Назарет. Непорочное зачатие, рождество Христово и прочие назаретские чудеса
Назарет – это город, где согласно христианской традиции, жила Дева Мария непорочная и вечно девственная. Здесь свершилось Благовещение, то есть архангел Гавриил(один из самых высокопоставленных по ангельской иерархии) объявил этой Деве, что она «понесет во чреве от Святого Духа» и родит Сына Божия( не сына божия, как все люди на Земле, а богочеловека – бога, воплощенного в человеческой плоти). Это событие свершилось не в Назарете, а в Вифлееме, куда Дева Мария вместе со своим как бы мужем или не мужем Св. Иосифом отправилась по какой-то надобности. Причиной этого путешествия обычно называют проводившуюся властями перепись населения; однако эта причина весьма сомнительна. Затем были волхвы, «избиение младенцев» в попытке уничтожить будущего «Царя Иудейского», «обрезание Господне» на восьмой день после рождения, и «Сретение Господне» на 40-й день. А затем сын Марии, или Сын Господень, жил в Назарете в безвестности приблизительно до 30 лет, когда он принял крещение и после этого начал проповедовать свое учение.
Это краткое изложение евангельских сведений о рождении Иисуса Христа. А о подробностях христианские богословы и неверующие исследователи спорят уже около двух тысяч лет.
Вера, истинная Вера – это вещь серьезная. Она отвергает человеческие размышления, жизненный опыт, логику и прочие вещи низшего порядка. Вера в Бога и непогрешимое слово служителей Его на земле дает возможность верить в непорочное зачатие, чудесное и непорочное рождение Иисуса из бока Девы Марии(чтобы и после родов она осталась девственна), все чудеса согласно евангелиям, воскрешение Иисуса после казни распятием на кресте … и еще многое другое.
Не верующим – сложнее. Выражение «непорочное зачатие» уже давно превратилось в анекдот. Да, конечно, если Бог мог создать весь мир за 6 дней, что ему стоит внезапно сделать девственницу беременной? Однако обычно так не бывает. Возможно, что и в том случае не было непорочного зачатия. А как же было? Если не все, то многое можно узнать из апокрифических евангелий — не признанных христианской церковью, но все же существующих, например – Протоевангелие Иакова.
И начинается эта история так: жили-были немолодые супруги – Иоаким и Анна, и не было у них детей. Очень был огорчен этим Иоаким, и отправился в пустыню молиться. Интересно, что молиться он отправился не один, а со своими стадами – значит, медленно шел. 40 дней он в пустыне постился и молился. Затем возвращался – опять же, медленно, поскольку гнал скот обратно. Возвращается. А жена ему сообщает, что Бог снизошел к их совместным молитвам, и через некоторое время родилась девочка Мария, будущая Богоматерь. Злые языки утверждали, что девочка родилась всего лишь через семь месяцев после возвращения отца с богомолья. А один из римских пап(Пий IX), дабы никто не сомневался и месяцы не считал, в 1854 году торжественно заявил, что он внезапно получил «божественное откровение» о том, что якобы Мария тоже была зачата от святого духа и, значит, тоже является богочеловеком в женском обличье.
В возрасте 3-х лет долгожданное, вымоленное дитя вдруг было отдано в храм на воспитание – якобы, родители решили посвятить богу чудесно рожденное дитя. А может быть, Иоаким очень сомневался, что он отец ребенка, и постарался избавиться от него? Девочка в момент разлуки с родителями не плакала, а радовалась, и, к удивлению окружающих, охотно ушла с жрецом, не оглянувшись на родителей. Может быть, ей дома не сладко жилось?
В храме(а, возможно, в приюте для детей при храме), Мария жила до 12-ти лет. Она была так свята, что питалась только пищей, которую персонально ей приносил ангел. И вдруг, когда ей исполнилось 12 лет, жрецы начали беспокоиться, чтобы Мария не осквернила святости храма. Это святая-то? Странное беспокойство. Решено было созвать вдовцов «из народа», и за одного из них выдать замуж Марию. Почему за вдовцов, да «из народа»? Может быть, потому, что воспитанная при храме девушка не имела приданого и не могла рассчитывать на молодого красивого и состоятельного жениха? Из всех вдовцов то ли Божиим указанием был избран престарелый Иосиф-плотник, то ли он был единственным, кто захотел взять эту девушку в жены.
А несладкая жизнь ждала Марию в этом доме: Иосиф был вдовцом, и было у него четверо сыновей и две дочери. 12-тилетняя Мария должна была стать нянькой-воспитательницей, если дети были малолетние, а если они были постарше – практически прислугой в большой семье(стирка, уборка, готовка, и прочие домашние работы). А может быть, Иосиф ее не в жены взял, а бедную храмовую воспитанницу отдали ему в прислуги? Во всяком случае, все евангелия сообщают, что престарелый Иосиф-плотник не прикоснулся к девочке, оставил ее девственницей. В некоторых источниках Иосифа называют «Иосифом-обручником»; возможно, фактический брак откладывался до тех пор, пока девочка станет старше.
А потом Иосиф, очевидно, получив какой-то заказ, отправился из дома куда-то далеко, как говорят евангелия, «по своим плотницким делам». То ли он четыре года не возвращался, то ли он часто отсутствовал, но однажды в его отсутствие. когда Марии исполнилось 16 лет(по другим данным — 14), вдруг архангел возвестил ей, что она беременна – Сыном Божиим.
Почему-то сразу вспоминается персонаж из древнеримской истории – согрешившая весталка, родившая близнецов Ромула и Рема. От кого? Ну, известно же – от бога, только от Марса. Явился ей где-то в глубине пещеры красивый юноша, и сказал, чтобы она не противилась его желанию, поскольку он — бог Марс. Вот такое порочно-непорочное зачатие… А совсем уж в непорочное не верится: медицина знает случаи зачатия при сохранении девственности, но всегда при этом близко, очень близко находилось существо мужского пола, от которого и произошло зачатие.
И здесь история начинается по второму кругу: возвращается престарелый муж из продолжительной деловой поездки, а жена беременна на шестом месяце… от Святого Духа. Духом мог быть кто угодно: почему-то упорно слухи указывают на некоего римского солдата Пантиру – вполне историческая личность, даже могилу его нашли в Германии, куда был переведен из Иудеи легион, в котором он служил. Да и в доме было четверо сыновей, которые, очевидно, уже были взрослыми; может быть, кто-то из них был причастен к происшедшему.
Жалко Иосифа. Что делать с беременной неизвестно от кого то ли женой, то ли обрученной невестой, то ли вообще прислугой? Человек был добрый: собрался под покровом ночи отправить ее куда-то с глаз долой, чтобы никто не узнал о ее грехе. Но опять вмешался ангел, архангел или кто-то еще из ангельских чинов: «Не тронь Марию, не виновата она — у нее во чреве ребенок от Духа Святого!» — услышал Иосиф ночью то ли во сне, то ли наяву. Просто пожалел, наверное: куда же она пойдет, одинокая и несчастная?..
Люди любопытны: скоро известие о беременности Марии стало достоянием общественности. Призвали Иосифа и Марию на храмовый суд, и спросили Иосифа: зачем ты опорочил девицу и «не склонил головы своей перед Рукой Господа, чтобы Он благословил потомство твое», то есть не освятил брак в храме? Иосиф отказался признать свое участие в беременности, а Мария отказалась назвать отца ребенка и только твердила, что она не виновата, а ребенок – от Святого Духа. Что делать? Применили детектор лжи того времени: дали обоим выпить «воду обличения» и отправили умирать куда-то на гору. Выжили оба. То ли Бог симпатизировал Иосифу с Марией, то ли кто-то из жрецов. Ну, если невиновны – забирай, Иосиф, свою беременную жену-нежену, и делай с ней, что хочешь.
И повез он ее зачем-то в Вифлеем. Официальные евангелия(канонические) утверждают, что в это время в Иудее происходила перепись, и все люди должны были явиться к месту рождения, а родиной Иосифа был Вифлеем. Странно: римляне были разумные люди, они бы скорей учитывали людей по месту жительства. Скорей всего, Иосиф просто хотел где-то «пристроить» Марию с ребенком у своей родни в Вифлееме. Характерны размышления Иосифа при начале поездки:
«И сказал Иосиф:
Сыновей своих запишу.
Но что делать мне с Этой Девой?
Кем записать Ее?
Женою? Мне стыдно.
Дочерью? Но все сыны Израиля знают, что Она мне не дочь.
Да покажет день Господнен, что будет угодно Господу.»
Во время путешествия пришло ей время рожать, и было это, когда они еще до Вифлеема не добрались. Как говориться все в том же Протоевангелии Иакова, Иосиф «…снял Ее с осла и сказал Ей: Куда мне отвести Тебя и скрыть позор Твой?» Хотя и являлся Иосифу еще в Назарете ангел в ночи, который убеждал его, что ребенок – от Духа Святого и Сын Божий, похоже, что Иосиф так и не поверил в это. Оставив Марию в найденной пещере, Иосиф отправился в Вифлеем за повивальной бабкой. Ребенок родился, а Мария при этом осталась девственницей. Как такое могло случиться – см. выше.
После чудесного рождения Иисуса начинается плотное скопление сказочных чудес: появилась на небосклоне, и затем, приведя волхвов к младенцу Иисусу, зависла над пещерой звезда; волхвы, из разных стран явившиеся приветствовать новорожденного; Царь Ирод, организовавший убийство всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет; бегство Святого Семейства, как их стали уже называть христианские источники, в Египет, чтобы спасти от «избиения младенцев» новорожденного Иисуса.
А спустя восемь дней младенца Иисуса уже принесли в иерусалимский Храм для обрезания. Поэтому «бегство в Египет» можно отнести на счет буйной фантазии составителей евангелий: за восемь дней из Вифлеема в Египет и обратно в иерусалимский храм — и это на ослах, на которых Иосиф отправлялся из Назарета, или на верблюдах? Нереально. Похоже, что «бегства в Египет» не было – не успели бы добежать.
«Избиение младенцев» Иродом? Было. Только не совсем младенцев. И не чужих, а своих. Царь Ирод, ставший в преклонном возрасте маниакально подозрительным, приказал убить трех своих сыновей, которых он подозревал в заговоре с целью захвата его престола. Ну что ж, бывает такое в царских семьях. Был царь Ирод решителен и жесток, уничтожая возможную угрозу своей власти. Российский император Павел I был добр и нерешителен: боялся, что его убьют, но никаких мер не предпринимал. В результате был задушен в своей спальне группой заговорщиков, действовавших по согласованию с наследником престола, сыном Павла. А «избиение младенцев» в Вифлееме, при котором было убито, по одним сведениям – 14 000 младенцев, а по другим – 64 000 – похоже, просто сказка, поскольку в то время и Вифлеем, и Назарет были очень небольшими поселениями, все население которых не составило бы даже наименьшей из этих цифр.
Волхвы, приносящие дары младенцу Иисусу? Просто сказка. Такая же, как сказка о феях-крестных у колыбели новорожденной принцессы, каждая из которых одаряет чем-то малышку. Однако сказки украшают жизнь. Именно эта сказка оставила отпечаток на культуре народов, воспитанных в христианской традиции, именно эта сказка подарила нам красивый праздник Рождества, и рождественскую(новогоднюю) елку, которую венчает Вифлеемская Звезда. Из этой же сказки пришла традиция рождественских(новогодних) подарков, и рождественских вертепов-представлений, и маскарадов с переодеваниями, и всего веселья, которое сопровождает приход Нового года.
А Иисус? Все-таки, скорей всего, не было «непорочного зачатия», и Иисус – не Сын Божий, а сын человеческий. А какого именно человека он сын – это за давностью лет совсем неважно. Важно то, что человек, названный Иисусом, обладал ясным умом и невероятной харизмой, настойчивостью и недюжинными организаторскими способностями. Он сумел выделиться среди многочисленных проповедников, пророков и магов Иудеи, и создать привлекательное для многих вероучение, а также группу единомышленников и последователей, которые после его смерти продолжали распространять его учение. Он сделал это так талантливо и так успешно, что его учение продолжает жить более двух тысяч лет. Христианство – крупнейшая из мировых религий: треть населения Земли исповедует христианство в той или иной форме. И сегодня, как и все последние две тысячи лет, мы снова встречаем Рождество Христово – в Назарете, в Риме, в Москве, Лондоне или другом городе мира – это праздник всех христиан. Поздравляем!