Женщины древней истории. Ревекка(Ривка)
Всем нелюбимым детям посвящается
Ревекка… Я не могу сказать, что это один из любимых мной женских библейских образов. Я не могу думать о ней с той нежностью, с которой думаю о Рахили – младшей жене Иакова, столь любимой им, и столь нелюбимой Богом.
Пожалуй, я даже могу сказать, что Ревекка не нравится мне: мне не нравится тот тип женского характера, который воплощен в этом образе и предъявлен нам Библией как образец. Да простят меня феминистки… и люди верующие – я не согласна с Библией!
Но начнем сначала.
Ревекка(Ривка) – одна из библейских праматерей, жена Исаака и мать братьев близнецов Исава и Иакова.
Престарелый патриарх Авраам после смерти своей жены Сарры, убедившись, что без женщины-хозяйки в доме порядка нет, решил женить своего сына Исаака. Кстати, сам Авраам несколько позже, когда улеглась скорбь по Сарре, взял наложницу Хеттуру, и имел от нее шестерых сыновей. Но уже в далекие библейские времена положение женщины было строго определено: жена имела все права, и ее дети наследовали имущество отца; наложница же была просто женщиной для утех и удобной жизни, ее и ее детей всегда можно и нужно было впоследствии отослать подальше, чтобы не мешали наследнику. Так Авраам поступил с Агарью и ее сыном Исмаилом, и так он поступил с Хеттурой, когда передавал свое наследство Исааку.
Итак, Авраам решил ввести в дом законную хозяйку, женив своего сына Исаака. Сына, кстати, никто о его желаниях не спрашивал: времена были суровые, патриарх полновластно распоряжался всем и всеми в своем доме, и тем более своим сыном, которому в это время было всего каких-то жалких 37 лет!
Суровый патриарх сердечную склонность и любовь во внимание не принимал: поиски невесты были поручены не самому кандидату на женитьбу, а доверенному слуге Авраама. Призвав его к себе, патриарх объявил о своем намерении женить сына; но женить не на местной девушке – все они некрасивы, развращены, непочтительны к родителям, а, главное – не верят в истинного Бога. А вот на бывшей родине Авраама, в Месопотамии, все девушки хороши собой и благовоспитанны. Поэтому преданный раб, облеченный доверием слуга, должен отправиться в далекий путь – в Месопотамию, чтобы привезти оттуда невесту для Исаака. Он должен искать подходящую девушку среди оставшейся в прежних местах родни патриарха Авраама; и должен он взять с собой богатые дары для невесты и ее родни, чтобы девушка знала, что она покидает родину для лучшей доли, и в доме мужа ее ждет достаток и богатство.
Авраам заставил слугу поклясться, что в случае его смерти слуга никогда не позволит Исааку жениться на местной, хананейской девушке. Кроме того, даже если походящая в невесты Исааку девушка не согласится ехать к жениху в дальние края, слуга не должен позволить Исааку вернуться на родину предков. «А что же тогда делать?!» — спрашивает слуга. «Бог поможет. Бог все устроит,» — ответил Авраам. Бедный Исаак! В случае провала миссии отцовского посланца его ждало одинокое существование на протяжении всей жизни.
Патриарх Авраам неплохо знал жизнь и людей. Доверенный слуга не сбежал с доверенным ему богатством, благополучно прибыл в назначенный город в Месопотамии и нашел невесту для Исаака. С тех пор, как Авраам покинул края, где он родился, его родня выросла и размножилась, и кандидаток было много. Авраамов посланец выбрал красивую и добросердечную девушку, которая, дав напиться усталому путнику, напоила также и всех его верблюдов.
Красавица оказалась внучатой племянницей Авраама, то есть внучкой его брата Нахора. Девушка сразу же, не медля, согласилась ехать к жениху – получив в залог будущей хорошей жизни дорогие серьги и браслеты. Возможно, ее сговорчивость и торопливость объяснялись не только дорогими подарками от жениха: после смерти родителей она жила в доме своего брата Лавана; а каков был этот Лаван, мы знаем – впоследствии с ним встретился сын Ревекки Иаков. Возможно, девушка рада была сбежать за тридевять земель из дома Лавана!
Итак, преданный слуга выполнил поручение Авраама: он добрался до Месопотамии и вернулся обратно; привез невесту, угодную будущему тестю; причем за очень короткое время, за каких-то два с лишним года — мальчику-то к этому времени еще и сорока не исполнилось! Женили его наконец…
И вошла Ревекка хозяйкой в шатер Исаака и Иакова, и принесла с собой божье благословение этому дому: запах свежеиспеченного хлеба, зажженные свечи, доброту и любовь.
Прошло много лет, но, несмотря на то, что жена Исаака была угодна Богу, детей у нее не было. Занят был Гоподь другими делами, не заметил… После молитвы Исаака о даровании им детей, услышал его Господь, и Ревекка забеременела. Беременность ее протекала тяжело; измученная, она обратилась к Господу с вопросом: почему это так. Еврейский Бог не беседует с женщинами; но на мольбы Ревекки он снизошел, и объяснил ей, что в ее утробе – мальчики-близнецы, от каждого из которых впоследствии произойдет отдельное племя, которые будут враждовать между собой; поэтому и не рожденные еще мальчики дерутся в ее утробе.
Пришло время, и родила Ревекка двоих мальчиков; родившегося первым назвали Исав, родившегося позже – Иаков.
Когда братья начали подрастать, выяснилось, что характеры у них разные: несдержанному, смелому и решительному Исаву не сиделось дома, он пропадал в полях и стал искусным охотником; Иаков был тихим и домашним мальчиком, который все время находился в шатрах… как говорят – «у материнской юбки». И естественно, что Ревекка больше любила покорного, послушного младшего сына, а ее муж – старшего, который показывал задатки будущего мужчины – смелого, решительного, самостоятельно принимающего решения.
Следующее происшествие прямого отношения к Ревекке не имеет, но не упомянуть о нем нельзя – это одна из тех некрасивых историй, которыми изобилует Священное Писание. Однажды, когда утомленный и голодный Исав вернулся домой, он обнаружил, что Иаков сварил красную чечевичную похлебку, и попросил у брата немного этой похлебки. «Это – мое»,- сказал Иаков. «А что ты мне дашь взамен, если я дам тебе похлебки?» Очевидно, охота в этот день у Исава не была успешна: нечем ему было заплатить брату за кушанье. «Продай мне за эту еду свое право первородства, » — сказал Иаков. Исав в ответ рассмеялся – и только-то?! Он был молод и решителен, удачлив в охоте и всех делах; он не сомневался, что всегда сможет добыть себе пропитание и жить на то, что добудет сам, и нет у него необходимости ждать отцовского наследства, и отец еще здоров и умирать не собирается… А сейчас он ужасно голоден… да пропади оно – это право первородства! И Исав продал свое право первородства брату за миску красной чечевичной похлебки.
Пришло время, и Исаак постарел; он стал слаб и слеп. И вот однажды позвал Исаак своего старшего сына Исава, и сказал ему: «Сын мой! Я – уже стар, и не знаю, может быть, я вскоре умру. Я хочу, чтобы ты пошел в поле и наловил дичи, а затем приготовил мне из нее кушанье, которое я люблю. После этого я благословлю тебя, пока я еще жив.» Исав выслушал отца и отправился на охоту.
Эти слова своего мужа слышала Ревекка. Она знала, что речь идет не просто о добром слове умирающего отца: отцовское благословение означало фактическую передачу наследства сыну, которого благословил Исаак.
И вот здесь настал «звездный час» Ревекки: она совершила тот поступок, который навсегда остался в памяти человечества. Священные писания называют этот поступок «хитростью» и мягко журят за него эту женщину. По-моему, это называется иначе – подлостью и предательством. Ревекка решила обмануть Исаака – любимого мужа, с которым прожила всю жизнь; обмануть, когда он стал слеп и беспомощен, и не мог выявить этот обман и наказать предательницу.
Исаак уже давно решил, кому он передаст свое наследство ; кому передаст владение многочисленными стадами и шатрами; кого поставит старшим в доме, над слугами и рабами, а также над остальными детьми его(очевидно, кроме Исава и Иакова, у него еще были дети от наложниц). Исаак выбрал наследником Исава, считая, что он передаст свое достояние в достойные руки.
Ревекка решила обмануть мужа и сделать наследником любимого сына — Иакова. Я уже говорила: она предавала мужа, подменяя его решение своим; но она предавала не только мужа, но и сына – ведь Исав был тоже ее собственным, родным сыном!
Очень часто бывает в семье, что мать своих детей любит по-разному: есть любимые дети, а есть – не очень любимые.
А каково это – быть нелюбимым?
Знать, что ты – такой же сын своей матери, и она могла бы — или должна бы — любить тебя точно также, как и других своих детей; но ты для нее – не такой: у тебя не тот рост… не того цвета волосы… не тот голос… ты не так смотришь на нее… ты не такой ласковый… не такой нежный и беззащитный… ты пытаешься что-то сделать самостоятельно… ты отстаиваешь свое право думать по-своему и решать свои детские или уже подростковые проблемы без участия матери… и из-за этого – или чего-то другого! — она тебя не любит. Она – твоя мать, но ты для нее словно чужой…
Чувствовать себя нелюбимым матерью – больно и обидно. А каково чувствовать себя преданным ею? Лишенным отцовского наследства в результате плана, задуманного и осуществленного матерью? Это означает – после смерти отца лишиться и матери, остаться в одиночестве.
Не завидую я Исаву…
А Ревекка поступила так. Услышав, что Исаак послал Исава на охоту, она позвала Иакова и велела ему как можно быстрее принести двух молодых ягнят из ближайшего стада, быстро приготовила из них кушанье, которое хотелось съесть Исааку, и велела Иакову отнести это блюдо отцу, и сказать, что он – Исав, который пришел с охоты и приготовил любимое блюдо отца. Иаков испугался: «Он не поверит мне! Он – слепой; он не увидит, что это – я, но он ощупает меня; а у меня руки гладкие, а не волосатые, как у моего брата! Он поймет — кто я, и не благословит меня, а проклянет!» «Не бойся, сынок» — сказала Ревекка, — «мы оденем тебя в одежду Исава, а руки и шею обернем кожей козлят: отец пощупает, и поверит, что это волосатые руки и шея Исава. А проклятие твое, если так случится, я беру на себя!»
«Это ты, Исав?» — спросил слепой Исаак, когда Иаков принес ему кушанье. «Да, отец.» «А как это ты так быстро успел вернуться?» «Охота была удачной, отец. Мне не пришлось идти далеко от дома». Исаак ощупал руки сына: «Странно, не пойму я: голос Иакова, а руки – Исава. Но одежда его и руки пахнут полем, как у моего любимого сына.»
И поверил слепой Исаак не слуху своему, а осязанию и обонянию. Поел принесенного кушанья, и благословил Иакова. И спокойно заснул – старый и слабый человек.
А затем вернулся с охоты Исав, приготовил принесенную дичь , разбудил отца и предложил ему кушанье. «Но кто ты?» — спросил Исаак. «Я – Исав, отец». И тогда Исаак, как говорится в священных писаниях, «вострепетал великим трепетом»(а мог бы вообще сразу умереть от инфаркта – интересно, если бы это случилось, проснулась бы совесть у Ревекки?) «Но кто же был тот, кто принес мне кушанье из дичи, кого я благословил и отдал ему все?!» — вскричал Исаак. История умалчивает, догадались ли сразу обманутые отец с сыном, или Ревекка с торжеством объявила, что старый, слепой и глупый муж по ошибке благословил другого сына. Но это даже замечательно – ведь этот другой сын гораздо лучше и достойнее Исава!
И тогда Исав заплакал: «Отец, благослови и меня тоже: ведь не одно благословение у тебя!» «Я все уже отдал твоему брату, и поставил его старшим над тобой, над остальными моими детьми, чадами и домочадцами,» — сказал Исаак – «и ничего у меня не осталось. Будешь ты жить трудами своими: тем, что даст тебе земля, и что даст тебе небо; и будешь жить тем, что даст тебе твой меч… и будешь служить брату своему, которому я отдал все».
Конечно, такое благословение не сделало Исава счастливым. Он ушел расстроенный, в ярости угрожая убить Иакова, укравшего его благословение.
Иакова Ревекка, испуганная угрозой Исава, срочно отправила в Харран, к своему брату Лавану. «Поживи там, сынок, пока утихнет гнев брата твоего, и он забудет, что ты сделал ему. А потом я пошлю за тобой и заберу тебя оттуда». Иаков отправился в Харран, и 24 года служил Лавану – не потому ли он не торопился домой, что не было известия от матери.
Исаак, старый , больной и слепой, умер не так скоро: он прожил до 180-ти лет.
Ревекка осталась без обоих сыновей. Наверное, невеселой была ее жизнь. Интересно, раскаялась ли она в содеянном? Во всяком случае , она умерла рано – до возвращения Иакова.
А что же случилось с Исавом? Двадцать четыре года спустя, когда Иаков возвращался в родные края, он смертельно боялся встретиться с Исавом. К этому времени Исав, как благословил его отец -«трудами своими и своим мечом» — стал богатым человеком, и вышел он встречать Иакова с четырьмя сотнями человек. Иаков послал впереди себя обильные дары брату, а при встрече униженно просил о прощении, называя брата господином, а себя недостойным его рабом.
А Исав при всрече воскликнул: «Как я рад, наконец, тебя видеть, брат! О какой обиде ты говоришь – я уже все давно забыл! Мне не нужны твои богатые дары, у меня всего достаточно, оставь свое – себе.» Иаков, не уверенный в искренности брата, все же постарался избегнуть гостеприимства Исава, и, быстро пройдя землю Эдом, где жил брат, вернулся в Ханаан. Он вернулся как раз вовремя, чтобы похоронить вместе с Исавом своего отца Исаака, который дожил до глубокой старости и умер в возрасте 180-ти лет.
О Ревекке больше ничего не известно, но и этого достаточно. Обеспечив своему любимому сыну получение наследства, она посеяла семена многовековой вражды между двумя родственными народами: израильтянами — потомками Иакова, и эдоминитянами(или идумеями) – потомками Исава.
Два народа продолжительное время враждовали между собой: завоевывали территории врага, уводили пленников, разрушали города, и так продолжалось до 2-го века до нашей эры, когда идумеи были завоеваны и насильственно обращены в иудаизм одним из Иудейских царей. Всего лишь за столетие идумеи стали частью народа Иудеи, и уже в 1-ом веке до нашей эры идумей Ирод стал царем Иудеи. Тот самый Ирод Великий…
Ну, а ученые-атеисты вообще утверждают, что Библия и Талмуд – это не летописи реальных событий, а сборники художественных текстов, легенд и мифов, целью создания которых было объяснить существующее статус-кво: почему той или иной народ живет в этой местности, а не другой; почему тот или иной народ более угоден Богу, а, следовательно, прав в своей завоевательной войне. И никаких Ревекки, Исаака, Иакова и Исава в действительности не было вообще…
P.S. Это мое, очень пристрастное, изложение истории о Ревекке. Более близкий к традиции очень хороший пересказ этой истории можно прочитать здесь.