Что это за праздник – Рош а-Шана? Ликбез для нерелигиозных

Вот и снова, как и каждый год, наступает Рош а-Шана, этот странный праздник, непонятный и непривычный.
Новый Год осенью? Встречали мы уже Новый Год – 2019-й, так давно, что скоро, через три месяца, будем снова встречать – уже новый Новый Год.
Праздник урожая? Почти все мы – потомственные горожане, и «дожинки» или «праздник первого снопа» для нас – экзотика, а не повседневность.
Праздник, день отдыха – это понятно.
Естественно, застолье – как же без него, ведь праздник! И застольные традиции – еврейские, именно для этого праздника – ну, это мы, конечно, знаем:
• Мед на столе; в мед положено сначала обмакнуть кусочек халы; потом сладкое яблоко – чтобы начинающийся год был добрым и сладким.
• Должна быть на столе баранья голова или рыба с головой – «чтобы в этом году мы были в голове, а не в хвосте».
• Блюдо из моркови, порезанной кружочками – чтобы денег, золотых монет у нас всегда было много; не меньше, чем кружочков моркови на тарелке.
• Гранат – чтобы заслуг наших было столько, сколько зернышек граната.
• А еще нельзя во время праздничной трапезы есть острое, соленое и кислое, чтобы не омрачить, не испортить себе год.
• Нельзя есть орехи. Почему? Численное значение(гиматрия) слова «орех» на иврите совпадает с численным значением слова «грех», поэтому воздержимся от орехов.
Вот и все, пожалуй. А какой там год мы будем встречать? 5780-ый. От сотворения мира? Ну, пусть будет от сотворения мира. Ах, не от сотворения мира, а от сотворения человека? Да какая разница – все равно праздник!
Но есть часть людей неравнодушных, любопытных, кому – не все равно. Да, мы – не верующие иудеи, и даже кипу большинство надевает только на кладбище, или на песах – для внуков. И все-таки нужно узнать, что это за праздник такой – Рош а-Шана.


Рош а-Шана в переводе – это все-таки не «новый год»; это «голова года» — начало года, самый первый и самый главный день в году. В этот день происходит Небесный Суд, на котором Господь Бог определяет, кто праведен; кто грешен; а кто – так себе: праведности в нем немного, но и нагрешить он не особо успел. Таких – большинство, и к ним относимся, пожалуй, все мы. Поэтому с этого дня – первого дня Рош а-Шана, начинаются «Дни Трепета» или «Дни Раскаяния» — 10 дней, в течение которых примерным поведением, раскаянием в своих мелких грехах и стремлением к добродетельной жизни можно изменить свою судьбу — добиться более мягкого приговора, поскольку окончательную подпись в книге жизни Бог ставит только в Йом Кипур. После этого изменить приговор невозможно: Бог решил, кому – жить, а кому – умереть.

В эти десять дней религиозные люди молятся, и не просто молятся…

Накануне Рош а-Шана идут в микву, чтобы очиститься физически, а также и духовно, поскольку омовение в микве смывает некоторые виды духовной нечистоты.

Утром в Рош а-Шана идут на кладбище, чтобы помолиться на могилах праведников: присоединить к своему слабому голосу голос праведника, чтобы молитва уж наверняка достигла Небес.

В этот же день снимают с себя обеты и обещания. В иудаизме обетом считается даже легкомысленное обещание самому себе: «С завтрашнего дня начинаю худеть и не буду вообще есть хлеба» или «Никогда больше не буду с тобой разговаривать!». Сказано это было легкомысленно, не задумываясь, а на Небесах все записывается! И обеты снять с себя не так просто: для этого нужно предстать перед тремя взрослыми мужчинами, хотя бы один из которых знает правила проведения этого обряда и может прочесть особую молитву.

Вечером – трапеза, со всеми подобающими этому случаю словами, молитвами… и блюдами, конечно.
Кроме меда и яблок, кроме головы рыбы или барана, есть еще много блюд, вкушение которых имеет символическое значение и сопровождается особым благословением:
1. Лук порей. Съев это, надо произнести: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы недруги наши были отсечены».
2. Свекла. Съев немного свеклы, произносят: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не стало у нас противников».
3. Финики. Съев финик, произносят: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы враги наши исчезли с лица земли».
4. Морковь. Съев немного моркови,говорят: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не было приговора против нас и чтоб заслуги наши были зачитаны пред Тобою».
5. Гранат. Съев зернышки граната, произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы умножились наши заслуги как зерна граната».
6. Голова рыбы (или барана). И, наконец, съев кусочек рыбы, произнесят: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы были мы были во главе, а не в хвосте».
И это еще сокращенный список символических продуктов, указанных в Торе…

Это все происходит в канун Рош а-Шана.

Утром Рош а-Шана, в первый день нового года, идут в синагогу, слушают чтение Торы, после которого необходимо слушать трубление в шофар — ритуальный рог, который делается из загнутого бараньего рога длиной не менее 10 сантиметров. Необходимо выслушать не менее 30 трублений; при этом слушают шофар не только мужчины, но также женщины и дети. А всего трубят в шофар 100 раз. Слушают звуки шофара стоя. Звук шофара символизирует крик души, обращенный к Отцу Небесному с надеждой о милосердии.

После полудня в Рош а-Шана отправляются к водоему, в котором водится рыба. Здесь около воды, следует произнести особую молитву, а также вывернуть и вытрясти над водой карманы, что символизируя связь с Торой, всевидящее око Господа и еще много другого. Если этот обряд не был совершен в первый день Рош а-Шана, его можно провести в любой из десяти последующих.

Рош а-Шана – это праздник, но это праздник особый. Это дни особой близости к Богу, дни веры и надежды на его милосердие, на его прощение, и на спокойную радостную жизнь в новом году. Это – Дни Трепета, Дни Искупления. В эти дни надевают красивую одежду, едят особые и вкусные блюда, поскольку мы – вблизи от Бога. Однако в эти дни не развлекаются, не гуляют, не спят днем, воздерживаются от супружеской близости, даже не курят – судьба наша еще не решена, поэтому следует молиться, читать Тору и возлагать надежды на свое оправдание в божественном суде.

И только в Йом Кипур, наконец, решается судьба не-праведников, выносится приговор и ставится божественная подпись.

Сложно это все, и нет потребности в этом, если нет веры в душе.
Что же остается нам, неверующим, в Рош а-Шана?
Многое.
Пусть мы не отчитываемся за свои грехи пред Богом – мы отчитываемся перед своей совестью. В эти дни, иудейской традицией предназначенные для общения с Богом, стоит пообщаться с собой – со своей совестью, с тем, что мы называем «душа», даже не называя ее «божественной душой».
Это время задуматься: для чего мы живем, и правильно ли живем?
Той ли дорогой идем, или нужно искать другую?
Виновны ли мы в чем-то перед другими, или перед самими собой?
Не всегда у нас есть время остановиться, задуматься об этом.
Сейчас настало это время.