Пещера пророка Илии(Элиягу)
Гора Кармель, на склонах которой расположилась Хайфа – это места, где жил, пророчествовал и совершал чудеса пророк Илия( в еврейской традиции – Элиягу). В нашем городе несколько мест, связанных с именем пророка:
- 100 лет назад, 14 ноября 1913 года иерусалимским греческим патриархом Дамианом была торжественно освящена церковь Илии-пророка в Хайфе – первый храм русской православной церкви на священной горе Кармель;
- Монастырь кармелитов «Стелла Марис», существующий, с некоторыми перерывами, с 30-х годов 17 века; нынешнее здание монастыря существует с 1836 года;
- Пещера пророка Илии, которая впервые упоминается в письменных источниках с 1171 года; традиционно считается, что пребывание в ней способствует избавлению от многих болезней и несчастий;
- Эль Мухрака – небольшой католический монастырь, расположенный на вершине горы Кармель. По преданию, именно на этом месте Илия принес жертву истинному Богу и посрамил жрецов Ваала.
Пещера Ильи-Пророка
Пещера Ильи-пророка -известное место в Хайфе, но их у нас в Израиле, как и Голгоф, две! В данной статье речь пойдет о пещере Илии, которая у подножья горы Кармель. Данная пещера в иудейской традиции считается пещерой Ильи-пророка, а христиане считают пещерой Ильи ту, что в церкви кармелитов – Стелла Марис. Тем ни менее, она пользуется популярностью у всех монотеистических религий, включая друзов, у которых его зовут Эль Хадер.
В принципе пещера простая по своему образованию, изначально карстовая, а далее расширенная уже человеческими руками.
Размеры пещеры: 14.40м длина, 8м ширина, 5м высота. В пещере имеются две ниши, одна с большим количеством повязанных платков в южной стороне пещеры, и другая в западном направлении, занавешена, и используется для уединенной молитвы.
Пещера стала священной в народе уже в византийский период. На протяжении всего времени сюда приходили иудеи, христиане и мусульмане. Во всех сохранившихся описаниях этого места написано, что в пещере все время большое количество иудеев, которые не только молятся, но и вопрошают.
Так, на протяжении многих веков, сюда приводили сумасшедших, которых оставляли тут на несколько дней, что бы из них вышел бес. Сюда же приходили с просьбами о том, что бы найти себе пару, семейном счастье, с просьбами о знаниях, богатстве, а так же с просьбой забеременеть.
Сегодня данное место популярно не только у религиозных последователей, но и у таких движений как эзотерики, которые приходят сюда медитировать.
Кто же такой Илья? Что означает имя Илья (Элияху) на иврите? Как Илья стал пророком? Чем занимался Илья пророк? Почему Илья жил в пещере? Где могила Ильи? Что такое стул Ильи? На эти и другие вопросы, я постараюсь дать ответ.
Начнем пожалуй с имени. На иврите Элияху, означает – Мой бог Егова. Эль, переводится как «Божество», но когда добавляешь к этому слову букву «и», то тут уже получается личная принадлежность. Например, слово «рука» на иврите звучит как «яд», но если это моя рука, то я скажу «ядИ». Вторая часть имени «Яху», является именем Бога, которое на иврите не произносят, заменяя его другими словами. Если читать с огласовками, то имя читается как Еhова. Теперь вы знаете, что все иудейские имена, заканчивающиеся на «Яху» или «Ягу», заключают внутри себя имя Господа.
Кем же был Илья до того, как стал известным пророком? На этот вопрос нет ответа, потому, что в первом же упоминании об Илье, написано: «И сказал Ахаву Илия Фесвитянин (Тишбиянин) из жителей Галаадских: Жив Еhова (в переводе заменено на — Господь, во всех местах ветхого завета) Бог Исраэйлев пред которым я стою (в иврите — стоял), что не будет в эти годы ни росы, ни дождя; разве лишь по слову моему». (3 Цар. 17, 1-2)
Полезной информации из данного текста мы можем получить довольно много. Дело в том, что Галаад, или на иврите Гильад, это горный район на территории современной Иордании, западная часть которого граничит с долиной реки Иордан, а северная находится на юго-запад от озера Кинерет, там где горячие источники Хамат Гадер.
В этих строках, мы можем увидеть не совсем обычное обращение пророка. Здесь нет, привычного: «Так сказал Господь», или чего ни будь в похожей форме. Есть даже направление в исследованиях, которое проверяет схожесть и различия, между Ильей и Ангелами. Он пришел ниоткуда, стоял он пред Богом, и по его слову пойдет снова дождь.
А далее было следующее: «И было ему слово Господне такое; Ступай отсюда, и обратись к востоку, и скройся у потоку Керит(Хорафа), что против Йардэйна». из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа (Керит), что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю.» (3 кн. Царств гл. 17)
На иврите ручей называется Керит, который по традиции считается ручьем Прат, что течет в вади Кельт. Там же в монастыре Харитона показывают одну из пещер, как ту, в которой жил Илья пророк.
Из рассказов об Илье пророке мы знаем, что в Царефате, что у цидонян, оживил он сына вдовы, у которой жил. На горе Кармель, устроил он состязание со жрецами Ваала, дабы показать, чей Бог истинный. Был Илья так же на горе Божьей Хорев, она же гора Синайская, и ночевал там в пещере, и говорил там со Всевышним.
Илия помазывал на царства Хазаэйла в Араме и Йейу в Исраэйле, а так же Элишу, вместо себя, и все по слову Господню. Далее был послан обличить израэлевского царя Ахава: «Ты убил, а еще и наследуешь?». Когда его захотел задержать Израильский царь Охозия, сын Ахава, и послал к нему солдат, Илия уничтожил огнем два отряда по 50 человек, и только с третьим отрядом пришел к царю. После, мы встречаем его уже в районе Мертвого моря, у Иерихона, где он ударил своим плащом о воды реки Иордан и они разошлись, а он пересек Иордан посуху с Элишей. Перейдя через реку Иордан, Илья был забран в огненной колеснице на небо. Илью часто сравнивают с огнем, а его ученика с водой. Две противоположные стихии, как описания деяний двух этих людей.
Примечательно, что по описаниям, это то место, где за много времени до того пересекали реку Иордан 12 колен израилевых. И так же расступились воды реки Иордан, когда внесли ковчег в воду. Позднее, это же место стало местом крещения Иисуса, которое мы сегодня называем Каср аль Яхуд.
Так появившись странным образом из ниоткуда, Илия исчез в никуда, оставив нам не много информации о своей жизни, но много надежд о своем возвращении.
Почему Илья жил в пещере? Во-первых, из-за нелестных высказываний в сторону власть имущих, его всю дорогу искали, по этому жить в своем доме, если таковой был в Тишби, что относилась к Гиладу, он не мог. Во вторых, когда он путешествовал, не всегда ему на пути попадались селения, либо он их заведомо обходил, по предыдущей причине.
На счет могилы Ильи, вы уже тоже поняли, что таковой не существует, но есть масса пещер, в которых по разным традициям бывал Илья пророк. Правда в друзской традиции у Эль Хадера (Ильи) есть могила, и находится она в Кфар Ясиф. 25 января друзы празднуют там его праздник, и еще цвет его в пяти цветном флаге друзов — зеленый. Зеленый потому, что Илья приносит дождь, а с дождем оживает вся природа.
Стул Ильи пророка, это часть иудейской традиции, который в том числе используют в процессе «Брит мила» (обрезание). С иврита «Брит мила», дословно означает — Союз слова. Вы скажете, причем тут Илья? В свое пребывание на горе Божьей — Хорев (Синайская гора), Илья сказал: «весьма возревновал о Господе, Боге Цеваоте, потому что оставили завет Твой сыны Исраэйлевы». В данном случае, слово «завет»=брит=обрезание, как физическое подтверждение союза. Илью воспринимают как ревнителя веры, который следит в том числе за исполнением этой заповеди. По этому во время процесса «Брит мила» (обрезание), ставят почетный стул, который называют стулом Ильи, и кладут туда ребенка. Считается, что Илья участвует в каждом таком «Брит мила», это написано так же в книге «Пиркей де Рабби Элиезер».
Так же стул используют на праздник Песах, когда кроме стула Ильи, еще наливают бокал вина для него, а так же открывают входную дверь, приглашая Илью к праздничному столу.
Так на праздник приглашают Илью, а я приглашаю вас, посетить пещеру Ильи пророка, которая может быть хорошим началом в поездке по Хайфе.
Адреса как такового у пещеры нет, но она находится недалеко от морского музея Хайфы, что по адресу ул. Аленби, 198. Вход в пещеру находится недалеко от моста, что над шоссе. Так же в пещеру можно попасть сверху от церкви Стелла Марис, там есть тропинка, которая спускается вниз.
Часы открытия:
Зима (зимнее время): воск. — четв. 08:00 — 16:00 пятн. 08:00 — 12:00
Лето (летнее время): воск. — четв. 08:00 — 18:00 пятн. 08:00 — 13:00
Тел. 04-8527430
05/09/2011 — 13:40 by Denis Pudikov
Источник
Я, Пани Зося, хочу дополнить предыдущего автора, статью которого я разместила на этой странице.
В первую очередь, хочу предостеречь: не стоит спускаться к пещере Илии по тропинке от монастыря кармелитов «Стелла Марис», если с Вами нет человека, знакомого с этой дорогой.
Тропинка иногда разделяется на две, идущих в разных направлениях; указателей нет, поэтому можно и заблудиться. Кроме того, для спуска по тропинке нужна хорошая спортивная обувь: тропинка начинается лестницей с широкими и удобными ступенями, но затем есть несколько мест, где подобие лестницы вырублено в скальной породе; на этих ступеньках обувь с гладкой подошвой скользит.
Кроме того, инвалидам и очень пожилым людям вообще не стоит спускаться по этой тропинке. Для здоровых людей не слишком пожилого возраста – это несложный маршрут, а по дороге открываются красивые виды на город и Хайфский залив.
В пещеру Илии(Элиягу) лучше идти снизу, с улицы Алленби. Вход в пещеру расположен напротив Морского музея, на противоположной стороне улицы, и обозначен не очень броским объявлением на иврите.
Справа от этого объявления есть небольшая лестница, по которой можно подняться в пещеру.
Вход в пещеру расположен внутри двора здания и выглядит так:
Кстати, слово «пещера» уже не совсем точно определяет это место. За прошедшие три тысячелетия почитания этого места к пещере пристроено несколько зданий, на стенах – множество украшений, бархатных занавесей, электрическое освещение… в общем, довольно благоустроенная пещера. Туристам из России следует учесть, что в пещере два отделения: слева расположено женское, справа – мужское.
Желательна скромная одежда; других ограничений нет – вход в пещеру открыт всем; ее посещают даже в составе экскурсий.
Не могу не поделиться своим личным впечатлением от посещения пещеры.
Я – человек неверующий; но к верованиям других людей отношусь с уважением и интересом. При посещении пещеры Элиягу я обратила внимание, что женщины подходят к стене, прикладывают к ней ладонь, и, очевидно, молятся молча.
Сделала то же самое и я: зашла в небольшую нишу, отгороженную от остальной пещеры занавесью, приложила к стене ладони, и попросила здоровья и счастья себе и всем близким, мира всем нам…
И услышала Ответ.
Мои ладони ощутили довольно сильные вибрации, но вибрации – не механические.
Когда-то давно я недолго увлекалась экстрасенсорикой: узнала, что это – реальность, что у меня есть очень небольшие экстрасенсорные способности… но я не ощутила призвания ни к развитию этих способностей, ни к лечению людей.
Однако с тех пор я знаю ощущение, которое вызывает в ладонях биополе человека – нечто, похожее на вибрации.
От стен пещеры исходят такие же вибрации поля, как от живого человека, только намного сильнее.
И я уверена: если существуют «намоленные», святые места, то пещера пророка Илии – одно из них.
Все это так, но после последнего посещения пещеры Элиягу я вынуждена добавить небольшое примечание. У входа в пещеру стоит стол с легкой закуской, и каждый желающий может отведать пищи, освященной этим местом, но делать этого не стоит. Конечно, вся эта пища вполне доброкачественная; ее приносят люди, отмечающие в пещере какое-либо событие. Например, среди придерживающихся религиозных традиций граждан Израиля принято первый раз состригать волосы на голове мальчиков по достижении ими 3-х лет, и делать это в пещере Элиягу; это обычно сопровождается легким угощением для родственников и друзей, присутствующих при этом. Остатки пищи не уносят, а оставляют в пещере. Хороший обычай. Однако пища стоит на столе, и если в этот день посетителей мало, никого рядом со столом нет, кругом тишина и спокойствие. И тогда происходит следующее:
Я очень люблю котов — всех на свете, и этого предприимчивого бандита тоже — но есть из тарелки, из которой уже ел кот, я не буду… и не советую читателям.