Танго без купюр

Приходилось мне слышать, что когда-то танго считалось неприличным танцем…
Танго?!
Этот спокойный, чинный танец, который на танцплощадках и дискотеках советского и постсоветского пространства и танцевать-то можно было, совсем не умея танцевать: достаточно партнерам обнять друг друга одной рукой за талию, другой за плечо, и можно размеренно качаться на месте хоть весь танец, не сдвинувшись с места ни на пол-метра!
Танго, одобренный и разрешенный всеми партийными, комсомольскими и профсоюзными работниками даже тех самых застойных времен, когда борьба с узкими или широкими брюками, короткими юбками и длинными волосами была в разгаре, а рок-н-ролл и буги-вуги преследовались как агенты американского империализма, цель которых — растлить самую лучшую в мире молодежь и подорвать устои нашей страны…
Ну конечно, были еще клубы любителей бальных танцев, где танго выглядело чуть-чуть более замысловато и немного красивее, была знаменитая «Кумпарсита» в исполнении танцоров на льду.
Красивая мелодия, красивое исполнение… но за что когда-то запрещали аргентинское танго?

Но наконец я увидела НАСТОЯЩЕЕ аргентинское танго! И я поняла, ПОЧЕМУ этот танец считался неприличным…

Отправляясь на концерт » Театр танго Густаво Руссо» я ожидала красивого зрелища, но не ожидала открытия.

Но вот оно: то самое, чего не было никогда в приглаженных «танго» советских танцплощадок и дискотек, нет в приглаженных «салонных» и «бальных» версиях этого танца; те движения, за которые этот танец называют «сексуальным», «танцем соблазнения», «танцем страсти»:

мужчина, танцуя, продвигает свою ногу между ног партнерши;
женщина, глядя ему в глаза и улыбаясь, проделывет то же самое, делая шаг и оказываясь между его ног;
а вот они оба по очереди проделывают это с большой скоростью, их ноги переплетаются, и при этом тела их очень близко друг от друга…
а вот партнерша присаживается на отставленное мужчиной бедро… какое-то короткое мгновение, лежа на его колене, запрокидывает голову, и все также улыбается, призывно глядя ему в глаза…
Как они еще могут танцевать… при нормальном развитии событий, не на сцене, у партнеров давно бы появилось желание уединиться и начать срывать друг с друга одежду!..
И все это под великолепную мелодию, под четкий ритм танго…

Жаль, не удалось сфотографировать ни одно из таких движений: слишком быстро движутся танцоры, слишком быстро меняются позы.

Стало понятно, почему когда-то Папа Римский и кайзер Германии Вильгельм наложили запрет на танго, а английская королева заявила, что отказывается танцевать «это»; почему танго было запрещено танцевать австрийским офицерам, в гимназиях, в институтах благородных девиц и на праздничных светских балах. В России в 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведениях России само упоминание о «вошедшем в большое распространение танце под названием Танго».

Однако людям хотелось танцевать новый танец, и в целях соблюдения благопристойности и приличия из танго были изъяты все «сомнительные» и «неприличные» элементы. И уже в том же 1914 году некто Бонч-Томашевский уверял, что танго — очень благопристойный и вполне невинный танец:

«Танго открыло нам возможность иной ритмизации.
Танго дало возможность прекрасного преображения в пределах тех ресурсов, которыми мы обладаем.
Танго требует стабильной мимики, максимальной неподвижности тела.
До сих пор в пляску неизменно включались бег, прыжки, подпрыгивания, — вообще все, что выводило тело из его сдержанного состояния, и потому салонная пляска так разошлась со стилем нашего века, поэтому никакие ухищрения танцмейстеров не могли заставить плясать сдержанных людей. Танго первым уничтожил эту преграду.
Танго основан только на ритмическом ходе. Только простое, плавное, сдержанное движение, ритмизуемое периодическими остановками, легким приподниманием на носки.
Все дело только в опоэтизированной прогулке, в которой напряжен каждый мускул, и где мерный ход гипнотизирует послушное тело.
Теперь могут танцевать все, даже тот, кто до сих пор тоскливо стоял у стен, ибо ему стыдно было «прыгать козлом» по залу.
Танго есть новый хоровод XX века.

Внешне танго в тысячу раз целомудреннее всех прежних танцев, ибо в танго кавалер едва касается дамы оборотом ладони, в то время как те танцы требуют крепкого объятия, ибо
все переходы и все «па» танго, если только они не танцуются с подчеркнутой чувственностью, не допускают даже встречи ног партнеров, ибо все они суть только преддверие того чувства, которое наглядно изображают все наши нравственные танцы.» (Бонч-Томашевский, «Книга о танго»)

А вот и иллюстрации, изображающие этот очень благопристойный танец:

Не удивительно, что будучи знакомы с бледной копией этого танца, люди в конце 20 — начале 21 века уже и заподозрить не могли, какой сексуальностью и чувственностью пропитан оригинал!
Спасибо Густаво Руссо, открывшему для меня настоящее аргентинское танго… а, может быть, и не только для меня!