Что носили наши бабушки? Еврейские женщины в традиционных нарядах и украшениях
Когда я слышу слова «еврейский национальный костюм», мне всегда вспоминается старый анекдот.
«Приходит девочка из школы, и говорит:
— Папа, учительница сказала, что завтра – праздник, и все мы должны прийти в своих национальных костюмах!
— Хм… Сарочка, твоя учительница хочет, чтобы я купил тебе норковую шубу?!»
Это — шутка. Но все-таки иногда хочется узнать, как выглядит традиционный наряд еврейской женщины… Неужели же только так, как на этой фотографии?
Неужели же то, что носят наши ультрарелигиозные сограждане – это и есть традиционный еврейский наряд? Неужели наши предки всегда носили эти однообразные, темные или серо-голубые, серо-зеленые или просто серо-бецветные одежды? Неужели столь бедна фантазия у еврейского народа?
Я увидела эти наряды и ювелирные изделия в Музее Израиля и ахнула: вот оно! Красота-то какая!
Все это очень красиво, однако еврейские женщины в странах Магриба, Йемена, Афганистана могли показаться в такой красоте лишь среди своих – дома, у друзей, у родственников, то есть в еврейском квартале. Выходя на улицы мусульманских городов женщины-еврейки, как и мусульманки, надевали черную одежду, закрывающую всю фигуру и лицо, стараясь не выделяться среди других женщин.
Такая скромность была вызвана вовсе не требованиями иудейской религии, как утверждают некоторые сверхрелигиозные женщины, желающие носить такую одежду сейчас в Израиле. Женщины-еврейки одевали никаб, бурку, чадру, паранжу – все это безобразие – чтобы не стать легкой добычей мужчин-мусульман, которые могли украсть еврейскую девушку; как ни странно – часто для того, чтобы взять ее в жены, не заплатив выкуп.
Взяв в жены мусульманку, нужно было платить выкуп, часто достаточно большой; честь и достоинство мусульманки охраняли отец, братья, дядья и прочие родственники — все вооруженные, с которыми не стоило конфликтовать. Евреи же почти во всех мусульманских странах были бесправной категорией населения; они, как граждане государства, должны были платить налоги, а вот оружие иметь им было запрещено; поэтому девушку-еврейку можно было украсть безнаказанно.
Эти украшения еврейских женщин настолько изысканны, настолько замысловаты, что, сравнивая их с современными, думаешь: разучились работать мастера…
Однако это все – наряды женщин-евреек Северной Африки, Йемена, Афганистана, а что же наши ашкеназские предки? Неужели они одевались всегда в темные или бесцветно-серые платья, не украшая свой наряд хоть какими-то ювелирными украшениями?
На этом рисунке — еврейская одежда; здесь с №1 по №18 и с №27 по №30 — костюмы евреев Европы.
КОСТЮМЫ ЕВРЕЕВ.1. Франция (12 век). 2. Германия (13 век). 3. Германия, меняла (12 век). 4. Италия (14 век). 5. Италия, торговец (14 век). 6. Франция (14 век). 7. Германия (15 век). 8. и 9. Констанца (1417 г.). 10. Голландия (15 век). 11. Италия (15-й 16-й век). 12. Швейцария (XVI в.). 13. Германия (Вормс, 16 век). 14. Германия (Нюрнберг, 17-й 18-й век). 15. Германия (Франкфурт-на-Майне, 17-й 18-й век). 16. Голландия; раввин (c.1700). 17. Германия, молящийся еврей(Фюрт, начало 18-го века). 18. Германия (Фюрт, начало 18 века). 19. Турция (18 век.). 20. Кочин,Индия (начало XIX в.). 21. Алжир (начало 19 века). 22. Тунис (начало 20-го века). 23. Тунисская еврейка на улице (начало 20-го века). 24. Греция,Салоники (начало 20-го века). 25. Константинополь (c.1850.). 26. Иерусалим (начало 20-го века). 27. Польша (18-19 век). 28. Россия (начало 19-го века). 29. Литва (начало 20-го века). 30. Россия, караимы (c.1850.).
Происхождение евреев-ашкеназов до сих пор вызывает споры среди ученых, но согласно последним теориям — это этническая группа, которая сформировалась где-то в Южной или Центральной Европе и долгое время жила в Германии. В середине 14-го века в Центральной Европе разразилась эпидемия чумы – но ведь известно, что всегда и во всем виноваты евреи; поскольку и в нашествии чумы обвинили евреев, им пришлось мигрировать на восток – в Польшу.
Появившиеся в Польше евреи-ашкеназы были одеты по германской моде; многослойные воротники «жернова» вскоре исчезли, уступив место небольшому кружевному воротничку, но другие детали костюма в основном сохранились. Интересно, что непременной частью костюма женщины-ашкеназки был передник, который имел не только функцональное назначение – предохранять платье от загрязнений, но и более важное магическое значение – охранять женщину от демонов, которые стремились отнять у нее детородные силы. В общем, женщины, примите к сведению: если почему-то не рождаются дети, носите передник!
Люди – всегда люди, со свойственными им слабостями, и евреи – не исключение. В еврейских душах происходила борьба между приверженностью к традициям в одежде и стремлением одеться богаче, красивее, и вообще не отличаться одеждой от окружающих людей. Иногда стремление к красоте и роскоши побеждало настолько, что евреи в Польше 13-16 века носили не только чисто польскую одежду, но и сабли, украшенные серебром, и нашейные цепи.
Еврейские женщины в средневековой Польше тоже одевались роскошно; носили очень сложные и красивые головные уборы, над изысканной отделкой которых работали особые мастера. По субботам женщины носили своего рода тиару (бинде), состоявшую из двух полос бархата (символизировавших две скрижали завета), украшенных жемчугом и бриллиантами (одна такая тиара конца 18 в. – начала 19 в. послужила моделью польскому художнику Я. Матейко при изображении головного убора польских принцесс).
Утверждают, что знаменитое марокканское «большое платье» по структуре напоминает то, что носили еврейки Белоруссии и некоторых областей Польши в 18 веке. Только в Марокко были другие ткани, другая техника вышивки, поэтому и платья марокканских евреек, соответственно, несколько отличались от платьев евреек-ашкеназок.
Время от времени польские короли издавали законы, запрещающие евреям носить золотые шейные цепи, сабли, украшенные серебром, а еврейским женщинам – украшать свой костюм золотом, серебром, бриллиантами и жемчугом, шить платья из парчи и бархата. Издавались и другие законы, регламентировавшие еврейскую одежду; после коротких периодов тишины и спокойствия то в одной, то сразу в нескольких странах евреям предписывалось носить на одежде знаки, отличающие их от других граждан: желтые или красные нашивки на левой стороне груди, остроконечные шляпы, желтые головные повязки для женщин, одежду желтого цвета, а иногда даже и зеленую с красными крестами …
Гитлер был не первым в этом начинании, оказывается, предписав евреем нашить на одежду желтые шестиконечные звезды. А кто же был первым? В оправдание правителей средневековой Европы можно лишь сказать – они тоже не были первыми. Первым, естественно, был мусульманский правитель – багдадский халиф из династии Аббасидов аль-Мутаваккил, в 850 году обязавший евреев и христиан носить желтую накидку, веревочный пояс, тюрбан – только желтый. Одеждой халиф не ограничился: он разрушил часть их храмов и синагог, конфисковал 1/10 часть их недвижимости, запретил устраивать шествия накануне Пасхи, а их детей — учить мусульманским учителям. Прошло 12 веков после издания первых указов, регламентировавших одежду иноверцев на территории халифата; а сейчас, когда толпы мусульман хлынули в Европу и собираются обосноваться там навечно, они возмущаются применением аналогичных законов по отношению к ним – постановлений, регламентирующих одежду мусульманских женщин в общественных местах.
Но это – отклонение от темы одежды евреев-ашкеназов. После раздела Польши и присоединения польских земель к Российской империи, евреи-ашкеназы стали гражданами этой империи, однако ограниченными в правах. Теперь уже российские цари издавали указы, предписывающие евреям отказаться от традиционной одежды. В результате всех этих указов и борьбы вокруг них, мужчины стали носить то, что мы видим сейчас у ортодоксальных евреев – помесь того, что было в Польше, с городским платьем либо русских, либо европейских мужчин. А женщины перешли на городскую моду, приспосабливая ее, если надо, к требованиям скромности.
А ведь если бы не эти указы, может быть, и мы бы одевали такую красоту хоть иногда…