Страсти по «Матильде»: альтернативная реальность Алексея Учителя

Ну вот, и мы удостоились: и месяца не прошло после премьерного показа «Матильды» в России,
как  показали ее и у нас в Израиле. И был даже не просто показ, но еще и встреча с режиссером Алексеем Учителем.
Скандала не было. Народ ЧТО-ТО, конечно, слышал… а, может, быть, и не слышал – просто пришли посмотреть фильм на русском языке. Во всяком случае, большинство так и не поняло, ЧТО им показали. А показали нечто, весьма далекое от истинных событий, от действительности, от исторической правды — некую альтернативную реальность.
В этой альтернативной реальности   героиня фильма — Матильда Кшесинская, в отличие от настоящей Матильды  — практичной, осознающей свое место, свои возможности, свои выгоды от романа с наследником престола,  превратилась в чистую и непорочную девушку, страстно влюбленную в  своего Ники – настолько, что готова помешать его свадьбе, коронации… и лишиться всех выгод  от мимолетного романа с наследником престола. А в действительности эти выгоды настоящая Матильда Кшесинская использовала в полной мере в течение всей своей жизни и артистической карьеры.
Соответственно, и наследник престола, а впоследствии император всероссийский Николай Второй, в альтернативной реальности фильма превращается в страстно влюбленного в балерину безответственного юнца, совершенно не осознающего свое место в российской действительности, свою ответственность, свой долг перед государством и народом. Этот юнец  готов жениться на балерине и возвести ее на престол, доказав  ее происхождение от мифических графов Красинских, или бежать с ней, отказавшись от российской короны. Этот неуравновешенный и истерический юнец падает в обморок во время коронации, роняя корону, и Большая императорская корона, главная регалия царской власти,  картинно катится по полу.
Фильм, заявленный на главный блокбастер года, красив и зрелищен — типичная «лав стори», построенная и отснятая по голливудским стандартам, но в этом фильме общего с настоящей историей романа – небольшой интрижки! – балерины и наследника престола – только имена персонажей.

К моему удивлению, оказалось, что выступавший после демонстрации фильма его режиссер Алексей Учитель сам живет в той же, построенной им,  альтернативной реальности.  Он говорил зрителям о том, что «вся история России могла измениться, если бы Николай Второй дал волю своему сердцу, женился на Кшесинской, отказался от короны… все бы сейчас было бы по-другому, и не только в России, но и во всем мире!..»
Такое могло произойти только в альтернативной реальности Учителя, но не в действительности.
В  действительности наследник российского престола оборвал отношения с Матильдой Кшесинской задолго до своей свадьбы, сразу же после объявления о его помолвке с Аликс, будущей Александрой Федоровной.  Более того,  по обычаю порядочных людей того времени, он рассказал невесте перед свадьбой об этой интрижке,  и дал прочесть свой дневник за этот период  — чтобы впоследствии до жены не дошла искаженная версия событий.
Матильда Кшесинская танцевала на гала-торжествах по случаю коронации;  специально для нее в балет была введена новая роль, поскольку ОНА ОЧЕНЬ ХОТЕЛА ТАНЦЕВАТЬ во время коронационных торжеств, и даже отправила записку Николаю Второму, чтобы он походатайствовал за нее перед  дирекцией театра. Впоследствии она отправит еще немало таких записок…
Во время просмотра  «Матильды» я думала о праве художника-творца на свое осмысление событий. Слышали мы такое, и не раз…  Однако в данном случае речь идет уже не о переосмыслении, а  об искажении  событий, вплоть до искажения  ИСТОРИИ, причем не конкретных лиц, а истории Российского государства. Искажать ИСТОРИЮ не имеет права никакой творец, кем бы он не был, и какое бы имя не носил; а тем более,  если его имя — Учитель. УЧИТЕЛЬ  не может учить забвению и искажению истории народа, он не может творить свою, угодную ему альтернативную реальность, и навязывать ее народу взамен исторической правды. А ведь режиссер говорил о планах четырехсерийного телевизионного фильма «Матильда», где главная сюжетная линия останется без изменений, а продолжительность будет увеличена за счет второстепенных персонажей!
Жаль мне русский народ: красивый, зрелищный фильм запомнится, останется в памяти людей картинкой «так это и было». Немногие захотят прочесть  серьезных историков, воспоминания Матильды Кшесинской, дневники Николая Второго – зачем, ведь альтернативная реальность, навязанная Алексеем Учителем, так красива и убедительна — в отличие от подлинной истории.

-

Я давно уже не живу в России, без особого интереса отношусь к внутрироссийским делам и разборкам.
Честно говоря, мне безразлична  личность последнего  российского монарха Николая  Второго.
Но не безразлична Ее Величество История, к которой я отношусь с глубоким уважением.
С таким же уважением я отношусь к чувствам русского народа, который, разуверившись в социалистических идеалах, пытается обрести новые, возрождая былые российские ценности, среди которых и причисленный к лику святых последний российский император Николай Второй. Поэтому я считаю, что не стоит искажать историю и образ человека, память которого небезразлична  россиянам.
Фильм Алексея Учителя — отличный фильм, который, будучи дублирован на английский… или китайский язык, будет иметь успех во всем мире;  он понравится людям, которые до той поры не знали — кто такие Матильда Кшесинская и Николай Второй, и забудут о них навсегда на следующий день.
И только в России  этот фильм показывать не стоит, разве что с предупредительной надписью: «фильм жанра «фэнтези», альтернативная история — версия Алексея Учителя».
Жаль только — все равно эту надпись никто не прочтет…