Великолепная Швейцария. Цюрих

 

Туристические фирмы рекламируют Швейцарию как "страну часов, сыра и шоколада".
Да, часов там достаточно, куда ни кинешь взгляд…

Все почему-то мечтают побывать в Париже. А я мечтала побывать в Швейцарии: все манила меня зелень швейцарских лугов, когда-то привидевшихся мне – то ли во сне, то ли наяву…
Наконец, мечта осуществилась. Про зелень  я поначалу забыла:  казалось, самое главное – города; те самые, названия которых так знакомы от частых упоминаний: Цюрих, Берн, Женева… 

До Национального праздника Швейцарии —
основания Швейцарской Федерации(1 августа) еще десять дней,
но все улицы всех швейцарских городов украшены
огромным количеством национальных флагов.

И вот – Цюрих, первый швейцарский город после приземления в Швейцарии. И первая мысль: вот так выглядит европейский город, который не затронули две последние опустошительные войны, который не бомбили и не взрывали…

Так выглядят здания в центре Цюриха —
чуть в стороне от главных магистралей и туристических маршрутов

Впоследствии выяснилось, что все-таки Цюрих один раз бомбили американские ВВС в конце второй мировой войны – по ошибке; а может быть, и не по ошибке – здесь большой простор для домыслов. Во всяком случае,  сейчас Цюрих – крупнейший город Швейцарии; крупнейший финансовый центр этой страны – всемирного банкира; второй по качеству жизни в мире, и первый – по дороговизне, что могу подтвердить собственными впечатлениями: оказалось, что самостоятельная поездка в Швейцарию – это отдых для очень богатых людей. Стоимость обыкновенного обеда в ресторане, без всяких излишеств, вроде вина и десерта – приблизительно в четыре раза выше, чем в Израиле. Есть, конечно, и «Макдональдс», и другие  подобные забегаловки в местах массового скопления туристов —  с таким же ассортиментом и качеством пищи, где цены ниже, но их еще нужно найти… Но, поскольку в Швейцарию мы уже прибыли, пришлось смириться с тем, что денег на сувениры не останется, и наслаждаться красотами страны.

Не обязательно — вкусно, но почти обязательно — недешево.


Цюрих считается одним из глобальных городов мира; термин этот стал применяться с 1991 года, и означает город, считающийся важным элементом мировой экономической системы. Такой город обычно имеет ключевое значение для больших регионов Земли и оказывает на них серьёзное политическое, экономическое или культурное влияние.

Возможно, приблизительно так выглядит "истинное лицо" Цюриха


Однако туристу, приехавшему в Цюрих отдохнуть и полюбоваться на местные достопримечательности, «глобальность» Цюриха незаметна. Альтштадт(Старый город)  — район города, расположенный по обоим берегам реки Лиммат и берегу Цюрихского озера, переполнен туристами со всего мира. Обманчивое впечатление, что время застыло среди этих старинных зданий, отражающихся в зеркальной глади воды, лебедей, мостов, шпилей – с часами и без… 

А времени этого протекло вместе с водами Лиммат немало: Цюрих – очень старый город, известный еще с римских времен, с 1-го века нашей эры. Несколько позже, всего каких-нибудь 7-8 веков спустя, внук Карла Великого  Людовик Немецкий, правитель Восточно-Франкского королевства в 853 году основал аббатство Фраумюнстер для своей дочери Хильдегарды. Права этого аббатства все расширялись, ему даровались новые привилегии, вплоть до права чеканить собственную монету, поэтому аббатиса этого монастыря, очевидно, была полноправной властительницей города и даже назначала по своему усмотрению послушного ей мэра города. Так продолжалось до 1336 года, когда  лидер объединения цюрихских цехов Рудольф Брюн стал первым независимым мэром Цюриха. 

Фраумюнстер

Ну, а как же на эти 500 лет матриархата реагировали мужчины? По нашим нынешним представлениям, весьма своеобразно. С женским монастырем  Фраумюнстер конкурировал мужской монастырь – Гроссмюнстер, построенный позже(но на месте существовавшей здесь более древней церкви).  Приоритет Гроссмюнстера перед Фраумюнстером пытались доказывать, опираясь на легенду. Легенда эта такова, что в наше время непременно спросили бы, какую травку курил ее создатель; легенды ведь  всегда кем-то сочиняются… и лишь потом распространяются среди людей. Согласно легенде, Гроссмюнстер был основан самим Карлом Великим,  чей конь упал на колени перед могилой христианских мучеников Феликса и Регулы, покровителей Цюриха. Но это еще не все!.. Святые мученики, брат и сестра —  Феликс  и Регула, которые за свою принадлежность к христианству были  преданы суду и обезглавлены, после казни…  «встали, взяли свои головы и, поднявшись в гору на сорок шагов, сотворили молитву и отошли к Господу».  Там впоследствии и был воздвигнут храм Гроссмюнстер. Так гласит легенда!

Гроссмюнстер

Однако бред старых католических легенд показался мне милым и невинным после того, как я остановилась перед этим памятником. Это – Ульрих Цвингли (1484–1531 гг.), бывший настоятелем кафедрального собора Цюриха(Гроссмюнстер),один из деятелей религиозной Реформации в Швейцарии, основатель учения под названием «цвинглианство», которое впоследствии слилось с кальвинизмом.

Ульрих Цвингли

Глядя на это суровое, застывшее в упрямой непреклонности лицо, я задумалась: «А действительно ли средневековая Реформация в Европе была таким безусловно положительным и прогрессивным явлением, как всех нас убеждали когда-то в школе?»
Я не буду говорить о тонкостях вероисповедания; и католичество, и протестантские течения Реформации одинаково утверждают  изначальную греховность  человека, спасение души которого возможно только для верующих в  Господа; католичество предлагало один путь спасения, протестантизм предложил другой. Оставим эти тонкости и различия верующим и посмотрим на  их жизнь со стороны.

Римско-католическая церковь

Во что превратилась римско-католическая церковь к моменту начала Реформации(1517 – 1648г.г.)?


Толстый пьяный католический монах, торгующий индульгенциями(отпущением грехов) – почти непременный персонаж исторических романов о временах Средневековья.
Непонятная большинству людей церковная служба на латинском языке.
Целибат(безбрачие) священников всех рангов, который почти никем из служителей церкви не соблюдался ввиду естественных потребностей природы человеческой.
Почти прямой церковный запрет на владение собственностью: «Не собирайте себе сокровищ на земле», «Не можете Богу служить и богатству», «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в царство небесное», «Посмотрите на птиц небесных: они не сеют, и не жнут, и не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их», «Поглядите на лилии в поле, как они растут: не трудятся и не прядут».
Огромные богатства церкви, которая владела землями,  рудниками, крепостными крестьянами.
Роскошь церковных зданий, богослужений и облачений церковного клира.
Все эти богатства церковь получала в качестве пожертвований от состоятельных людей, которые таким образом искупали свой грех владения богатством и перепоручали церковнослужителям молиться за них, в то время как они заняты земными делами…
Все это ставилось в вину ортодоксальной римско-католической церкви.

Реформированная церковь

Каковы были цели и достижения Реформации? 


Изъятие всех богатств у церкви, отмена индульгенций, отмена безбрачия духовенства, отмена монашества, превращение монастырей в школы и больницы. 
Новая этика и мораль: человек не должен уподобляться птицам небесным, которые «не сеют, и не жнут», но может и даже обязан применять всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни.
Хорошо? 
Да просто великолепно!
Далее. 
Упрощение обрядности богослужения; из храмов удалены иконы, статуи, кресты, мощи, органы, колокола, алтари.
Богослужение в скромном, ничем не украшенном помещении без музыкального сопровождения. Из жизни простых людей исчезла красота. Прежде бедный человек, которому были недоступны другие достижения культуры, приходил в храм, который окружал его красотой и великолепием; в храме звучала музыка великих композиторов, исполняемая профессиональными музыкантами – что никак не может сравниться с уличными певцами и музыкантами, которых единственно мог слушать простой люд в соответствии со своими скромными доходами.
Аскетическое ограничение потребностей, расчётливость и бережливость, отказ от «праздного времяпровождения».
И главное в учении Жана Кальвина — учение о «всеобщем предопределении», согласно которому Бог предначертал каждому человеку его участь: одним — вечное проклятие и скорбь, другим, избранным, — вечное спасение и блаженство. Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. 

Мне было бы страшно и тоскливо в этом протестантском обществе, сформировавшемся в результате Реформации…
Пожалуй, мне ближе католический монах, слегка грешный сам, и оттого прекрасно  понимавший чужие  мелкие, но такие обыденные и приятные  грешки, прощавший их от имени Господа, или за деньги продававший отпущение грехов, позволявшее спокойно жить дальше.

Кстати, католическая церковь сама преследовала злоупотребления в продаже индульгенций на прощение грехов, да и не все грехи прощались – только обыденные, а не «смертные», поэтому сведения об очень широкой  торговле индульгенциями в Средневековье слегка преувеличены.

Конечно, Реформация была прогрессивным явлением, поскольку позволила представителям зарождавшегося класса буржуазии жить, работать и богатеть, не ощущая себя великими грешниками; утвердила если не веру, то хотя бы надежду на то, что каждый человек — благодаря упорному труду и бережливости — может преуспеть в жизни. Однако мы знаем, что не каждый это может, даже несмотря на трудолюбие, упорство и бережливость: к ним еще нужно немного ума, чуточка удачи, и еще неплохо бы иметь какой-то начальный капитал… Потому большинство людей и не становится владельцами фабрик, заводов и ценных бумаг. Но как обидно, когда кому-то рядом это удается…

Памятник Хансу Вальдману

Именно такая история произошла в Цюрихе в 15-ом веке. Некто Ханс Вальдман, сын крестьянина, начинал свою деятельность как ученик портного, а затем кожевника. Убедившись, что выделка кож — дело не слишком прибыльное, предприимчивый юноша поступил в наемные войска — это те самые, знаменитые швейцарские наемники, которых очень охотно брали на службу все европейские властители, включая и римского папу, где швейцарские наемники несут службу даже и сегодня.

Швейцарские наемники в Ватикане, 2011 год

Здесь у крестьянского сына Ханса Вальдмана, очевидно, обнаружился недюжинный полководческий талант, потому что через некоторое время он командовал 12-ти тысячным отрядом наемников, получал подарки и пожалования от правителей Австрии, Франции, Савойи, и лет приблизительно через 25, будучи одним из самых богатых и влиятельных людей Швейцарской Конфедерации, он был избран бургомистром родного Цюриха.

Одна из узких улочек исторической зоны Цюриха


На этой должности Вальдман сделал немало полезного для города: ограничил привилегии духовенства, положил предел завещаниям в пользу монастырей, построил новый арсенал… Неизвестно, что бы он еще успел свершить на пользу Цюриха, однако в родном городе у него обнаружилось огромное количество завистников и недоброжелателей, которые не могли простить ему возвышения и приобретенного богатства; простой же люд ненавидел Вальдмана за введенные им налоги и бургомистерские распоряжения, которые вечно что-то требовали и мешали жить спокойно…
Бургомистром Ханс Вальдман пробыл всего лишь около пяти лет; затем произошло крестьянское восстание, при котором был свергнут ненавистный бургомистр; его предали суду, где обвинили во всех грехах, которые только можно было измыслить: тирании, коррупции, предательстве, содомии и прочее, и прочее…

Огюст Роден "Врата ада".
Подарены городу Цюриху Эмилем Георгом Бюрле в 1947 году.
Вот так просто, слегка уставший, бредешь по улицам Цюриха и видишь шедевр Родена —
не за музейным стеклом, просто на улице…

В 1489 году, в возрасте всего лишь пятидесяти четырех лет, Ханс Вальдман по решению суда был обезглавлен. Впоследствии, не знаю, по происшествии скольких сотен лет, жители Цюриха раскаялись и установили Хансу Вальдману, которого когда-то позорно казнили, этот памятник. Посмертная реабилитация — такое бывает не только в Швейцарии.

 

Памятник Хансу Вальдману на фоне Фраумюнстер

Как хорошо, что времена религиозных войн и споров прошли! Сейчас, спустя несколько сот лет, большинство людей живет, не слишком много внимания уделяя спорам о путях  спасения  души, занимаясь делами мирскими и не брезгуя «праздным времяпровождением». А как же, если не «праздным времяпровождениям»  могли бы  назвать суровые реформаторы религии  туризм, путешествия, знакомство с достопримечательностями различных стран? И сейчас суровый Ульрих Цвингли стоит, позабытый, в одиночестве, а Цюрих – оплот реформаторства, родина цвинглианства – красивый город, переполненный праздными туристами. И это, по-моему, совсем неплохо…

Такие небольшие скульптурки каких-то то ли сказочных, то ли реальных персонажей
на узком высоком постаменте необычайно популярны в Швейцарии;
в каждом городе есть хотя бы одна,
а то и несколько — на каждой площади старой части города.

 

Забавно выглядит сочетание группы строгих старинных рыцарей с развернутыми знаменами
на рисунке, украшающем фасад здания, и витрин магазина с легкомысленными ножками
в каких-то чулочках, которые здесь продаются.
А скульптуры двух обнаженных людей, мирно беседующих на виду у всех,
украшают один из балконов обыкновенного жилого дома.

 

Вы думаете, эта иллюстрация попала сюда случайно,
откуда-то из сказки о золотом петушке?
Нет. Это — тоже Цюрих!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *