Жизнь женщины. Рассказывают куклы
Это было давно: в 2009 году. Тогда, на рубеже нулевых и десятых годов в Хайфе ежегодно проходили выставки кукол. Каждая выставка была праздником, наполненным весельем, буйством красок и фантазии; праздником как для творцов, так и для посетителей. Каждый год выставка была посвящена какой-то определенной теме, и куклы-экспонаты должны были отображать эту тему. Тема была общей, а куклы были разные — в зависимости от фантазии их создателей. Однако все куклы были красивыми; многие из них были настоящими произведениями искусства. Темой выставки 2009 года было «Сюрреализм – между вымыслом и реальностью». Был и сюрреализм, была и реальность, было много разных кукол. Экспонатов было так много, выбор так велик, что у меня сам собой сложился рассказ в фотографиях совсем на другую тему: кукольный спектакль под названием «Жизнь женщины».
Пролог произносится Гамлетом. Что он говорит? «Бедный Йорик?»
Нет, пожалуй: в данном случае все же уместнее знаменитое : «Быть или не быть?» «Быть» — решает Женская Душа. «Быть, — красивой, любимой, мудрой, доброй…»
На сцену выступает Великий Кукольник, дарующий жизнь в этом большом кукольном театре, где все мы – актеры. И вот рождается Женщина.
Опустим сейчас памперсы, соски, песочницу… Пробуждение женственности – вот она, Маленькая Женщина, за исконно женским занятием – перед зеркалом. Мечты, мечты…
Когда, наконец, она дорастет до этих туфель на высоком каблуке, до этого вечернего платья?
Все приходит в свое время. Юная Женщина в расцвете красоты.
В голове – ни одной трезвой мысли: любовь, любовь, любовь… Душа парит в облаках.
И вот, наконец, она – невеста.
Первый семейный портрет.
А вот и новое действующее лицо – ее Ребенок.
Счастливая Молодая Мать.
А годы идут; и облака мечтаний рассеиваются; и Женщина падает на грешную землю. Ох! Вот Он, ее обожаемый супруг – где-то на полпути между телевизором и холодильником. И это – Он?! Боже!
Дочь. Разве это ее дочь? Что-то странное выросло из ее Ребенка: эти туфли, эти чулки, эти волосы дыбом… Да, другое поколение.
Устала. Хоть немного отдохнуть…
Но разве Настоящая Женщина так быстро выходит из игры? Вот она: еще стройна, еще красива. Ноги от зубов, волосы до колен.
Вот только лицо, если удастся его рассмотреть под этой копной черных волос – это лицо уже не юной Женщины. Что в нем — усталость, разочарование, может быть, даже отчаяние… Или это просто злость по поводу этих модных, но таких неудобных туфель?
Женщина Без Возраста. Прекрасная женщина. Прекрасный макияж. Прекрасное платье. Пусть завидуют! Черт знает, сколько ей лет; черт знает, какой уже Он по счету в ее жизни; черт знает, зачем Он вообще ей нужен…
Это?
Это она же – по утрам. Нужно причесаться, сделать лицо, сделать себя.
Ну вот, сейчас уже лучше.
Годы бегут. Уже не хочется так часто заглядывать в зеркало. Воспоминания разложены по полочкам, по ящичкам, и тикают часы уходящей жизни.
Еще не такая, нет.
Но уже такая.
Но уже скоро, скоро… « Скоро уж из ласточек – в колдуньи…» Как жаль…
А как бабушке
Помирать, помирать, —
Стали голуби
Ворковать, ворковать.
«Что ты, старая,
Так лихуешься?»
А она в ответ:
«Что воркуете?»
— «А воркуем мы
Про твою весну!»
— «А лихуюсь я,
Что идти ко сну,
Что навек засну
Сном закованным —
Я, бессонная,
Я, фартовая!
Что луга мои яицкие не скошены,
Жемчуга мои бурмицкие не сношены,
Что леса мои волынские не срублены,
На Руси не все мальчишки перелюблены!»
А как бабушке
Отходить, отходить, —
Стали голуби
В окно крыльями бить.
«Что уж страшен так,
Бабка, голос твой?»
— «Не хочу отдать
Девкам — мо́лодцев».
— «Нагулялась ты, —
Пора знать и стыд!»
— «Этой малостью
Разве будешь сыт?
Что над тем костром
Я — холодная,
Что за тем столом
Я — голодная».
А как бабушку
Понесли, понесли, —
Все-то голуби
Полегли, полегли:
Книзу — крылышком,
Кверху — лапочкой…
— Помолитесь, внучки юные, за бабушку!
Марина Цветаева.
« Скоро уж из ласточек – в колдуньи…»