Прогулки по Тель-Авиву. А не пойти ли нам в музей?..
Тель- Авив – большой город. Здесь много возможностей для досуга: культурного, гастрономического, шопинга и всего, всего остального… Можно отправиться В Сарону или Неве-Цедек, можно — на улицу Дизенгоф, можно – на Шенкин или на ярмарку на Нахалат Беньямин, и испытать неземной восторг шопоголика, попавшего в торговый рай. А можно пройти всего несколько шагов от шума и суеты торговых улиц, и попасть на тихую улицу Бялик.
На этой улице царит спокойствие и тишина. Дома – лучшие образцы тель- авивского баухауза – недавно отреставрированы и сияют чистотой форм и красок, раскидистые деревья дарят этой улице тень, а ближе к концу улицы находятся два дома-музея двух известных деятелей израильской культуры: в доме № 14 — художника Реувена Рубина, и в доме № 22 — поэта Хаима Нахума Бялика.
Дом-музей Реувена Рубина, собственно говоря – довольно-таки большой дом, но его величина незаметна. Главное в этом музее – не дом, здесь главное – экспозиция. Чувствуется, что в создание этого музея вложено немало времени, работы, любви … и, возможно, что и немало денег(но это – вторично).
На первом этаже – небольшое количество работ художника: портреты: милые интеллигентные горбоносые лица, рыбаки, арабское кафе в Яффо – все светлое и радостное, краски словно прозрачны.
В коллекции музея – больше картин Рубина, но на втором этаже, вместо его работ – выставка какого-то современного художника.
Можете меня осудить и заклеймить позором, но я такую живопись не понимаю и не принимаю; я бы лучше работы Рубина посмотрела… например, этот автопортрет с женой из коллекции музея.
На третьем этаже – огромное количество документов и фотографий, иллюстрирующих жизнь художника.
Вот – его родители и их маленький домик в Румынии,
вот девятнадцатилетний Реувен, приехавший в Палестину в 1912 году, с учениками школы «Бецалель»,
вот он – в Париже, а вот он – уже немолодой маститый художник…
настолько прославленный и уважаемый, что он запанибрата с главой государства и, похоже, что похлопывает Голду по щеке.
Огромное количество материалов для человека, заинтересовавшегося жизнью и творчеством Рубина. Правда, работ его в музее мало, и знакомиться с ними нужно в интернете — Реувен Рубин был известным и успешным художником, на его картины был спрос, и сейчас они находятся в разных музейных и частных коллекциях.
Здесь же – мастерская художника.
Огромное разочарование для тех, кто считает, что легкой рукой вдохновенного художника водит прилетевшая муза. Здесь, в мастерской Рубина, можно увидеть, что живопись – это упорный труд, и в прямом смысле слова – грязная работа. Огромное количество кистей и красок; видавший виды, испачканный красками стол; потемневшая палитра – вовсе не такая красивая, как рисуют художники на автопортретах.
Дом-музей Реувена Рубина пронизан светом и теплом; он не производит впечатления СТАРОГО дома, где все осталось так, как было при жизни хозяев, а где-то в углу прячется призрак усопшего гения, который вот-вот появится перед тобой, вопрошая, что ты здесь делаешь и достоин ли находиться здесь. Это небольшой милый музей с приятной атмосферой, или, как принято сейчас говорить, хорошей аурой.
О жизни и творчестве Реувена Рубина подробнее можно прочитать здесь: 1, 2, 3, 4.
Еще несколько шагов по улице Бялика, еще несколько домов, и вот перед нами дом № 22 – Дом-музей известного израильского поэта Хаима Нахмана Бялика.
Сюда обязательно стоит зайти… и даже не для того, чтобы узнать о подробностях жизни поэта Бялика. Дом сам по себе очень красив: и снаружи, и особенно его внутренняя отделка. В этом музее главное – не музейная экспозиция, а сам дом – дом, который построил Джек – простите: дом, который построил Бялик.
Дело в том, что Хаим Нахман Бялик представлял собой редкостный экземпляр человеческой породы, поскольку совмещал в себе, казалось бы, несовместимые способности: он был поэтом, которые, как принято считать, «витают в облаках» и далеки от практической жизни; и, кроме того, Бялик был деловым человеком — он занимался сначала лесоторговлей, а затем книгоиздательством. Как поэт и как книгоиздатель, он внес неоценимый вклад в израильскую культуру. А, кроме того, как человек практический, покинув Советский Союз в 1921 году, перед тем, как поселиться в Эрец-Исраэль, он четыре года провел в Берлине, занимаясь делами своего издательства. Книгоиздание , очевидно, приносило неплохие доходы, что позволило Бялику построить этот дом.
Дом и есть главный экспонат музея Бялика.
Здесь сохраненный в неприкосновенности кабинет поэта;
столовая;
пару витрин с личными вещами поэта и его жены, а также еще две витрины: в одной из них демонстрируются книги, изданные Бяликом;
в другой – книги, автором которых он является – стихи, поэмы, переводы.
Есть в музее и чудесно оформленная детская комната, где представлены иллюстрированные издания стихов для детей, написанных поэтом. В углу комнаты –музыкальная шкатулка, о существовании которой большинство посетителей музея и не догадаются: если поворачивать небольшие, украшенные различными орнаментами панели, каждая из панелей при открывании проигрывает свою короткую мелодию.
Других экспонатов, из которых можно было бы узнать что-то о поэте, в музее нет, и желающие должны искать информацию в интернете. Но все же: сочетание яркого красного цвета и насыщенного синего цвета керамических изразцов в интерьере первого этажа так красиво, что ради одного этого стоит зайти в дом-музей Бялика!
О жизни и творчестве Хаима Нахмана Бялика можно подробнее прочитать здесь: 1, 2, 3.