Музей «Тикотин». Выставка японской уличной моды

В хайфском музее «Тикотин» открылась выставка фотографий «Японская уличная мода» — праздник для глаз, отдых для души, повод улыбнуться…

Ах, эти японские девочки в нарядах ярких леденцовых цветов! Невероятно ярко, невероятно большое количество дополнений и аксессуаров – наклеек, повязок, заколок, браслетов, сумочек, зонтиков… и не просто сумочек: если уж сумка, то это может быть сумка-лейка или сумка-кальмар; если туфельки – то на каблуках-зайчиках или каблуках-револьверах… ну, в крайнем случае, хотя бы туфельки разного цвета: на левой ноге – красного, на правой – зеленого… о чулочках и гольфиках и говорить-то не стоит: это почти неписанный закон – рисунок должен быть разный на правой и левой ноге!

Мальчики тоже не отстают в выдумке… если это мальчики? В игре под названием «уличная мода Японии», в этом постоянном карнавале, смене ролей, костюмов и масок  мальчики и девочки часто неотличимы.

Нам, профанам, кажется, что это – хаос, беспорядочная смесь красок, аксессуаров, бантиков, оборок, наклеек; однако такое мнение неверно. Весь этот хаос упорядочен; он подразделяется на стили, коих великое множество;  кроме того, постоянно появляются новые стили или варианты старых: Gyaru, Ganguro, Lolita, Decora,Wisual kei, Oshare kei, Fairi kei, Bosodzuki, Shironuri, Oji, Codona, Angura kei, Steampunk…
Самый ранний из этих стилей —  Gyaru(японское произношение английского слова «Girl» — девушка) — уличная мода, возникшая еще в 1970-е годы. Это женственный, гламурный стиль, ориентированный на западную моду. В отличие от традиционной  скромности, молодые японки-Gyaru 70-х выделялись легкомысленным поведением, позитивным мышлением, любовью к яркой модной одежде, особыми представлениями об идеалах красоты — красивым среди поклонниц этого стиля считалась подчеркнутая искусственность: парики, накладные ресницы, ногти и прочее. Естественно, что этот стиль не мог остаться чисто женским: раскованным японским девочкам требовались такие же мальчики. Мужчины, одетые  в этом стиле, стали называться «гяруо», а сами девочки называли своих мальчиков « икэмэн» (яп. イケ 面 ), что русский переводчик перевел как «клёвый чувак», припомнив то же время и таких же мальчиков и девочек на улицах городов бывшего СССР.
Ganguro является одной из разновидностей стиля Gyaru. Он был популярен среди девочек в 1990-е годы, и достиг своего апогея в 2000-е годы. Как правило, для этого стиля характерны красочные наряды и мини-юбки, обесцвеченные волосы, преувеличеный загар, накладные ресницы, черный или белый карандаш для глаз, браслеты, серьги, кольца, цепочки и туфли на платформе.

Самый популярный стиль японской уличной моды настоящего времени – Lolita(Лолита). Разновидностей этого стиля существует великое множество: Готическая Лолита, Сладкая Лолита, Лолита Панк, Классическая Лолита, Ва Лолита(разновидность стиля с элементами японской национальной одежды).

Что такое стиль «Лолита» – это и нам, профанам, далеким от улиц Японии, понятно. Милая девочка-подросток, но с червоточинкой: нимфетка, осознающая свою сексуальную привлекательность и жаждущая соблазнять, покорять и отдаваться… и все это для нее еще элементы детской игры, потому что она, в конце концов, еще ребенок. В костюме японской «Лолиты» все работает на этот образ: бантики, носочки, туфельки с перепоночками или зайчиками, затейливые и забавные сумочки, кошелечки, зонтики, мягкие игрушки, изображающие тех же зайчиков или мишек. И, конечно же, обладательница костюма старается не выйти из образа: воплощенная невинность, глазки скромно-кокетливо опущены вниз, пухлые губки надуты чуть капризно, ножка по-детски неловко подвернута… Ребенок… Лолиточка… а чтобы никто не ошибся, кокетка еще держит в руке и подносит к крошечному ротику яркий леденец на палочке!

Все эти костюмы часто создаются самими их обладателями, ведь одеться нестандартно, в свойственной только тебе манере – это способ самовыражения и вид художественного творчества, доступный каждому. Чтобы облегчить задачу модников, поскольку не каждый способен сам  сшить сложный костюм, например, готической Лолиты, в торговом квартале  Harajuku  достаточно магазинов, торгующих одеждой  для «Лолит» и других направлений уличной моды.

Специалисты , как это и бывает обычно в таких случаях, затрудняются объяснить феномен японской уличной моды: как это возникло, и почему именно здесь это явление достигло такого размаха. А размах нешуточный:  до 1998 г было принято закрывать главную улицу Harajuku для движения по воскресеньям, и это было раем для пешеходов и юных модников и модниц Харадзюку. Сейчас, очевидно, главные модники тех лет постарели и остепенились, а новых стало меньше, поэтому парады уличной моды проводятся на Харадзюку один раз в месяц.

Фотографии, представленные в этой статье, сделаны при слабом освещении, и поэтому не передают в полной мере всего разнообразия и красочности японской уличной моды. Чтобы получить представление о том, что же это такое – японская уличная мода, выставку стоит посетить самостоятельно и увидеть подлинные фотографии фотожурналиста Kjeld Duits.

P.S. В одном из залов музея, соседствующем с этой выставкой, размещена другая экспозиция — картины японских художников, изображающие японских женщин в традиционных национальных нарядах. Очевидно, администрация музея предоставила возможность посетителям выставки самостоятельно оценить, насколько далеко ушла современная японская уличная мода от национальных традиций.