Эль Мухрака. Часть 1. Жертвоприношение Илии на горе Кармель

Гора Кармель, на склонах которой расположилась Хайфа – это места, где жил, пророчествовал и совершал чудеса пророк Илия( в еврейской традиции – Элиягу). В нашем городе несколько мест, связанных с именем пророка:

  • 100 лет назад, 14 ноября 1913 года иерусалимским греческим патриархом Дамианом была торжественно освящена церковь Илии-пророка в Хайфе – первый храм русской православной церкви на священной горе Кармель;
  • Монастырь кармелитов «Стелла Марис», существующий, с некоторыми перерывами, с 30-х годов 17 века; нынешнее здание монастыря существует с 1836 года;
  • Пещера пророка Илии, которая впервые упоминается в письменных источниках с 1171 года; традиционно считается, что пребывание в ней способствует избавлению от многих болезней и несчастий;
  • Эль Мухрака – небольшой католический монастырь, расположенный на вершине горы Кармель. По преданию, именно на этом месте Илия принес жертву истинному Богу и посрамил жрецов Ваала.
    1. Жертвоприношение Илии на горе Кармель(Эль Мухрака)
    2. Эль Мухрака(Гора Кармель). Монастырь кармелитов

Часть 1. Жертвоприношение Илии на горе Кармель(Эль Мухрака)

Это было давно – в те далекие времена, которые называют «библейскими»: в те времена, когда небеса были значительно ближе к земле, и время от времени с них слышался голос Бога. Под этими низкими небесами бродили по земле со своими стадами кочевые народы, и не было у них задачи важнее, чем выяснить, бог какого племени сильнее других богов, и перейти под покровительство сильнейшего. Народами этими управляли цари, которые очень часто сменяли друг друга, оспаривая право на власть и богатство. А выше царей были пророки, которые слышали голос  Бога, и говорили от Его имени…

И случилось так, что в какое-то время царем Израиля стал Ахав, женой которого была дочь сидонского царя Иезавель. Завет, заключенный народом израильским со своим Богом, единым и единственным, к тому времени уже был давно забыт царями и значительной частью народа, и молились они богам дубравным и идолам, слушая голоса чужих пророков, вещавших волю чужих богов. Иезавель, женщина, судя по всему, умная и настойчивая, склонила мужа своего, царя Ахава, к вере в сидонского бога Ваала.
И допустил Ахав в Израиль жрецов Ваала, и поставил Ваалу жертвенник в капище Ваала, который он построил в Самарии. Силен и грозен был Ваал, и жертв требовал ужасных: человеческих младенцев, которых бросали в ненасытную утробу идола, где всегда горел огонь…

Правда, в последнее время ученые стали сомневаться в пожирании Ваалом живых человеческих младенцев. Найдены массовые захоронения детских костей, но косточки настолько малы, что они могут принадлежать только неродившимся младенцам, то есть, говоря современным языком — выкидышам, или жертвам абортов. Очевидно, был обычай хоронить таких младенцев отдельно, и Ваал здесь ни при чем.

…И был в те времена в Израиле пророк Илия, которого иудеи и тогда, и сейчас, зовут по-своему: Элиягу, но в русской традиции он именуется Илия, или Илья-пророк. Этот пророк вел чистую беспорочную жизнь, и был верен истинному Богу – Богу Израиля, и говорил с ним, и слышал слово Божье, и многие люди верили пророчествам Илии, которые он говорил от имени Бога. Был это тот самый Илия, который был вознесен на небо в огненной колеснице. Правда, некоторые из современных ученых утверждают, что Илия был унесен не огненной колесницей, а всего лишь сильным вихрем. Событие это довольно редкое, но все же бывало, что вихрем уносило людей. Так почему бы вихрю не унести пророка? Вихрь – он не разбирается, знаете ли, в пророках, ему все едино…

А пророк Илия долго терпел мерзости, творимые царем Ахавом, осуждал поклонение идолам, но однажды, по велению Господа своего, явился он к царю и провозгласил: «Жив Господь, Бог Израилев!» Илия заявил, что Господь говорит его устами, и говорит он следующее: не будет с этих пор в земле Израиля ни дождя, ни даже росы в ближайшие годы; и пошлет Бог дождь только по особой просьбе его, Илии – когда он, наконец, попросит Бога о дожде. С этими словами повернулся пророк и ушел… и скрылся где-то в стране Израильской, которая тогда не была так густо населена, как сейчас, и было в ней место для одинокого пророка, которого кормили вороны, принося ему по утрам мясо и хлеб.

Естественно, царь и придворные посмеялись над словами самонадеянного пророка. Долго смеялись… пока не обнаружилось, что действительно в земле Израильской настала засуха, которая продолжалась и год, и два… Выгорела трава – пища для скота, высохли поля, не дав урожая хлебов.

Сухой ветер носил по земле пыль, а на бесплодной земле росли лишь волчцы и тернии, и настал голод в стране Израильской.

На третий год Илия, наконец, услышал Глас Божий, повелевающий ему идти к царю Ахаву, так как Бог смиловался над людьми и решил послать им дождь… но не так, просто и незаметно, в виде подарка, а по велению Илии.

Явился Илия к Ахаву и распорядился собрать весь народ Израиля на гору Кармель, чтобы явить силу истинного Бога, который говорит его устами. И предложил Илия устроить честное соревнование: собрать всех жрецов Ваала, которых в то время имелось в государстве 450 человек, а против них выступит он один, Илия. И Вааловы жрецы, и Илия должны были получить по одному тельцу для жертвы всесожжения, но не зажигать огня под жертвой;  зажечь огонь должен был Истинный Бог, по молитве своих приверженцев. Так будет доказано, чей Бог — истинный, а чей -ложный; чей Бог — велик, а чей – слаб и немощен.
450 жрецов Ваала рьяно взялись за дело: возложив жертву на дрова, они начали молиться и призывать своего бога снизойти и взять жертву. Они призывали Ваала принять жертву с утра до полудня, и с полудня до времени вечерней молитвы; но бог не услышал их, и не снизошел на жертву. Илия же тем временем насмехался над теми жрецами, советуя  громче звать заснувшего бога.

Продемонстрировав всему народу бессилие Ваала и его жрецов, Илия с наступлением времени вечерней молитвы принялся готовить свою жертву. Он восстановил существовавший на этом месте, но разрушенный жертвенник, сложив его из 12-ти камней, по числу колен сынов Иакова.

На жертвеннике были сложены дрова для костра, а поверх них – туша жертвенного животного. А затем Илия сделал следующее: он вырыл вокруг жертвенника глубокий ров, и предложил добровольцам из числа зрителей принести ведрами воду из ближайшего ручья, и полить этой водой жертву и дрова. Снова и снова по приказанию Илии носили воду, пока не промокли все дрова и земля вокруг, а вода не заполнила глубокий ров вокруг жертвенника.

И затем Илия воззвал к своему Богу: «Услышь меня, Господи, Бог Авраама, Исаака и Израиля! Пусть узнает народ сей, что Ты, Господи – БОГ; и обратятся сердца народа к Тебе!»
И сошел огонь с небес, и в том огне сгорели и дрова, и жертва, и камни жертвенника; высохла вода во рве; и не осталось никаких следов: ни золы, ни пепла…
Увидевшие это люди пали ниц, и признали превосходство Бога Израиля.
А Илия распорядился схватить всех жрецов Ваала, чтобы ни один из них не укрылся.
А далее Священное писание сообщает: «… И отвел их Илия к потоку Кессон и заколол их там.»
Один.
Всех 450.
Вы это себе представляете?
Я – нет. Не могу представить.
Ну, конечно, зол был пророк и силен; возможно, еще не очень стар.
Но 450 человек?
Даже если они были уже связаны и не могли сопротивляться… Допустим, на то, чтобы «заколоть» каким-то образом одного человека, у него уходило пять минут; в час – 12 человек; за 10 часов – 120; убить 450 человек – 36 часов без сна и отдыха.  Для такой работы нужно было обладать  рукой и душой профессионального палача, а не пророка!
Сомневаюсь я… Думаю, что жрецов Ваала было всего 4-5 человек; это уже многочисленные переписчики Священного Писания увеличили число, чтобы добавить славы пророку.   

Историк Иосиф Флавий, труды которого являются одним из главных источников истории еврейского народа, описывает это событие так: «…по данному Илиею знаку, народ схватил лжепророков и тут же убил их». Этому соответствует один из барельефов, находящихся в Эль Мухрака, где Илия, стоя в стороне, наблюдает за народной расправой с жрецами Ваала.
В то же время во дворе монастыря стоит скульптурное изображение Илии, попирающего ногой поверженного жреца, и заносящего над ним меч; однако и меч выглядит словно бы игрушечным, и поза Илии довольно театральна; это, скорее – символ победы праведного пророка над врагами, чем изображение собственноручной расправы Илии с противниками.

Но мы отклонились от главного: в Израиле многолетняя засуха; наконец, выяснено, который Бог – истинный; ему принесена жертва и жертва эта принята; Бог услышал обращенные к нему мольбы. Что последовало дальше? А дальше Илия, уверенный в действенности своего обращения к Богу, советует царю Ахаву вернуться во дворец, чтобы не вымокнуть под дождем, который последует. В это время по-прежнему  на небе не наблюдается ни одной тучки…

Ждут. Шесть раз Илии докладывают, что небо чисто.

Наконец, на седьмой раз сообщают, что над морем появилась маленькая тучка…

а вскоре небо сделалось мрачно от туч и ветра, и пошел большой дождь…

Нас бы с вами это чудо, однозначно, убедило бы в правоте Илии. А Ахав и народ израильский? Похоже, что чудеса им были привычны, и еще одно не слишком убедило их в величии пророка. Опасаясь мести Иезавели, жены царя Ахава, Илия вскоре бежал из тех мест.

После описанных событий Илия еще много пророчествовал, обличал неправедных правителей, боролся за почитание истинного Бога, однако в памяти верующих он остался великим и грозным пророком, повелевавшим огнем небесным, засухой и плодородными дождями. Пророк Илия почитается православной и католической церковью; верующими иудеями он почитается как пророк Элиягу, а мусульманами – как пророк Ильяс.