Сувенир из Франции – парфюмерия «Фрагонар»
Выбирая туристическую поездку в Париж, я обратила внимание, что программы всех турфирм предусматривали посещение в Париже Музея парфюмерии «Фрагонар». Каждый из нас, впервые приезжая в столицу Франции, хочет увидеть свой Париж. Для кого-то — это город роскоши и разврата; для кого-то – Ахматовой и Модильяни; для меня Париж – это столица искусства и моды.
Программа турпоездки предусматривала обязательное посещение мест, которые желает посетить в Париже каждый турист: Лувр, Версаль, Мулен Руж. Я же собиралась в свободное время побывать еще и в тех местах, которые интересовали именно меня: один из музеев моды, музей декоративного искусства, Центр современного искусства, Оранжери… Сразу же по приезде группы в Париж выяснилось, что свободного времени, как такового, нет: переполненные впечатлениями от плановых экскурсий, уставшие, к вечеру мы добирались до гостиницы в таком состоянии, что сама мысль еще куда-то идти даже не приходила в голову. Я смирилась с тем, что не попаду ни в один музей по своему списку; тем более душу грела мысль о том, что все-таки я побываю В МУЗЕЕ ПАРФЮМЕРИИ.
И вот он настал – тот, с нетерпением ожидаемый, счастливый день экскурсии!
С одного из центральных проспектов наша группа, сопровождаемая нашим постоянным экскурсоводом из Израиля, свернула в какую-то неприметную арку, и нашим взорам внезапно открылась эта роскошная анфилада, внушающая посетителю благоговейный восторг и восхищение.
Есть поговорка, что театр начинается с вешалки: дорога к музею парфюмерии «Фрагонар», небольшой холл, где мы ожидали экскурсовода от музея, и лестница, ведущая вверх, готовили нас ко входу не менее, чем в храм. Появившийся экскурсовод от фирмы «Фрагонар» нас слегка разочаровала: она объявила, что правилами музея фотосъемка запрещена. Пришлось спрятать фотокамеры и полностью превратиться в слух.
Поднявшись по лестнице, мы оказались в первом, совсем небольшом помещении – очевидно, предваряющим Храм Парфюмерии. В этой комнате было всего два экспоната: средних размеров карта мира, украшенная во многих местах симпатичными цветочками, и какое-то небольшое металлическое сооружение неопределенной формы, скромно пристроившееся в углу.
По поводу карты мы получили очень подробные пояснения: оказывается, цветочки на ней обозначали, из каких уголков мира поступает различное сырье для производства косметики «Фрагонар». На невысказанный, но повисший в воздухе вопрос: почему мы никогда до сих пор не встречались с парфюмерией этой фирмы и никогда не замечали ее на магазинных прилавках, ответ был дан незамедлительно. Оказалось, что фирма «Фрагонар» производит концентрированные ароматы, которые затем закупаются другими парфюмерными фирмами, разбавляются до принятой в парфюмерии концентрации, и затем продаются уже под другими названиями. Если читатель, не бывавший доселе во Франции, где-то в глубине своей памяти и разыщет слово «Фрагонар», вероятнее всего окажется, что он слышал имя французского художника 18 века Жана Оноре Фрагонара, который был очень популярен в свое время, создавая такие очаровательные картины.
Странное металлическое сооружение в углу оказалось перегонным аппаратом, который применяется для выделения эфирных масел(собственно носителей запахов); более по поводу этого сооружения не было сказано ничего.
Во второй комнате мы могли увидеть так называемый «орг´ан» парфюмера, который представлял собой неглубокий шкаф, внутри которого и на внутренних поверхностях дверок располагались многочисленные небольшие ячейки, в которых должна были храниться пузырьки с ароматами, необходимые парфюмеру для составления духов. В данном случае «орган» был пуст.
Не помню, была ли на этом этаже музея третья комната, или две небольших витрины с коллекцией различной формы и вида флаконов для духов – не слишком старинных, но и не современных, располагались в той же комнате, что и «орган».
Все эти пузырьки и флакончики рассмотреть нам не дали: экскурсовод собрала попытавшихся разбрестись людей в компактную группу и предложила спускаться по лестнице в нижнее помещение музея, где, не задерживаясь, мы быстро прошли к противоположной стенке и оказались у какой-то стойки. Здесь нас ожидало самое интересное: мы должны были дегустировать ароматы! Каждая женщина(мужчины не проявили интереса к дегустации духов) получила в руки небольшую книжечку с названиями и характеристиками ароматов, которые выпускает фирма «Фрагонар».
Экскурсовод предложила нам, по мере того, как нам будут предлагаться для дегустации ароматы, оценивать их в своей книжечке, отмечая одним, двумя или тремя крестиками.
Мне почему-то ничего не нравилось. Все предлагаемые(на надушенных полосках бумаги) ароматы казались мне очень слабыми, ничем не примечательными. Я ничего не смогла оценить тремя плюсами, и лишь одному, показавшемуся мне более привлекательным аромату, пожалев фирму, поставила два плюса. Процедура дегустации закончилась после шестого аромата(впоследствии оказалось, что число «шесть» — не случайно).
После того, как все предъявленные надушенные полоски бумаги были разобраны, обнюханы, трижды перенюханы, после дружных наших криков: «Ещё!», экскурсовод объявила: «А сейчас, пользуясь теми отметками, которые вы сделали в своих книжечках, вы можете на память о Париже и нашем музее приобрести ароматы фирмы «Фрагонар»!» В ее руках появились сверкающие, густо позолоченные флаконы довольно внушительной величины, которыми она принялась быстро манипулировать перед нашими глазами – поднимая их, опуская, поворачивая, при этом наш экскурсовод, не останавливаясь ни на секунду, рассказывала нам о ценах, скидках, о невероятной выгоде этой покупки для нас…
Цены были очень высоки. Самой выгодной покупкой было приобрести духи в самом большом флаконе – 100 мл, поскольку в таком флаконе цена 1 мл получалась ниже, чем в флаконах 60 мл или 30 мл. Возникала одна сложность – фирма не продавала флаконы духов в розницу: она продавала только наборы по 5 флаконов в коробке. Желающих приобрести коробку с пятьюстами мл(500мл!) духов одного наименования не нашлось.
Немедленно было оглашено следующее предложение: «только здесь, только сейчас, и только для вас» фирма согласна укомплектовать коробку духами различных наименований. Вы помните, что нам предложили дегустировать шесть ароматов духов? Сейчас нам предлагали из этих 6-ти выбрать 5, то есть выбора практически не было. Берите, что дают! – вспомнился девиз советской торговли. Однако не нашлось желающих купить коробку с 500 мл духов даже разных ароматов.
Не медля ни секунды, наш экскурсовод по музею парфюмерии «Фрагонар» огласила последнее, окончательное предложение: хотя флаконы по 60 мл менее выгодны для покупки, можно приобрести коробку с пятью флаконами по 60 мл духов пяти различных видов! Фирма готова пойти на то, что деньги в кассу будут внесены пятью различными женщинами, каждая из которых оплачивает один флакон; однако все эти пять женщин получают на руки одну коробку, укомплектованную пятью флаконами духов, которую сразу же после покупки они могут разукомплектовать, и получить каждая свой оплаченный флакон. Фирма шла даже на такое невиданное расточительство, что давала в подарок к этой коробке несколько маленьких пустых флаконов, чтобы женщины могли поделиться духами впоследствии.
Как профессионал-аукционист, женщина-экскурсовод, не останавливаясь, кричала: «Кто?! Кто?! Кто участвует? Комплектуем первую коробку! Кто первый?» Нашелся первый, и второй, и третий… Я подумала: « Мне за несколько дней в Париже еще не попалось ничего, что я бы купила в качестве сувенира из Парижа. Почему бы не привезти себе, любимой, в подарок из Парижа флакон духов?» Я записалась под четвертым номером. Обрадованная женщина-экскусовод начала взывать: «Кто будет пятым? Последний флакон! Кто будет пятым?» Пятый не находился. Долго не находился.
Я бесконечно признательна участникам своей экскурсионной группы, что среди них все же не нашлось пятой дурочки. Под аккомпанемент бесконечных воплей «Кто будет пятым?» у меня понемногу восстанавливалось мышление. Я начала понимать, что собираюсь приобрести духи неизвестной мне фирмы в позолоченном флаконе, подозрительно напоминающем флакон незабвенного «Тройного одеколона»(только пробка больше), причем за цену, по которой я могу дома, в Израиле, купить хорошие духи известной фирмы, и даже не в сезон скидок, а за максимальную стоимость.
В голове вдруг прояснилось; я увидела, что я стою уже не в музее парфюмерии, а у прилавка магазина, а экскурсовод по музею оказался всего лишь продавцом, который и пытается сейчас «впарить» мне эти духи. У этого прилавка стояли лишь мы четверо; остальные рассматривали товары на других прилавках магазина; это были различные виды мыла и туалетной воды, то есть более дешевые товары, чем у того прилавка, к которому подвели нашу группу, завершая «экскурсию». Интересно, что все продавщицы в магазине говорили по-русски, причем этот язык явно для них был родным. Похоже, что нашу экскурсионную группу ждали, и к ней готовились. И не удивительно: все время, пока мы находились в магазине фирмы «Фрагонар», ни один посторонний покупатель в магазин так и не зашел, хотя двери были открыты для всех желающих, а магазин находится в двух шагах от одной из центральных улиц Парижа.
У одного из этих «второстепенных прилавков» я купила набор из 10-ти ароматов по 2 мл, чтобы дарить подругам и родственницам как «сувенир из Парижа». Кроме того, когда мы уже выходили, выяснилось, что все посетители «музея парфюмерии Фрагонар» получают бесплатно пробник новых духов фирмы(точнее, туалетной воды); нам не сказали этого раньше, справедливо рассудив, что имея такой пробник, как память о посещении музея, мы уже вообще ничего не купим.
По возвращении домой 4 или 5 флакончиков духов из набора я раздарила; оставшимися пользовалась сама. Я не страдаю никаким заболеванием, притупляющим обоняние, но запаха духов из этих флакончиков я почти не чувствовала! Обычно женщины, используя духи или даже туалетную воду, «наносят аромат», растирая на коже каплю ароматной жидкости, или чуть-чуть брызгают на кожу из распылителя. Но духи фирмы «Фрагонар» нужно было не «наносить», их нужно было ЛИТЬ на себя! Вылив себе на декольте и шею приблизительно одну треть флакончика в 2 мл, я чувствовала хоть какой-то запах в этот момент; через пять минут запаха я уже не чувствовала; окружающие вообще не ощущали никакого аромата даже при таком варварском, чрезмерном использовании духов.
Я не ошибаюсь, употребляя здесь слово «духи», поскольку на коробочке и отдельно на каждом маленьком флакончике было написано, что это именно «духи» – самое концентрированное и самое стойкое из парфюмерных средств, которое должно сохранять свой аромат минимум 6 часов.
Я не забыла и странное свое, «одурманенное», состояние, из которого я с трудом вышла только благодаря тому, что продажа застопорилась из-за отсутствия пятой покупательницы. Выяснилось, что состояние это науке давно известно – это «измененное состояние сознания», просто-напросто гипноз.
- Безнадежно устарело наше представление о том, что гипноз – это когда дядечка-гипнотизер страшным голосом провозглашает: «Спать! Спать! Спать!», а затем, когда человек заснет и полностью отключится, его принуждают что-то сделать.
- Существуют новые технологии гипноза, так называемый «скрытый гипноз», когда человек даже не подозревает, что в данный момент он подвергается внушению. Доступны эти методы не только психологам-специалистам, но и, благодаря безответственному книгоизданию и Интернету, всем обманщикам, всем авантюристам, всем недобросовестным бизнесменам, всем, желающим продать то, что обычными методами продать трудно. Применение этих методов уже даже не считается неэтичным – так, маленькая шалость, не более! В одном из руководств по применению гипноза в рекламе даже написано: «Реклама – это всегда в той или иной степени внушение».
- Для успеха внушения необходима высокая степень доверия к человеку, проводящему это внушение, и, как минимум, желание гипнотизируемого внимательно слушать . Именно поэтому продавец был представлен нам, как экскурсовод по музею, и начальным этапом продажи была «экскурсия», где мы внимательно слушали «экскурсовода».
- Все манипуляции «экскурсовода» с позолоченными флакончиками перед нашими глазами – это уже классика гипноза, именно тот случай, когда для введения в гипнотическое состояние внимание гипнотизируемого человека концентрируют на каком-то блестящем движущемся предмете.
- Поскольку, как утверждают руководства по гипнозу, «…в большей мере оказываются подверженными внушению люди утомленные, астенизированные», нас привели на «экскурсию» в «музей парфюмерии» в середине дня, когда мы уже слегка устали, побродив по Парижу… но еще не устали до полного отупения и безразличия.
Обдумала я это все и сделала для себя следующие выводы:
- Вполне вероятно, что фирма «Фрагонар» — очень маленькая фирма, и духи, которые она выпускает – не просто некачественные, а просто даже плохие. Никому во Франции такие духи не нужны, поэтому фирма и выбрала такой, мягко говоря, неэтичный способ продажи, а проще говоря – «впаривания» «эксклюзивных французских духов» русскоязычным туристам в Париже(и не только в Париже, ибо, как сообщает сайт фирмы «Фрагонар» , существует еще «музей парфюмерии Фрагонар» в Грассе, а в Ницце и Каннах – бутики фирмы, и ни одна русскоязычная экскурсия, посещающая Лазурный Берег, эти места не обходит. Также мне известно, что русскоязычные экскурсионные группы, отправляющиеся в Париж из Германии, также посещают в Париже «музей парфюмерии Фрагонар». Может быть, и не только русскоязычные…
- Вероятность вторая: может быть, фирма «Фрагонар» — вполне уважаемая фирма, которая выпускает хорошие качественные духи. Дизайн флаконов, подозрительно напоминающих флаконы «Тройного одеколона» — результат простого неведения французов о дизайне излюбленного спиртного напитка советских пропойц. Полное отсутствие запаха, а, возможно, и вообще духов во флакончиках купленного мной в Париже парфюмерного набора – результат того, что духи ничем не защищены – на пробках флакончиков отсутствует резьба, хотя на самих стеклянных бутылочках резьба есть, и пробки просто плотно надеваются на флакончики; коробочка с 10 бутылочками не запечатана вообще, какая-либо целлофановая обертка с печатью отсутствует. В результате на любом этапе транспортировки или продажи возможно эти духи разбавить или заменить на обычную воду… а затем продать нам за немалую стоимость!
Какой из этих двух вариантов верен – я не знаю; но могу утверждать с уверенностью, что покупать в Париже духи фирмы Фрагонар – не стоит! Не стоит даже тратить время на посещение «музея парфюмерии», так как экспонатов там почти нет, а экскурсию проводит не профессиональный экскурсовод, а продавец магазина.
Решила я сделать к этому тексту небольшое примечание. Учитывая, что я, автор статьи, живу в настоящий момент в Израиле, кто-нибудь из читателей может подумать, что я привыкла к восточным духам и неумеренному, «как на Востоке», их употреблению, поэтому и не чувствую запах французских духов. Это не так. Я не люблю душные, тяжелые, «восточные» ароматы, и предпочитаю духи с легким нежным ароматом… что-нибудь вроде запаха белых цветов после дождя. Но все равно: запаха духов «Фрагонар» которые находились в купленном мной в Париже парфюмерном наборе, я почти не ощущала!