История Хайфы. Часть 2. Современность
Хайфа — третий по величине и значимости город Израиля. Хайфа — северная столица Израиля, сердце Галилеи. И в этом заслуга в первую очередь еврейских жителей города.
На протяжении всей истории Хайфа была городом со смешанным арабо-еврейским населением, и сегодня в Хайфе проживает около 10% арабов. Среди них большинство составляют арабы-христиане: греко-католики, греко-ортодоксы, марониты. Есть в Хайфе и совсем экзотические религиозные группы.
Одна из таких групп — бахаисты. Бахаизм претендует на статус монотеистической мировой религии, проповедующей, что Бог в лице пророков воспитывает людей и определяет их судьбу. К бахайским пророкам, как считается, принадлежат Моисей, Будда, Христос, Мухаммед. Эль-Бах — самый последний из пророков. 40 лет он провел в тюрьме и ссылке. В начале XX в. Эль-Бах умер в Акко. Провозвестником бахайской религии был перс Мирза Али, называвший себя Баб («ворота»). В 1850 г. он был казнен в иранском Тебризе за отклонение от ислама.
Из всех бахайских общин мира стекались средства на строительство мавзолея, где перезахоронены останки Мирзы Али. Международный управляющий орган — Всемирный Дом Справедливости — расположен во Всемирном Центре Бахай в Хайфе, но несмотря на это, бахаисты не имеют израильского гражданства.
Другая необычная религиозная группа — ахмадисты. В Хайфе находится израильский центр ахмадистов (около 1 тыс. человек) — последователей экуменической секты в исламе Ахмадие, поклоняющихся Иисусу Христу, который, согласно ахмадистской традиции, не был распят, а умер в Индии в возрасте 120 лет.
Около Хайфы есть друзские деревни, у жителей которых — друзов, тоже своя, особенная религия.
Не стоит забывать и об эмигрантах «ми руссия», вносящих особый колорит в еврейскую составляющую города. «Русская» община – около 90 тысяч жителей города.
Некоторые значимые даты развития современной, еврейской Хайфы.
1912 год. Строительство Техниона.
В 1912 г. при поддержке фонда знаменитого чайного фабриканта Калонимоса Высоцкого была предпринята попытка создания еврейского технического училища — Техникума. Здание было построено, но начавшаяся Первая Мировая война помешала его открытию – пустующее здание было использовано под военный госпиталь.Только в 1924г Сионистская организация открыла первое еврейское высшее инженерное учебное заведение – Технион. В наши дни, после строительства нового здания, в старом открылся Хайфский музей науки.
1929-1933. Строительство Хайфского порта. Порт строили англичане, но рабочими были жители города, в том числе и евреи.
1930 — годы. Строительство еврейских кварталов Бат Галим и Адар.
Район Хайфы Бат Галим был застроен в начале 30-х годов прошлого века. Место для района было выбрано в основном исходя из соображений безопасности для проживающего там еврейского населения, несмотря на это в этом районе евреи всё равно вели бои в 1936-39 годах в основном с арабами. Также происходили вооружённые столкновения с арабами во время войны за независимость Израиля в 1948 году. Бат Галим граничит с морским берегом Хайфского залива, и здесь в 1936-м году был сделан первый в черте города Хайфа морской пляж.
Адар — первый построенный для евреев район Хайфы, располагается на спуске или подъёме в зависимости от направления движения горы Кармель, между расположенным на вершине горы Кармель Центральным Кармелем и Нижним Городом. Слово «Адар» происходит от ивритского слова «неheдар» — «прекрасный, великолепный».В те времена Адар оправдывал свое название, он был зеленым, инженерно правильным и инфраструктурно развитым для своего времени городским районом.
1940 -1950 годы. Эпоха эмиграции. Разрастание города. Появление крайотов: городов-спутников Хайфы. На территории Хайфы новые районы строились быстрыми темпами : Кирьят Хаим (1949 год) , западный Кирьят Хаим и Рамот Ремез (1951год) , Рамат Шауль и Кирьят Шпринцак (1951-1953 год ) , Кирьят Элиэзер (1954 год) . Мэрия начала строительство образовательных и различных общественных заведений. Так например , расширилось здание мэрии Хайфы , были построены больница « Бней Цион» ( Ротшильд ) , центральная синагога , институт биологии в Ган а-Эм и центральные парки такие как Ган а-Эм (1951) и Ган а-Зикарон (1953 ).
В 1959 году в Хайфе вспыхнули тяжёлые беспорядки , носившие социальный характер . Это был крик бедствия неимущих районов. «Меураот вади Салиб» (беспорядки в ущелье Салиба) встряхнули всю страну и подтолкнули хайфскую мэрию перевести этих жителей из бывших арабских районов в новые районы Хайфы: Наве Шаанан , Рамот –Ремез , Эйн а-Ям , Кирьят Шпринцак .
Старые районы «Ир а-атика» (древний город ) и Вади Салиб постепенно были разрушены и на их месте планировалось построить новые действующие районы. Только часть из этих проектов на сегодняшний день претворена в жизнь ( здание Сохнута и Цима , почты, Всеизраильского банка и др.)
1959 год. Строительство подземного метро. В Хайфе находится единственный в Израиле подземный фуникулер «Кармелит». Он начал функционировать с 1959 г и значительно облегчил связь жилых кварталов верхнего города с территорией порта. Поездка на фуникулере от подножия горы Кармель («Кикар Париз» – Парижская площадь) до района «Кармель меркази» (Центр Кармеля) занимает не более 10 минут.
1961 год. Открыт Хайфский городской театр. В 1961г по инициативе главы городы, Аба Хуши (1898 – 1969) был основан Хайфский городской театр.Среди спектаклей, показанных уже в первые годы после создания театра, были такие классические произведения, как: «Кавказский меловой круг» и «Мамаша Кураж» Б.Брехта, «Клоп» В. Маяковского и другие. Хайфский городской театр был первым, кто вслед за тель-авивским театром «Камерным», начал ставить пьесы наиболее спорного из израильских драматургов, Ханоха Левина (1943 – 1999).
1963 год. Строительство университета. В 1963 году под патронажем Еврейского университета Иерусалима в Хайфе был основан университет, а в 1967г по предложению знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейера и по проекту проф. Шломо Гил’ад на вершине горы Кармель поднялось 30-этажное здание, в котором разместились вся администрация университета и большая часть факультетов. Здание было названо «Мигдаль Эшколь» («Башня Эшколя» в честь четвертого главы правительства Израиля, Леви Эшколя). Исключительное месторасположение сделало верхние этажи Мигдаль Эшколь удобным пунктом для астрономических наблюдений, а крышу – площадкой для многочисленных антен. До 2001г, пока в нижнем городе не было построено здание правительственных учреждений «Парус», университет считался самым красивым высотным зданием города.
2001 год. Не так давно, каких-то полтора десятока лет тому назад, в Хайфе в нижнем городе были построены несколько современных высотных зданий. Одно из них — это башня «Парус», или «кукуруза» — довольно оригинальной конструкции здание, является одной из достопримечательностей города Хайфа. В основном в этих зданиях находятся офисы государственных структур: министерство внутренних дел, офисы занятые различными инстанциями, связанными с судопроизводством в Израиле.
Последние годы в Хайфе усиленно развивалась транспортная инфраструктура города. Построенные туннели, мосты и дорожные развязки позволили сократить время передвижения между различными районами города. В 2013 году в строй вошли три маршрута скоростного автобуса «Метронит», позволяющие жителям города без пересадок добираться в пригороды — Крайоты и Тират Кармель.
В городе мирно сосуществует старое и новое, и с каждым годом Хайфа становится все прекраснее.