Музей русского искусства в Рамат Гане. Репортаж из музея, которого нет
Есть ли в Израиле Музей русского искусства? Номинально – есть; кое-кому даже удалось там побывать — в заранее оговоренный день и час.
Мне – не повезло.
Я не один раз слышала о Музее русского искусства в Рамат Гане и о знаменитой коллекции картин Михаила и Марии Цетлиных, находящейся там. Я наивно предполагала, что такой музей существует, и там можно побывать, когда у меня будет желание и возможность.
Небольшая историческая справка для тех, кто не знает, кто такие Михаил и Мария Цетлины, и как возникла их коллекция. Цетлины – это состоятельная русская семья, обосновавшаяся в Париже еще в начале 20-го века, до революции 1917 года. Причиной этому была причастность к деятельности партии социалистов-революционеров(эсеров), в результате которой Михаил Осипович Цетлин, «мальчик из хорошей семьи» известных чаеторговцев Высоцких, был вынужден эмигрировать во Францию, где он отошел от революционной деятельности и занялся поэзией и книгоиздательством. В 1910 году он женился на Марие Самойловне Тумаркиной, которая к тому времени успела окончить Бернский университет и получить степень доктора философии, а также побывать в тюрьме и ссылке опять-таки за революционную деятельность. Молодая семья была вполне обеспечена; Цетлины, находясь в Париже, были знакомы со всеми выдающимися деятелями культуры русской эмиграции, издавали литературный альманах, помогали бедствующим молодым поэтам и художникам; свои портреты заказывали самому известному русскому портретисту того времени – Валентину Александровичу Серову. Так постепенно собиралась эта коллекция. В 1940 году Цетлины покинули оккупированную Францию и перебрались в США, где в 1945 году Михаил Цетлин умер. Мария Самойловна пережила его более чем на 30 лет. Коллекцию картин она, по согласованию с наследниками, передала в дар государству Израиль, для того, чтобы сохранить ее как единое целое, чтобы коллекция не была распродана, рассеяна, распылена по миру…
И вот я – в Рамат Гане.
Желание побывать в музее – есть; музея, к сожалению – нет.
В той части здания, где должна бы располагаться постоянная экспозиция – временная выставка «Фотографии как тексты советского времени».
Не в дополнение к основной коллекции – а ВМЕСТО нее!
Это – не первый и единственный раз; это – постоянное явление. В музее проводятся выставки произведений искусства репатриантов из России; для этих выставок ВСЕГДА и ПОСТОЯННО используется ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗАЛ МУЗЕЯ, где должна была бы располагаться коллекция картин русских художников, переданная в дар государству Израиль Марией Цетлиной.
А ГДЕ же работы русских художников, составляющие золотой фонд музея?
НА СКЛАДЕ.
ВСЕ!
Почему?
Может быть, коллекция, безвозмездно полученная от дарительницы в 1959 году, не имеет особой художественной ценности? Отнюдь нет: ценность коллекции огромна. В ней находятся работы следующих художников: Л. С. Бакста, А.Н. Бенуа, Ф.А. Бруни, Х. Вайсмана, М.А. Волошина, Н.С. Гончаровой, Б.Д. Григоръева, М.В. Добужинского, И. С. Ефимова, П.П. Кончаловского, П. Кремень, М.Ф. Ларионова, Ф. А. Малявина, Маревны, A.Н. Прегелъ, Ж.-К.-Р. Ренефера, Д. Риверы, Ф. С. Рожанковского, B.А. Серова, П. Серюзье, C.А. Сорина, Д.С. Стеллецкого, Н.А. Тархова, С. В. Чехонина, А.Е. Яковлева. Эти работы в коллекции есть … или их уже нет. Этого никто не знает.
Коллекция начала разворовываться едва ли не с первых минут прибытия в Рамат Ган. Кстати, почему именно этому городу подарила свою коллекцию Мария Цейтлина?
В начале 1959 года мэр Рамат Гана, Авраам Криницы, предложил Марии Цетлиной передать свою коллекцию городу Рамат Гану; при этом он сообщил, что в городе начинается строительство нового музея, в котором коллекция Марии и Михаила Цейтлиных займет отдельный павильон. Авраам Криницы, бывший бессменным мэром Рамат Гана 43 года, много сделал для его процветания, однако обещания, данного Марии Цейтлин, по какой-то причине сдержать не смог: музей и отдельный павильон для коллекции так и не были построены.
Через 7 лет дарительница, пожелавшая узнать о судьбе своей коллекции, обнаружила, что бесценные полотна хранятся …на складе удобрений и инструментов рамат-ганского национального парка, многие картины из-за ненадлежащих условий хранения требуют незамедлительной реставрации, а некоторые — восстановлению уже не подлежат. Поскольку муниципалитет отказался оплачивать работу реставратора, за восстановление подаренных картин заплатила сама дарительница, Мария Самойловна Цетлина.
Однако приключения подаренной коллекции на этом не закончились. Позднее выяснилось, что из коллекции украдены около 20 работ: гравюры Рембрандта и Фрагонара, наброски Диего Риверы. Полиция безуспешно искала похитителей; затем дело закрыли, а материалы по этому делу сдали… но не в архив, а в макулатуру; среди этих бумаг находился единственный рукописный экземпляр каталога подаренной коллекции. Так и хочется сказать словами позабытого пролетарского поэта: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?», а если пропадает единственный экземпляр описи коллекции, которую уже начали расхищать — кому-нибудь это выгодно?
Опись уцелевших картин было поручено составить — в свободное от основной работы время – сотруднице рамат-ганской библиотеки Шуламит Шалит. Со временем Шуламит Шалит стала главным специалистом по истории и расшифровке коллекции Цетлиных; однако некоторые картины коллекции так и остались «картинами неизвестного художника», как, например, портрет Михаила Цетлина.
Много лет коллекция хранилась в запасниках, и лишь в 1996 году(почти через 30 лет!) открылся Рамат-Ганский музей русского искусства им. Михаила и Марии Цетлиных… однако это так только говорится: «Рамат-Ганский музей русского искусства им. Михаила и Марии Цетлиных»; в действительности русское искусство размещается в одном зале, по площади равном приблизительно одной трети общей площади; остальное занимает «собрат по несчастью» коллекции Цетлиных — музей, посвященный искусству Китая, Японии и других стран Дальнего Востока — еще один щедрый дар государству Израиль, который с 1962 года точно также хранился в неподходящих условиях.
В этом единственном зале, где, как я уже упоминала, проводятся временные выставки произведений русских художников и фотографов, проживающих в Израиле; коллекция Цетлиных появляется на своем законном месте лишь в промежутках между этими выставками; при этом выставляется, ввиду ограниченности выставочных площадей, лишь небольшое число картин; 13-15. Сколько картин осталось в коллекции Цетлиных – мы не знаем, но в 2003 году, когда коллекция Цетлиных экспонировалась в Третьяковской галерее, в каталоге этой выставки числилось 85 картин.
Более того; коллекция Цетлиных, переданная в дар государству Израиль на условиях цельности и нераздельности, продолжает уменьшаться. 24 НОЯБРЯ 2014 ГОДА, НЕСМОТРЯ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОТЕСТ, возражения Совета по делам музеев Израиля, петицию, инициированную завотделением еврейского искусства Университета им. Бар-Илан доктора И. Родова – несмотря на все это, МУНИЦИПАЛИТЕТ РАМАТ ГАНА ПРОДАЛ НА НА АУКЦИОНЕ «CHRISTIE’S» В ЛОНДОНЕ ЛУЧШУЮ КАРТИНУ КОЛЛЕКЦИИ — «ПОРТРЕТ МАРИИ ЦЕТЛИНОЙ» РАБОТЫ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ХУДОЖНИКА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА СЕРОВА (1865-1911). Портрет был продан за 14 миллионов 510 тысяч долларов — это наивысшая цена, за которую когда-либо до сих пор продавались картины Серова.
Для того, чтобы успокоить общественность, рамат-ганский муниципалитет заявил, что полученные от продажи картины деньги предназначены для того, чтобы улучшить выставочные площади, условия хранения коллекции Цетлиных и даже построить новый, большой и роскошный музей… Прошло полтора года.
О проекте строительства нового музея никто из нас более не слышал.
Картины коллекции – по-прежнему на складе, где не поддерживаются нужные для сохранности картин температура и влажность.
Единственная из картин коллекции – портрет Анны Цетлиной(матери Михаила Цетлина), тоже работы В.А.Серова, в настоящее время демонстрируется в составе выставки «Русский рассказ» (A Russian Tale) в Тель-Авивском музее искусств
остальная часть коллекции Цетлиных по-прежнему — или — как всегда! – недоступна для желающих ее увидеть.
По поводу судьбы коллекции Цетлиных возникает несколько вопросов:
- Простые ли безответственность и разгильдяйство довели коллекцию до такого состояния, когда погибла или разворована значительная часть работ, причем лучших работ; или все это — хранение на складе, благополучное избавление от единственного экземпляра описи коллекции – было умышленно сделано для того, чтобы безнаказанно расхищать бесценные картины, которые дарительница – Мария Цетлина — вручила в недостойные руки.
- Это равнодушие со стороны государства, или продолжение все той же политики «плавильного котла», давно потерпевшей неудачу: «Если каждый привезет в новую страну свою собственную историю и опыт, он будет продолжать быть «в новой стране тем, кем был (в стране своего исхода)…»(Теодор Герцль). Все мы здесь должны быть одинаковыми; а если мы, русские, привезли с собой более высокую культуру, ее нужно спрятать, или сгноить… что угодно, но нельзя показать, что эта часть израильского общества умнее, интеллигентнее, воспитанее других…
- А этот вопрос уже не к государству Израиль, а к тем состоятельным русским людям, которые приезжают по делам своего бизнеса в Израиль, к филантропам и меценатам, жертвующим на благотворительность. Разве не благородная цель – спасти остатки коллекции русской живописи, и открыть в Израиле музей, который могли бы посещать не только израильтяне, но и русские туристы, поток которых в нашу страну все увеличивается? И не только туристы, вы сами могли бы приобщиться к русской культуре во время делового визита в Израиль, вместо того, чтобы каждый день этого визита, мучаясь ностальгией, голодом или просто избытком свободного времени, посещать в Израиле псевдорусский ресторан «Баба-Яга» и заказывать там французское блюдо фуа-гра… Есть благородная цель, куда можно приложить силы, время, капиталы – спасение русского искусства.
Эта коллекция заслуживает спасения.
Послесловие:
Буквально через два дня после того, как я опубликовала на своем сайте эту статью, появилась статья тель-авивского репортера Маши Хинич, посвященная выставке «Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина».
Частью этой статьи стало не совсем вписывающееся в контекст этой статьи «…вступление, ставшее послесловием», в котором профессиональный тель-авивский журналист, близкий к официальным, музейным и прочим информированным кругам, сообщает, что миллионы, полученные от продажи лучшей картины В.А.Серова «Портрет Марии Цетлиной», не пропали бесследно. Вернее, пропали, но затем их нашли, вернули и так далее… можно представлять, что было «до», и что было «далее».
Цитирую: «… Миллионы сначала, как водится, исчезли. Затем, после вмешательства канцелярии государственного контролера, нашлись, и сейчас на эти деньги пристраиваются два этажа к зданию Музея современного израильского искусства в Рамат-Гане на улице Аба Гилель, куда через пару лет переедет Музей русского искусства и соседствующий с ним в одном здании Музей искусства стран Дальнего Востока. Через несколько месяцев старое задание будет закрыто».
Ну что ж, подождем пару лет…
Посмотрим.
Что эти два года, по сравнению с сорока семью годами, в течение которых коллекция Цетлиных пряталась в запасниках и тихо раскрадывалась?..
А вдруг, действительно, откроют музей?!
Хотелось бы надеяться…
2016г.