Стоит ли плавать круизными лайнерами Мано Сапанут?
Сначала нужно уточнить: КРУИЗНЫХ СУДОВ, а точнее, лайнеров, как их называет Мано во множественном числе, просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Когда-то их было три, но на данный момент Мано Сапанут(Mano Maritime) обеспечивает все расписание круизов на сезон 2015 года, используя ОДНО-ЕДИНСТВЕННОЕ СУДНО — «GOLDEN IRIS».
Это судно, построенное в Дании 1977 году, и реконструированное в 2006 году, используется с максимальной интенсивностью: оно прибывает в порт Хайфа по окончании каждого круиза в 8.00, а уже в 13.00 отправляется в следующий круиз. Если возникнут какие-то неполадки и неисправности, команда должна справится с ними самостоятельно в пути, или за пять часов стоянки в Хайфе, или при стоянке в иностранном порту(причем, вероятно, в небольших портах греческих островов, к которым чаще всего направляется «Golden Iris», не всегда можно обеспечить ремонт судна в случае необходимости).
Однако, сейчас, по возвращении из двухнедельного круиза, я должна сказать следующее в защиту круизов Мано Сапанут:
Круизное судно «Golden Iris», принадлежащее израильской фирме Мано, плавающее под панамским флагом, под управлением почти на 100% одесской команды, благополучно и без происшествий прошло по всему круизному маршруту и вернулось в порт Хайфа.
Пассажиры, которых очень усиленно кормили во время круиза, поправились за две недели в среднем на 4 кг каждый.
Мы побывали на Крите – в Хании и Агиос Николаос, на Мальте, в Италии – в Ливорно, Чивитавеккья и Неаполе, в Сицилии – в Катании. Каждый имел возможность с автобусной экскурсией побывать в Риме, Пизе, Флоренции, Сорренто, Помпеях, на Этне, в Таормине, горах Крита, Валетте и Мдине.
Желающие побродить по итальянским магазинам и греческим базарчикам имели возможность приобрести все, что было им нужно.
Дирекция круиза сделала все возможное, чтобы вечера на корабле никому не показались скучными, подготовив изумительные концертные программы. Две недели круиза были наполнены впечатлениями и надолго запомнятся всем.
Стоимость круизной путевки сравнительно невелика, учитывая, что во время круиза пассажиры получают трехразовое питание(правда, за экскурсии дополнительно нужно заплатить впоследствии сумму, равную почти половине стоимости круизного билета).
Удобно, что, поскольку судно отправляется из Хайфы, для жителей Израиля выпадает одно или даже два звена утомительного путешествия с погрузкой-выгрузкой чемоданов по сравнению с началом круиза, например, в Италии.
Спасибо круизной кампании Мано Сапанут!
Однако стоит перечислить все плюсы и минусы путешествия на «Golden Iris»; минусов много – судите сами, уравновешиваются ли они плюсами.
1. ОПОЗДАНИЯ В КАЖДЫЙ ПОРТ на пути следования. Конечно, выбирая морской круиз, мы все рассчитываем на спокойную жизнь на корабле: отдохнуть, выспаться, побездельничать и полениться немного никому не вредно при нашем напряженном темпе жизни. Однако главная цель – увидеть новые земли, острова, страны и города. Но время пребывания на берегу каждый раз сокращалось по сравнению с тем, что было обещано при покупке билетов!
«Golden Iris», при хорошей погоде и спокойном море, опаздывая в каждый порт приблизительно часа на два, иногда и три, никак не стремился нагнать опоздание. Экскурсии сокращались, мы проводили на берегу меньше запланированного времени, у кого-то ломались личные планы…
Пассажирам говорили, что если судно пойдет быстрее, будет сильная качка и наши страдания от морской болезни будут неимоверны. Однако, к моему великому удивлению, в последний день корабль спокойно, без особых усилий(и без качки!), незаметно для пассажиров, нагнал опоздание, и пришел в родной порт Хайфа даже на полчаса раньше назначенного времени – в 7.30.
Создалось впечатление, что, если в первый раз опоздание было случайным(в первом же порту большая группа пассажиров вернулась на судно на два часа позже назначенного времени, задержав отплытие корабля), впоследствии опоздание с прибытием в каждый порт оказалось выгодным для Мано, и поэтому экипаж судна получил инструкции от судоходства в течение всего круиза не придерживаться намеченного графика.
2. СОКРАЩЕНИЕ СТОЯНОК В ПОРТАХ явно было выгодно Мано Сапанут, так как в стоимость многих экскурсий была включена стоимость обеда в каком-либо городском ресторане на берегу. Вместо этого пассажирам объявляли, что для того, чтобы выполнить всю программу экскурсии, посетить все намеченные места в условиях дефицита времени, решено «пожертвовать обедом» на берегу; вместо этого отправляющимся в экскурсию будет предоставлен ранний обед на корабле(приблизительно с 11.30… после завтрака в 7.00-9.00) и поздний ужин(в разные дни — 19.30-21.00). При этом затраты Мано на обед на судне совершенно очевидно были меньше стоимости обеда в ресторане на берегу во время экскурсий; разница в стоимости пассажирам не возмещалась.
3. ОЧЕРЕДИ НА ВЫХОД. Каждый выход на берег по прибытии в порт превращается в столпотворение, длительное утомительное ожидание на лестницах и в коридорах. При наличии на корабле минимум трех выходов, пассажиров выпускают только через один, а количество пассажиров на «Golden Iris» — около тысячи человек.
Единственный раз, когда пассажиров выпускали на берег через выход не на второй, а на шестой палубе, причем не с носовой, а с кормовой части, администрация забыла или не сочла нужным уведомить пассажиров об изменениях, и сотни людей бессмысленно стояли у закрытого выхода на второй палубе. В Неаполе, когда для выхода в город нужно было пройти через большое здание морского вокзала, никто не проинструктировал пассажиров, в каком направлении следует идти к экскурсионным автобусам, и многие растерянно метались по незнакомому зданию, не находя выхода. Вследствие неорганизованности выхода пассажиров на берег, экскурсионные автобусы, ожидающие на берегу, отправляются на экскурсию с опозданием, иногда очень значительным.
4. ЭКСКУРСИИ, которые предоставляются пассажирам «Golden Iris» интересны и организованы хорошо… однако, предлагая дальние автобусные экскурсии(выгодные для Мано), пассажирам не дают времени ознакомиться с портом, в котором стоит судно. Так, в Неаполе во время непродолжительной остановки были организованы две, безусловно, интересные экскурсии – можно было выбрать Сорренто или Помпеи, но времени увидеть сам Неаполь не было! На Сицилии экскурсия предусматривала посещение вулкана Этна и чудесного курортного городка Таормина, но мы совершенно не видели Катанию, в порту которой стояло судно – а, как оказалось, это город красивый и необычный.
5. ПИТАНИЕ. На «Golden Iris» работает два ресторана, обеспечивающие трехразовое очень обильное и разнообразное питание: великое множество салатов, гарниров, молочных, мясных и рыбных блюд, супы, фрукты, овощи, пирожные… Все было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство, известное всем, кто когда-либо плавал на кораблях Мано Сапанут: во время круизов пассажиров кормят очень обильно… но пить не дают!
Утром во время завтрака на столах есть напиток, по вкусу напоминающий разбавленный апельсиновый сок; можно выпить по выбору чай или кофе… но в обед и ужин на столах только вода, причем она на корабле не слишком приятна на вкус. Естественно, что после обильной пищи пассажирам очень хочется пить… и вот здесь наступает праздник для Мано Сапанут!
На борт круизного судна запрещено проносить любые жидкости(за этим строго следит охрана); в каютах запрещено пользование электроприборами(то бишь чайниками и кипятильниками); в магазине дьюти фри безалкогольных напитков нет.
Какой выбор в этих условиях предоставлен пассажирам, которых мучит жажда? Только выбор между различными барами на «Golden Iris». В этих барах стоимость бутылки минеральной воды объемом 1,5 литра – 3 евро; чашка кофе – 3 евро, чая – 2,5 евро.
6. КАРТОЧКА ПАССАЖИРА СУДНА «GOLDEN IRIS» ОДНОВРЕМЕННО ЯВЛЯЕТСЯ КРЕДИТНОЙ КАРТОЧКОЙ; никакая валюта на судне не имеет хождения: оплачивать экскурсии, дополнительные заказы питания и напитки можно только посредством этой карточки. Заказываешь чашечку кофе, отдаешь карточку… и деньги очень незаметно слетают и слетают с карточки… Чек при каждом заказе обязательно выдается, но скажите: кто из нас во время отдыха собирает чеки за каждую чашку кофе? Только при расставании с «Golden Iris» выдается остаток денег на кредитке, и только тогда обнаруживается, что незаметно была растрачена порядочная сумма…
7. ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРНЕТА. На «Golden Iris» есть комната, оборудованная четырьмя компьютерами, на двери которой написано: «Интернет-кафе», но на компьютерных столах лежат таблички – «Не работает». Явление это не временное; работники информационного центра спокойно отвечают, что интернет есть только в бухгалтерии, но не в интернет-кафе. Можно за три евро купить один час Wi-Fi, но при этом предупреждают, что Wi-Fi есть только в одном месте на судне – в баре на корме шестой палубы, причем только тогда, когда корабль входит в зону приема спутника; но когда он войдет в эту зону, вам не могут сообщить. Но невозможно же в этом баре сидеть круглосуточно!
8. ОЧЕНЬ ДОРОГАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ. По прибытии на судно вас никто не предупреждает об этом, и только лишь, когда вы обнаружите это сами, вы получаете ответ: «Ах, извините, мы забыли вам сообщить, что на борту судна лучше не пользоваться телефоном». Почему? Естественно, в открытом море нет другой антенны, кроме антенны «Golden Iris», которая отправляет сигнал на спутник и обратно: конечно, это должно стоить дороже, но на «Golden Iris» минута разговора стоит 60 шекелей. Но это еще не все! Вы находитесь на берегу в Италии, довольно далеко от судна; у вас и вашего спутника есть приобретенные в Италии СИМ-карты для разговоров внутри Италии; где-то поблизости, безусловно, есть и итальянская антенна сотовой связи. Но вы уже «засветили» свой итальянский номер, поговорив один раз на борту «Golden Iris», и система связи корабля отлавливает ваш телефон на берегу и подключает на себя. Вы находитесь на берегу в 100 метрах друг от друга, а сигнал с вашего телефона идет на «Golden Iris», затем на спутник, затем снова на «Golden Iris», и затем на телефон вашего абонента… и все это по цене 1, 5 евро в минуту.
9. БАССЕЙН И СОЛЯРИЙ. Поскольку круиз проходил в октябре, особого ажиотажа около бассейна не было; в первый день круиза бассейн даже не был заполнен водой; в последующие дни в бассейне можно было видеть одновременно не более одного-двух человек; а вот людей, желающих позагорать или просто погреться на солнышке в солярии много, трудно даже найти свободное место. Рядом с бассейном – бар.
10. РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА БОРТУ КОРАБЛЯ. На судне было огромное количество мероприятий, на любой вкус: лекции, кинофильмы, дискотеки, игры, йога, обучение складыванию фигур из полотенец и танцам… Естественно, на борту корабля есть казино. Каждый вечер дважды(для пассажиров, ужинающих в первую и во вторую смену) — концерт интернациональной шоу-группы. Эти концерты, по моему мнению — единственное, что было БЕЗУСЛОВНО ХОРОШО во время нашего круиза. Интересная, разнообразная программа, из которой только два лучших концерта повторялись дважды в течение круиза. Великолепные артисты, великолепные программы, великолепные костюмы! Незабываемые шоу «Ностальгия», «Евровидение», «Африка», мюзикл «Чикаго». Великолепны все: танцевальная группа – Юля, Катя, Оля и секс-символ судна «Golden Iris» танцор, а в прошлом — силовой акробат Паша; солистка группы Женя, кроме отличного голоса и артистичности, обладающая ростом и внешностью, доказывающими, что далеко еще не перевелись гарни дивчины в Украйне; Майкл Кобрин – замечательный голос, невероятная элегантность… виртуозное владение гитарой и совсем другой, скромный образ в сольном гитарном концерте; Гила Асор в роли Велмы; очень хорошая музыкальная группа сопровождения Олег, Коста и Илья; чудесный греческий певец Киро с народным греческим же инструментом-бузуки… Вечерние концерты-шоу были настолько хороши, что в зале, где они проходили, не хватало мест: места занимались заранее для друзей и знакомых, многие оставались после концерта для первой смены посмотреть шоу и во второй раз.
11. ЗАВЕРШЕНИЕ КРУИЗА И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПОРТ ХАЙФА. Наконец, «Golden Iris» возвращается к родным берегам и наступает последнее утро круиза. Вы думаете, что вы еще пассажиры? Ошибаетесь: вы уже отработанный материал. Все экскурсии оплачены, чаевые оставлены, денег на кредитках нет, и вас уже невозможно раскрутить даже на чашку кофе или бутылку минеральной воды. Вы уже никому не нужны, поскольку с вас получить нечего. На корабле полным ходом идет подготовка к следующему круизу, который начнется через несколько часов. Вам предоставляется очень ранний, скромный и непродолжительный завтрак с 6.00 до 7.00, без разделения на смены, одновременно для всей тысячи пассажиров в ресторане, где обычно садилось за столы в два раза меньше пассажиров. Каюту нужно освободить до 6.45, и здесь возникают сложности: багаж нужно было подготовить и выставить за дверь каюты накануне вечером до 24.00, но у всех остается что-то необходимое – то, что обычно называется ручной кладью, и хранить эти вещи во время завтрака негде. Затем начинается двух-трехчасовое ожидание выхода с корабля: тысяча человек, заполнившие лестницы, коридоры, бары, где хотя бы можно сидеть… один открытый туалет на всю тысячу пассажиров. «Golden Iris» прибыл в Хайфу в 7.30, но сначала выгружают багаж – долго, через один выход. Открывается еще два выхода(в этот момент их работает три), но через эти выходы сгружается белье, которое отправляют в стирку, что-то еще, необходимое для следующего круиза. Трудно сказать, во сколько, наконец, начинают выпускать на берег прибывших из круиза пассажиров – опять-таки, очень медленно, через один выход из трех! — но последние, не желающие толкаться в очереди и получать нечаянные тумаки, сходят на берег приблизительно в 10.00-10.30. А очень многим еще предстоит добираться до Иерусалима, Ашкелона, Беер-Шевы…
С этого пункта, конечно, стоило бы начать, но уж очень не хотелось, чтобы сразу не запугать всех, желающих отправиться в круиз:
12.БЕЗОПАСНОСТЬ. Пароходство Мано использует в течение всего длинного сезона одно, последнее оставшееся из трех, круизное судно. При такой интенсивной эксплуатации далеко не нового корабля вполне возможны всякие неожиданности, поломки, мелкие и крупные. Хотелось бы, чтобы это произошло не в открытом море… Но вдруг?! На «Golden Iris», вмещающем 1000 пассажиров и почти триста человек экипажа и обслуживающего персонала, очень малое количество спасательных шлюпок – 10 или 12. Каждая шлюпка, на мой взгляд, может вместить не более 40-50 человек. Остальные должны размещаться на спасательных плотах, которые складированы для хранения в разобранном… или собранном, но явно не готовом для использования виде. Значит, в момент возможной катастрофы их должны собрать и спустить на воду члены команды, которые знают, как это делается; пассажиры это сделать не могут. Вспоминая гибель «Титаника», как-то неуютно становится: там в момент катастрофы каждый думал только о себе… Что касается индивидуальных спасательных средств, то во время учебной тревоги, которая проводилась в первый день круиза, выяснилось, что оба спасательных жилета в нашей каюте не совсем исправны: на одном не работала сигнальная лампочка, на другом – свисток, которым рекомендуется подавать сигнал. С такими спасательными жилетами привлечь к себе внимание, попав в воду, было бы нелегко.
Но все же, общее впечатление: морской круиз – это очень хорошо. Я бы отправилась в круиз снова… Однако – я бы выбрала не «Golden Iris»…
Этот круиз состоялся несколько лет назад. С 2019 года у «Мано сапанут» новый круизный лайнер. Как обстоит дело сейчас? Читайте здесь — Стоит ли плавать круизными лайнерами Мано Сапанут? Часть 2. Четыре года спустя и новый лайнер «Crown Iris».