухов узнать, что происходит с Мордехаем. Мордехай сообщил царице, что Аман готовит уничтожение всего еврейского народа в персидском государстве; передал ей копию указа, который от имени царя рассылался по всем областям царства; а также просил ее обратиться к мужу с просьбой отменить этот указ. Интересно, что все переговоры между царицей и ее дядей велись, согласно восточным обычаям, через посредников-евнухов; однако художник изобразил этот важный момент сюжета как беседу между Эсфирь и Мордехаем.

-

Эстер и Мардохей. Худ.Фердинанд Боль, 1650г.

И здесь внезапно выясняется интересная вещь: оказывается, Эстер уже не самая-самая любимая жена царя! Она отвечает Мордехаю, что она не может обратиться к царю, поскольку царь не призывал ее к себе уже целых тридцать дней; а того, кто попытается приблизиться к царю, не будучи приглашенным владыкой, ждет неминуемая смерть — он будет немедленно убит охраной царя. Только если царь решит помиловать смельчака и укажет на него своим золотым скипетром, незванный гость останется жив.

И гневно ответил Мордехай своей племяннице, которую всегда любил и воспитывал как родную дочь: «Не думай, что ты одна из всего народа спасешься от гибели в стенах царского дворца! Если ты сейчас промолчишь, спасение народу придет другим путем, ибо не может наш народ погибнуть целиком; но ты, Эсфирь, и дом отца твоего, и все твое потомство — вы все будете прокляты во веки веков и погибнете! Кто знает: не для того ли именно и вознесла тебя судьба до царского достоинства, чтобы ты могла сейчас спасти народ свой!»

И смирилась Эсфирь с неизбежным, и сказала, что пойдет к царю ходатайствовать за народ свой; только попросила она, чтобы весь народ в течение трех дней молился за успех ее миссии, и она тоже будет молиться, а после этого она пойдет к царю…

После того, как прошли три дня, отведенные на молитвы, Эсфирь… и здесь существует две версии развития событий.

Первая версия, изложенная как в еврейских, так и христианских священных писаниях, представляет Эсфирь умной и волевой женщиной, способной обдумать свои действия, составить план этих действий и выполнить его. Согласно этой версии, Эсфирь, после трех дней молитв, сняла траурные одежды, которые на ней были, оделась в роскошную и нарядную одежду и пошла к царю. Однако она не вошла в зал, где на троне восседал ее муж; она стала во внутреннем дворе дворца напротив открытой двери — так, чтобы царь увидел ее, рано или поздно. Когда царь увидел Эсфирь, стоящую во дворе, он посмотрел на нее благожелательно и простер в ее сторону золотой жезл; после этого Эсфирь, согласно выказанному таким образом царскому желанию, вошла в зал, подошла к царю, и коснулась конца скипетра. После этого царь спросил у нее, что ей нужно, и пообещал, что любая ее просьба будет удовлетворена, даже если она попросит у него полцарства.

-

Эстер перед царем Артаксерксом. Худ.Андреа Челести (1637–1712)

Вторая версия событий изложена в книге римско-иудейского историка Иосифа Флавия. Согласно этой версии, Эсфирь — совсем не героиня, это слабая, робкая женщина, и, по этой версии, не слишком умная: она в сопровождении двух прислужниц попросту вошла в зал, где на троне, во всем блеске парадного царского облачения, восседал царь, который посмотрел на нее раздраженно и гневно. В этот момент от ужаса Эсфирь лишилась чувств и упала на руки сопровождавших ее женщин.

-

Обморок Эстер. Худ.Жан-Франсуа де Труа (1679 — 1752)

К счастью, царь обеспокоился тем, что с ней произошло, спустился с трона, заключил ее в объятия и сказал, что нет большой беды в том, что она пришла к нему незваной. Дальнейшие стоны, охи, уговоры и разьяснения царя занимают у Иосифа Флавия почти полторы страницы; в конце царь также просит Эсфирь высказать свою просьбу и обещает эту просьбу выполнить, даже если она попросит полцарства.

Вариант, изложенный Иосифом Флавием, чрезвычайно нравился всем живописцам всех времен, поскольку давал возможность изобразить многофигурную композицию, богатство чувств и переживаний героев — слабость и нежность Эстер, волнение царя, страх служанок, сочуствие или безразличие окружающих; богатые одежды различных цветов, все эти складки, драпировки, цветовые пятна и прочее… Кто только не изображал этот сюжет — «Эстер в обмороке перед Артаксерксом»!

-

Эсфирь перед Артаксерксом. Худ.Николя Пуссен (c.1650)

-

Обморок Эстер. Худ.Антонин Койпел, 1704г.

-

Эстер и Артаксеркс. Худ.Якопо Тинторетто(1518 — 1594)

-

Франческо Caucig. Царица Эсфирь перед царём Ахашверошем, 1815 г.

-

Эстер перед Ахашверошем. Худ.Юлиус Фридрих Антон Шрадер(1815 — 1900)

-

Есфирь перед Артаксерксом. Худ.Паоло Веронезе(1528 — 1588)

-

Есфирь перед Артаксерксом. Худ.Артемизия Джентилески(ок.1628-1635)

-

Эстер перед Ахашверошем. Худ. Джованни Андреа Сирани(1610 — 1670)

Эсфирь все-таки была умной женщиной: она не обратилась к царю со своей просьбой сразу, при всех царедворцах, а пригласила мужа вечером прийти к ней в покои на пир; там она расскажет царю, в чем состоит ее просьба. Также она пригласила вместе с царем и Амана, который был очень польщен тем, что жена царя выделила его и, единственного, кроме самого царя, пригласила на свой пир.

В первый вечер Эстер не решилась изложить свою просьбу; она пригласила царя и Амана прийти к ней на следующий день, снова на такой же пир — или маленькую пирушку, судя по составу участников.

А тем временем царь, у которого, очевидно, была бессоница, ночью после первого пира призвал к себе чтеца, который читал ему записи о дворцовых событиях. Когда чтец дошел до записи о заговоре против царя, раскрытом с помощью Мордехая, царь спросил: как был награжден Мордехай? Выяснилось, что наградить его забыли.

Утром царь обратился за советом к своему первому министру Аману и спросил его: как царь может отметить большие заслуги человека перед ним, царем, и оказать ему наибольший почет, какой только возможен? Аман, будучи уверен, что речь идет о нем самом, и почести предназначены ему, сказал царю, что человека, которого он хочет отблагодарить за оказанные услуги и оказать ему самые большие почести, следует облачить в царские одежды, одеть ему на голову царский венец, посадить на царского коня; а один из вельмож, особо приближенных к царю, должен вывести коня на городскую площадь и там возглашать для народа: «Вот что делает царь для человека, которого он ценит и которому хочет оказать почет!»

И царь сказал тогда: «Вот ты и сделай все это для Мордехая, которому я хочу оказать почет,» — и пришлось Аману подчиниться и выполнить все назначенное… что, конечно, не прибавило у него добрых чувств к Мордехаю.

Триумф Мардохея. Художник Питер Ластман (1583 -1633)

А вечером снова был пир у Эстер, и на этот раз она, наконец, решилась обратиться к царю с признанием, что она принадлежит к народу, который должен быть полностью уничтожен в ближайшие дни; со словами защиты в адрес этого народа; с обвинениями в адрес Амана, который замыслил это недоброе дело, и с просьбой пощадить ее народ. И поскольку еще ранее царь обещал выполнить ее просьбу, даже если она попросит у него пол-царства, просила Эстер у царя — всего лишь — сохранить жизнь ей и ее народу.

Возможно, это было так: маленькая скромная женщина негромким голосом в тишине рассказывала мужу о грозящей ей гибели…

-

Артаксеркс, Аман и Эсфирь. Худ.Рембрандт Харменс ван Рейн(1660г.)

-

Эстер и Аман перед Ахашверошем. Худ.Ян Викторс(1638 — 1640)

-

Пир Эстер и Ахашвероша. Худ.Ян Викторс(1645г.)

А может быть, было и так: царица гневно и яростно обвиняла Амана в замысленном злодеянии…

-

Эрнест Норманд (1859-1923)

Эстер сказала все, что хотела, и замолчала. А сейчас представим чувства и мысли царя: он много лет правил своей страной, бузусловно, при этом полагаясь на мнения и советы министров, приближенных, советников — не может один человек знать все обо всем! Доверял он и Аману, и предложенное им решение — уничтожить полностью какой-то малоизвестный ему небольшой народ — счел разумным и полезным для страны.

Сейчас же любимая его жена(может быть, все-таки до сих пор — любимая), сказала, что она принадлежит к этому народу, и, следовательно, и дядя ее, некогда спасший его, царя, тоже из этого народа. Значит, этот народ не так уж плох, не так уж чужд остальным народам его государства… Он дал слово жене, что выполнит любую ее просьбу, вплоть до пол-царства отдать — значит, он должен остановить уничтожение ее народа.

-

Пир Эсфири. Худ.Ян Ливенс(1607-1674)

Но, с другой стороны, он уже отдал приказ уничтожить евреев, и стараниями Амана этот приказ размножен и разослан по всей стране, до самых отдаленных ее провинций… КАК отменить этот приказ и не «потерять лицо», не вызвать недоумение и насмешки подданных? Царь отдает приказ, затем его отменяет… а в своем ли уме царь, не пора ли ему уступать трон преемнику? Что же делать? Ах, этот негодяй Аман, в какое положение он поставил его, царя!!!

В ярости и гневе царь вскочил из-за стола, и удалился в сад: успокоиться, подумать в тишине и одиночестве, найти решение… Ведь должно же быть какое-то решение!

-

Эстер, Ахашверош и Аман.Худ.Ян Стен (около 1668г.)

-

Гнев Ахашвероша. Худ.Ян Стен(1671-73)

Очевидно, Эсфирь не просто просила у царя жизнь для себя и своего народа, но просила также наказать Амана, который добился от царя согласия на уничтожение евреев, потому что, как только царь вышел, Аман бросился на колени перед царицей и стал умолять ее о прощении.

И здесь разыгралась типичная для всех времен и народов сцена: внезапно вернувшийся муж застает Амана, обнимающего колени царицы и произносящего какие-то жаркие слова мольбы… Ревность царя обьяснила эту сцену так: ах, этот негодяй не только обманывает его, царя, в государственных делах, но еще и пытается изнасиловать его жену в его же собственном доме! С этого момента судьба Амана была решена: персидский владыка жестоко наказывал и за меньшую провинность, чем покушение на честь царской жены.

-

Эстер отворачивается от Амана. Худ.Эдвард Армитедж(1817-1896)

Разъяренный царь принял решение исполнить просьбу Эстер: спасти жизнь ее народу и наказать Амана. И здесь мы вступаем на зыбкую почву вымыслов и сказок. Мало того, что историки так и не решили, в какое точно время вся эта история происходила — разброс дат составляет 200 лет; женой какого царя была Эсфирь — Артаксерса I, или Ксеркса I, или кого-то третьего; была ли она вообще женой царя, поскольку ее имя не упоминается среди имен жен ни одного персидского владыки; была ли вся эта история с Аманом, замыслившим уничтожить всех представителей еврейского народа на территории всего огромного персидского царства, границы которого простирались на востоке от реки Инд до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге до Закавказья на севере… Однако самый невероятный, самый сказочный элемент в истории Эстер — это решение, принятое царем. Царь Ахашверош сказал, что не может отменить изданный им прежде указ об уничтожении еврейского народа, но он издаст новый указ, дозволяющий еврееям, обреченным на гибель, сопротивляться тем, кто придет их убивать; и не только сопротивляться, но и убивать своих врагов, вместе с женами и детьми, и даже взять себе все их имущество. Получается, что персидский царь сам, своим указом развязывает в своем государстве междоусобицы, резню, грабежи и, фактически, дает разрешение начать гражданскую войну! Едва ли правитель какого-либо государства может издать такой указ.

Аман был лишен милости царя, всех своих званий, имущества и повешен на невероятной величины виселице(пятьдесят локтей — приблизительно 27 метров), которую он готовил для Мордехая; вместе с Аманом были повешены и десять его сыновей.

-

Аман узнаёт свою судьбу, или Падение Амана. Картина приписывается Рембрандту

Во главе движения Сопротивления царем были поставлены Эстер и Мордехай; Мордехай был(вместо Амана) назначен вторым человеком в государстве после царя, и ему был передан царский перстень. Царь повелел, чтобы Эстер и Мордехай написали в новом указе «…что вам угодно, от имени царя»(!), и царский перстень должен был подтвердить, что они действуют от имени царя.

«…И призваны были царские писцы… и написаны были (письма) – все, как велел Мордехай, к иудеям и к сатрапам, к наместникам и вельможам каждой области, что от Индии до Эфиопии – ста двадцати семи областей; в каждую область – письмом… и каждому народу – на языке его, а иудеям письмом их и на языке их. И написал он от имени царя Ахашвероша, и скрепил печатью царского перстня, и послал письма с гонцами, ездившими верхом на рысаках царских с конных заводов… А Мордехай вышел от царя в царском одеянии из синего и белого и в большой золотой короне, в плаще из виссона и пурпура… «

-

Эстер и Мордехай Худ. Арент де Гелдер(1685г.)

А затем, в определенный еще Аманом день, началась гражданская война, и резня, и убийства. Как говорят источники — Библия и Тора — грабить имущество своих противников иудеи не стали, но во всем персидском государстве они уничтожили 75 тысяч своих врагов. «… И все правители областей, и сатрапы, и наместники, и служители царя поддерживали иудеев, потому что охватил их страх перед Мордехаем. Ибо велик был Мордехай в доме царском, и слух о нем прошел по всем областям, потому что человек тот, Мордехай, поднимался все выше и выше.»

А когда все закончилось, «… описал Мордехай эти события, и разослал письма всем иудеям, что во всех областях царя Ахашвероша, ближним и дальним, в которых обязал их соблюдать четырнадцатый день месяца адара и пятнадцатый его день из года в год, как дни, в которые иудеи добились покоя от врагов своих, и как месяц, в который печаль их обратилась в радость и скорбь в праздник, – отмечать их как дни пира и веселья, посылки даров друг другу и подарков бедным.»

С тех пор, уже две с половиной тысячи лет, евреи отмечают этот праздник — Пурим — весельем, костюмированными представлениями истории Эстер, карнавальными шествиями, подарками, сладостями, маленькими сладкими пирожками под названием «уши Амана».

-

-

А вот почему эти пирожки называются «уши Амана», и действительно ли это людоедское угощение — это отдельная, длинная история, которую можно прочесть здесь; там же — солидная подборка кулинарных рецептов для желающих приготовить эти пирожки.

Ну, а сейчас самое время разобраться: была ли в действительности эта история — с Эстер, Мордехаем и Аманом? События, изложенные в «Книге Эстер», как утверждают современные ученые-историки, не подтверждаются никакими другими историческими источниками(кроме Торы и Библии, что, в сущности, одно и то же).

В этой истории содержится ряд явных ошибок и несоответствия персидским нравам и обычаям: персидский монарх мог взять себе жену только из знатного персидского рода; он не мог назначить на главную должность в царстве сначала амалекитянина (Аман), а затем еврея (Мордехай) — тем более, что племя амаликитян рассеялось, смешалось с другими, и вообще исчезло из истории лет за 200-300 до описываемых событий; царские указы публиковались в Персии только на персидском и арамейском языке, и могли быть отменены.

Утверждают, что это — просто литературное произведение. объединившее три сюжета: о строптивой царице Вашти, о красавице Эстер, и о борьбе Мордехая и Амана.

Некоторые ученые предполагают, что в «Книге Эсфирь» нашел отражение какой-то вавилонский миф, так как имена главных героев Эсфири (Эстер) и Мордехая(Мардохея) соответствуют наименованиям вавилонских божеств Иштар и Мардука.

Я — не ученый-историк, но я все-таки предполагаю, что события, изложенные в «Книге Эстер», произошли в действительности, только масштаб их очень сильно преувеличен. Известно, что евреи — «народ Книги» — бережно хранят память о событиях своей многотысячелетней истории; они помнят события неимоверной давности: и египетский плен, и вавилонский, и разрушение Первого храма, и строительство Второго храма, и избавление от селевкидского владычества и многое, многое другое… В истории Эстер указано даже число и месяц происходивших событий — тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый день месяца адара; вот с годом, правда, легкая несостыковка: пир, в результате которого была смещена царица Вашти, состоялся на третий год после начала царствования царя Ахашвероша, но вот сколько лет прошло после этого до момента, когда всесильный царский фаворит Аман решил уничтожить еврейский народ — неизвестно.

Думаю, что, вернее всего, все события, описанные в «Книге Эстер(Эсфирь)», в действительности не были столь значительны и масштабны: Эстер была одной из многих неофициальных жен или наложниц царя; попала она в царский гарем не в результате грандиозного всеперсидского конкурса красоты, а была туда продана или отдана, по каким-то причинам…ну, а ранг царской наложницы всегда считался неплохой участью для девушки из небогатой семьи.

При царском дворе, естественно, шла борьба за власть и влияние на царя между различными группировками и партиями: в какой-то момент у власти была партия, возглавляемая Аманом, которая пыталась уничтожить соперников-иудеев; затем, с помощью царской жены или наложницы иудейского происхождения Эстер, власть перешла к иудейской группировке, которая жестоко расправилась со сторонниками бывшего царского фаворита Амана. Не думаю, что эта жестокость выразилась в тотальной резне и уничтожении 75 тысяч сторонников отстраненного фаворита… просто в процессе многолетнего празднования этого события его значимость многократно преувеличивалась, и возможные, например, 75 убитых врагов превратились в 75 тысяч… что только добавило радости к празднованию этой победы.

Такова история Эсфирь(Эстер) — одной из замечательных женщин древней истории, рассказ о которой вошел в священные книги иудеев и христиан. О дальнейшей судьбе ее священные писания не сообщают ничего, да и что можно еще сообщить… Главное событие в ее жизни свершилось — она спасла от уничтожения целый народ; больше этого, важнее не может быть ничего…

-

Эстер и Ахашверош. Худ.Конрад Витц(1400 — 1445)