Ханука – праздник света и выпечки на масле
Как хорошо, что в эти короткие, темные декабрьские дни наступает Ханука – праздник света и тепла.
Праздник, когда зажигаются свечи, и каждый день их число увеличивается.
Праздник, когда на каждом углу, в каждом магазине продают сладкие пончики – суфганиот, на всех кухнях жарятся латкес, а дети – те, кто еще по малости лет не успел подсесть на электронные гаджеты – запускают разнообразные волчки-свивоны.
А можно готовить не только латкес, но все-все-все, что готовится с применением растительного масла, поскольку маленькая бутылочка оливкового масла – едва ли не главное действующее лицо этого праздника.
Как это получилось?
Давным-давно, приблизительно 2200 лет тому назад, Израиль являлся частью греко-сирийской империи. Естественно, греки считали себя более просвещенным народом, чем население захваченных ими областей. Аборигенов нужно было цивилизовать; уговорами или силой поднять на более высокий культурный уровень. Поскольку в те времена главным одним из главных основ культуры была религия, цари из династии Селевкидов, управлявшие этой империей, пытались заставить израильтян почитать греческих богов.
Встаньте на место греков: ну, в самом-то деле, как можно верить в какого-то неизвестного бога, который невидим, неслышим, и вообще неизвестно откуда взялся? Да и как он один может отвечать за все и со всем справляться?! То ли дело пантеон греческих богов: у каждого есть имя; папа-мама известны; известно, за что он отвечает и по каким вопросам обращаться к нему за помощью. Известно, как они выглядят: в каждом греческом храме есть изваяния богов, и так легко представить, к кому обращаешься с молитвой!
Однако израильтяне — народ упрямый, а тем более в таком важном вопросе, как религия. Конечно, была партия евреев-эллинистов, но тем не менее народ придерживался своей религии – иудейской.
После борьбы, интриг и восстаний последовали репрессии: было запрещено еврейское богослужение; были захвачены и сожжены свитки Торы; под страхом смерти было запрещено соблюдение дня шаббата, совершение обрезания, употребление кошерной пищи. После этого мелкие мятежи переросли в восстание, возглавляемое братьями Маккавеями(Маккабеями). Собственно говоря, братьев звали Шимоном Мудрым и Йеудой Могучим, но восставшими Йеуда был назван «Маккабеем». Это слово состоит из начальных букв четырех еврейских слов: «Ми камоха баэлим Ашем», что означает: «Кто подобен Тебе, о Б-г наш!». Все участники восстания также стали называться Маккавеями.
Восстание оказалось успешным: оно превратилось в войну за независимость, и иудеям удалось освободить Иерусалим. Здесь очень вовремя умер правящий царь греко-сирийской династии, а его наследникам все было как-то не до мятежных евреев – других проблем хватало.
Восставшие вошли в Иерусалим, освободили Храм, выбросив из него идолов – изваяния греческих богов. Однако этого было мало: греки дошли до такого святотатства, что на алтаре Иерусалимского храма закалывали жертвенных свиней! Храм нужно было освятить.
Золотой семисвечник из Храма давно пропал; вместо него временно установили другой, из какого-то более дешевого металла. А когда попытались зажечь его огни, оказалось, что нет оливкового масла – настоящего, чистого, освященного, пригодного для возжигания огней в честь Б-га. И вот здесь на сцену выступила та самая маленькая бутылочка: после долгих поисков была найдена одна бутылочка освященного оливкового масла, запечатанная печатью еще в начале войны погибшего первосвященника Иоханана. По всем расчетfм, этой бутылочки должно было хватить только на один день горения огней, но еврейский Б-г, обрадованный тем, что в Его Храме снова поклоняются Ему, совершил чудо, и масла хватило на восемь дней – до тех пор, пока не была изготовлена и освящена по всем правилам первая партия нового масла для светильников.
В память об этом чуде и об этих событиях были выделены 8 дней в каждом году, названные праздником Ханука. Религиозные евреи посвящают эти дни молитвам, выражению благодарности Б-гу, зажиганию в строго определенном порядке ханукальных огней. Не религиозные израильтяне не считают нужным благодарить Б-га; они просто празднуют Хануку, не задумываясь, что это за праздник
Но кое-что в дни Хануки все-таки объединяет светских и религиозных израильтян: все – и те, и другие – с удовольствием едят пончики, латкес, суфганиот и все, что только можно жарить на растительном масле!
Что же можно готовить на Хануку?
Рецепты можно найти здесь: