Госпитальеры. Часть 4. Изгнание с Родоса
Итак, госпитальеры, завоевав в 1306 году Родос, прочно на нем обосновались. В течение двухсот лет, до 1522 года, родосским рыцарям удавалось успешно сопротивляться мусульманской экспансии. Мир сменялся войной, на острове высаживались мамелюки и турки-османы, и, не сумев взять твердыню госпитальеров, уходили ни с чем.
И снова возвращались, ибо, кроме того, что Родос был форпостом христианского Запада на Средиземном море, деятельность родосских братьев осложняла торговлю и мореплавание в регионе: родосские рыцари занимались корсарством, захватывая мусульманские корабли. Дело это было богоугодное, всем христианским миром одобряемое. Но, как известно, многие вещи, в том числе и справедливость, зависят от того, с какой стороны на них посмотреть.
С мусульманской точки зрения Родос был пиратским гнездом, обитатели которого беззастенчиво грабили и уничтожали проходящие по Средиземному морю мирные торговые суда, убивали или брали в плен пассажиров и команду, продавая затем людей на невольничьих рынках в рабство. Безусловно, терпеть такое было невозможно, и в 1522 году Родос был снова осажден войсками турок-османов, возглавляемыми султаном Сулейманом.
Сулейман, десятый султан турок-османов, пришедший к власти в 1520 году в возрасте около 25 лет, был умным и образованным человеком, и, как выяснилось впоследствии, выдающимся полководцем своего времени.
Укрепления Родоса представляли собой последнее слово фортификационной техники того времени и были едва ли не наиболее мощными в Европе. Можно только гадать, сумел бы Сулейман взять Родос, если бы госпитальерам была бы оказана помощь другими христианскими государствами.
Но помощь эта оказана не была: каждый христианский владыка был занят своими собственными делами, и не нашлось даже судов, чтобы переправить на Родос 2000 добровольцев, собравшихся в Риме. Госпитальеры, не получившие помощи извне, обороняли Родос 5 месяцев и выдержали 14 штурмов крепости.
25 января 1523 года султан османов Сулейман принял капитуляцию 180-ти выживших госпитальеров во главе с магистром Вилье де Лиль-Аданом на почетных условиях: родосские рыцари получили 10 дней для того, чтобы удалиться с острова невредимыми, со своим оружием и имуществом; жители острова, пожелавшие уехать с острова вслед за госпитальерами, получали трехлетнюю отсрочку для сборов и ликвидации своего имущества на острове.
Пока госпитальеры оборонялись, а Сулейман предпринимал все новые попытки взять Родос, его ожидала дома любимая жена. Конечно, жена султана имеет к госпитальерам весьма отдаленное отношение, но эту женщину невозможно обойти молчанием, так как ее звали Роксоланой.
В последнее время Роксолана стала широко известна; она почти официально провозглашена национальной героиней Украины; города Чемерицы и Рогатин соперничают за честь называться ее родиной.
Однако история о Роксолане – поповне Анастасии Лисовской из …допустим, Рогатина – это всего лишь пример современного мифотворчества.
Достоверно известно лишь то, что рабыня-славянка, которой в гареме султана дали имя Хуррам(Веселая), сумела в короткое время завоевать расположение и любовь султана, и этой любви Сулейман оставался верен всю жизнь, вопреки гаремным традициям.
Девушка попала в гарем через перекупщиков, поэтому происхождение ее не было точно известно, да и никого оно на тот момент не интересовало, как и ее настоящее имя. Оказалось, что она отличается не только веселым характером, но и умом. Может быть, она понимала, что уже никогда не сможет вернуться на родину; а может быть, в родных краях ее ожидало не такое уж завидное будущее, но Хуррам очень скоро приняла ислам, выучила язык и сумела привлечь к себе внимание султана. А это было нелегко: по традиции, гарем султана был так велик, что женщина могла прожить там всю жизнь, незамеченная повелителем, и даже выйти на почетную «пенсию» по возрасту, став наставницей-надзирательницей в гареме.
Хуррам, быстро постигнув гаремные порядки, сумела стать первой в гареме и в сердце Сулеймана; благодаря своему уму, она стала для него не только любимой женщиной, но и другом, и интересным собеседником. Вопреки всем законам и гаремным обычаям, изумив как Турцию, так и весь мир, Сулейман официально взял в жены рабыню Хуррам, которую он называл «Хассеки» — «Милая сердцу». В ознаменование бракосочетания султана в городе был устроен роскошный праздник.
Эта часть истории Роксоланы прекрасна, однако впоследствии… История сохранила мрачные свидетельства ума и жестокости этой женщины; известно, что для того, чтобы расчистить путь к трону своему любимому сыну Селиму, она устранила немало людей, препятствовавших ее планам.
Умерла эта женщина в возрасте 55 лет; неутешный Сулейман возвел для ее захоронения роскошную усыпальницу. На протяжении почти сорока лет в Турции она называлась именем «Хуррам»; роксоланой(русской) ее впервые назвали европейские посланники при дворе султана, направляя своим правительствам отчеты о событиях в Турции, и, среди прочего — о неожиданном и быстром возвышении никому доселе не известной рабыни славянского происхождения. Здесь слово «роксолана» — не имя собственное, а производное от латинского Roxolani, как в Средние века продолжали на Западе называть обитателей земель северного Причерноморья, несмотря на то, что племени с таким именем давно не существовало.
Так, возможно, и затерялось бы в веках предание об очень умной и жестокой жене турецкого султана, но за последние сто-сто пятьдесят лет эта история, расцвеченная многочисленными подробностями, получила новую жизнь в произведениях художественной литературы.
Очевидно, первым приложил руку к созданию легенды о Роксолане польский писатель Генрих(Станислав?) Ржевуцкий(1791-1866). Поскольку Ржевуцкий историком не был, а произведения свои создавал через 300 лет после смерти Роксоланы, он едва ли мог располагать какими-либо дополнительными подробностями ее биографии. Я это произведение не нашла, но утверждают, что в его книге Роксолана называлась христианским именем Александра.
Следующим писателем, создававшим миф о Роксолане, был Михаил Орловский, историческая повесть которого «Роксолана, или Анастазия Лисовская» датирована 1882 годом.
В 1919 году появилась историческая повесть Осипа Назарука «Роксолана. Жена халифа и падишаха(Сулеймана Великолепного), завоевателя и законодателя».
Где-то в 60-х годах прошлого века на Украине впервые была издана книга С. Плачинды и Ю. Колисниченко «Неопалима купина», где, среди прочих исторических эссе, был и рассказ о Роксолане. В исторической достоверности этой книги я сомневаюсь, поскольку первое издание этой книги исчезло бесследно, что С. Плачинда объясняет «происками агентов КГБ». Но, увы, о самом С. Плачинда как Википедия, так и многие здравомыслящие люди отзываются весьма неодобрительно.
И, наконец, мифотворчество завершил Павел Загребельный, в 1980 году издавший роман «Роксолана», послуживший основой для популярного телесериала.
С этих пор пошла гулять по свету легенда о национальной героине Украины Анастасии Лисовской: заступнице христиан и охранительнице Украины от турецких и татарских набегов, мудрой правительнице, управлявшей Турцией во время многочисленных военных походов мужа. Один из почтенных авторов договорился даже до того, что походя упоминает о нескольких десятилетиях, в течение которых, после смерти Сулеймана, Роксолана якобы единолично управляла Турцией, хотя истории достоверно известно, что Роксолана умерла на 8 лет раньше Сулеймана Великолепного.
Другая интересная версия, оправдывающая жестокость Роксоланы, описывается известным выражением: «Казачок-то был засланный!» Творцы этой версии всерьез утверждают, что пятнадцатилетняя девушка, попавшая в турецкий плен, поставила себе целью уничтожить могущество Оттоманской Империи и добилась этого, ликвидировав всех мало-мальски способных к управлению государством людей, в том числе и двух своих собственных сыновей, что опять-таки неверно: один из сыновей умер от болезни, а второй убит по приказу Сулеймана уже после смерти Роксоланы.
Ну, а третий, любимый сын Роксоланы, о возвышении которого она хлопотала, Селим II Пьяница, правил Османской Империей после смерти Сулеймана всего лишь 8 лет и умер в 1574 году в гареме дворца Топкапы, упав пьяным в ванну и захлебнувшись.
Вернувшись, наконец, к нашим госпитальерам, следует упомянуть, что, удалившись с Родоса, они в течение семи лет искали себе пристанище. Наконец, приняв предложение императора Священной Римской Империи Карла V Габсбурга, они обосновались на Мальте на следующие двести пятьдесят с лишним лет.
P.S. Хочу подчеркнуть, что этот материал написан не специалистом-историком, а дилетантом, поэтому использование его для серьезного изучения истории, написания диссертаций и рефератов по данной теме не рекомендуется.
Приношу благодарность авторам материалов о фортификационных сооружениях Родоса, о вооруженных силах Османской империи, и гаремных порядках и обычаях , где я позаимствовала часть иллюстраций. Также я многим обязана автору статьи «Гаремная интриганка или национальная героиня», которая бесследно исчезла из украинского Интернета за то время, что я готовила этот материал, и на которую, вследствие этого, я не могу сослаться – к моему большому сожалению.