Скорая медицинская помощь в Израиле

«Cкорая медицинская помощь» в Израиле означает совсем не то, к чему привыкли приезжающие в Израиль репатрианты. Пожилые люди, приехав сюда, и увидев на улицах бешено мчащийся амбуланс с включенной сиреной, облегченно вздыхают: «Есть, есть здесь скорая помощь!»

Следующий этап – выяснить телефон. Это просто: номер вызова скорой помощи в Израиле – 101. И вот уже пожилой человек, у которого, возможно, не слишком серьезная на этот момент проблема, вызывает «скорую помощь», ожидая приезда доброй докторши, которая прослушает его сердце и легкие стетоскопом, измерит давление, даст таблетку или сделает «укольчик», авторитетно скажет: «Ничего серьезного!» и уедет, оставив успокоенного пациента.

Однако израильский амбуланс не привозит добрую докторшу. В Израиле существует порядок, согласно которому любое лечение должно осуществляться только после серьезного обследования в больничных условиях под надзором квалифицированного персонала.

Амбуланс(«МАген Давид Адом» – МАДА) прибывает очень быстро, в течение 3-5, максимум — 10 минут после вызова; его основной задачей является максимально скорая доставка пациента в больницу.
На вызов в большинстве случаев отправляется амбуланс первого уровня – белый. В бригаду из двух-трех медицинских работников, приезжающих по вызову, не входит врач. Квалификация сотрудников обеспечена краткосрочными медицинскими курсами по оказанию скорой помощи и находится где-то на уровне фельдшера. Задача медицинских работников такой бригады — понять, насколько серьезно положение пациента; в зависимости от этого или самостоятельно доставить больного в больницу, или, в тяжелых случаях, если есть угроза жизни пациента, вызвать бригаду интенсивной терапии.
При доставке больного или в ожидании бригады интенсивной терапии медики скорой помощи первого уровня могут проводить реанимационные мероприятия; для этого амбуланс имеет необходимое оснащение: баллон с кислородом, дефибриллятор и др.
Задача амбуланса – как можно скорее доставить пациента в больницу, поэтому эти машины иногда могут нарушать правила уличного движения, проезжать по закрытым частным территориям и т.п.

Если есть прямая угроза жизни пациента и сомнение, что в этом состоянии он сможет перенести транспортировку, медики обычного амбуланса вызывают бригаду интенсивной терапии. Такая бригада называется «Атан»; это амбуланс желтого цвета или просто с желтой полосой. В составе такой бригады – парамедик, «продвинутый медик» и один-два обычных, то есть имеющих за душой краткосрочные медицинские курсы. Главный специалист в это бригаде – парамедик, специалист в области интенсивной медицины. Его образование и навыки позволяют ему оказывать квалифицированную экстренную медицинскую помощь и в доме пациента с обширным инфарктом миокарда; и раненому, зажатому в ДТП под проливным дождем; и обожженному солдату в танке на поле боя; и астматику с приступом в приемном покое; и младенцу с застрявшей в горле монеткой; и роженице в такси, не успевшей в роддом…
Основная задача желтого амбуланса — это стабилизация пациента и его эвакуация, то есть доставка в больницу. Оснащение машины – соответствующее задаче. Выезжать желтый амбуланс может не только повызовубригады низшего уровня, но иногда и в тех случаях, когда диспетчер скорой, принимающий вызов, по названным симптомам определил случай, как очень тяжелый.

Если необходимо оказать срочную медицинскую помощь человеку, оказавшемуся в труднодоступном районе страны, используются вертолетные бригады. В составе такой бригады — пилот и два опытных парамедика. Медицинское оснащение вертолетной бригады аналогично оснащению амбуланса интенсивной терапии.

Иногда приходится видеть медика «скорой помощи» на мотоцикле. Это –добровольная скорая помощь, которую осуществляют волонтеры, закончившие базовый медицинский курс. Они являются «линией первого реагирования» в закрытых сообществах — таких, как религиозные кварталы или арабские поселения, где люди привыкли обращаться к «своим». Такая скорая помощь существует за счет пожертвований своей общины, где волонтеры-медики получают мотоциклы и необходимое снаряжение. В случае необходимости, зафиксированной таким медиком, вызывается обычный амбуланс(МАДА).
Кроме этого, по непроверенным мной сведениям, «скорую помощь на мотоцикле» может вызвать любой человек по телефону *1221. Если скорая «МАДА» приезжает обычно за 5-10 минут (но может и больше, если не прорвалась через пробки), то *1221 приезжает в среднем за 3 минуты. Любой вызов в *1221 обязан быть по уставу НЕМЕДЛЕННО обслужен. Стоимость такого вызова мне неизвестна.

Итак, все замечательно: вас доставили в больницу и спасли, вылечили, купировали приступ… А после этого наступает время платить.
Оплата за услуги приемного покоя больницы начисляется отдельно. Когда нужно оплачивать эти услуги, и когда не нужно, можно почитать здесь.
Услуги собственно амбуланса стоят дорого.
Для справки:
«Вызов обычной бригады скорой помощи в течение дня стоит 397 шекелей за расстояние до 20 километров. Вызов бригады реанимации и интенсивной терапии стоит уже 798 шекелей. Стоимость вызова в ночное время или в выходные дни увеличивается до 474 и 951 шекеля соответственно. Чем дальше больной находится от приемного покоя больницы, тем дороже стоит вызов, и его стоимость может достичь 2 тысяч шекелей. В случае госпитализации вызов оплачивается больничной кассой, в случае вызова бригады реанимации и интенсивной терапии больничная касса оплачивает 50%.»
Источник

Чек, выписанный работниками амбуланса, который доставил вас в больницу, следует предъявить в больничную кассу, в которой вы застрахованы. Перевозка пациента амбулансом оплачивается больничной кассой(иногда – больницей) в следующих случаях:

  • Госпитализация в общей больнице – пациент, доставленный на обычной машине скорой помощи или на машине экстренной помощи («Наедет типуль нимрац»), и в последствие госпитализированный в общей больнице, вправе получить финансирование за перевозку от своей больничной кассы.
  • Доставка в больницу на машине экстренной помощи без последующей госпитализации– пациент, который был доставлен в больницу на машине экстренной помощи но без дальнейшей госпитализации, вправе получить участие больничной кассы в размере 50% (пациент, который был доставлен в больницу на обычной машине скорой помощи без последующей госпитализации не получает финансирования).
  • Доставка из приемного покоя одной больницы в другую ;
  • Доставка из одной больницы в другую – в случае, если медперсонал больницы решает перевести госпитализированного в ней пациента в другую общую больницу;
  • Пострадавший в ДТП – больничная касса пострадавшего полностью финансирует доставку пациента в больницу на машине скорой помощи;Перевозка в центр реабилитации(после госпитализации) или в учреждение сложного ухода (Сиуд муркав);
  • Доставка из гериатрического учреждения в больницу .
    Подробнее здесь 

Итак, в случае напрасной тревоги вызов скорой помощи может обойтись очень дорого. Кстати, если амбуланс уже прибыл по вызову, а пациент не хочет ехать в больницу, за вызов амбуланса все равно придется оплатить полную сумму. Поэтому в Израиле есть несколько альтернативных вариантов – может быть, не очень скорой, но неотложной помощи.

  1. Стандартные часы работы клиник больничных касс: в будние дни с 8:00 и до 19:00, в пятницу и накануне праздника с 8:00 до 12:00.  В нерабочие часы с вопросами можно обращаться в телефонные информационные центры больничных касс:
    Больничная касса «Клалит»* 2700
    Больничная касса «Маккаби» — * 3555
    Больничная касса «Меухедет»* 3833
    Больничная касса «Леумит»1-700-507-507
    В дневные часы по этим телефонам осуществляется запись к врачам-специалистам и на обследования, а после окончания работы поликлиник они сообщают адрес ближайшей ночной поликлиники, куда можно обратиться. В этих поликлиниках в ночное время работает дежурный врач и медсестра; здесь могут оценить ваше состояние и выписать рецепт, или же дать направление в больницу, Это направление имеет такую же силу, как направление семейного врача. Однако за услуги ночной поликлиники необходимо заплатить сравнительно небольшую сумму здесь же на месте.
  2.  Возможен визит врача больничной кассы на дом, в этом случае прибывает врач из компаний частной медицинской помощи, с которой у больничной кассы, к которой относится пациент, заключен договор.
  3. Кроме того, сайт Министерства здравоохранения сообщает, что направление в больницу, в случае отсутствия в месте проживания пациента ночной поликлиники и невозможности прибытия врача на дом, может быть выдано телефонным информационным центром больничной кассы(см. список выше). В этом случае пациенту сообщается номер направления, который он должен сообщить в больнице.
    Подробнее здесь.
  4. Возможно самостоятельное обращение в приемный покой больницы. Медицинские услуги, предоставляемые в приемном покое больницы, оплачиваются в соответствии с тарифами Министерства здравоохранения.
  5. В Израиле есть частные фирмы, оказывающие первую медицинскую помощь, такие, как Яд ле-Ахлама, Натали, Бикур Рофе и другие. Эти фирмы оказывают услуги, близкие к услугам российской «скорой помощи»: в течение часа-двух на дом прибывает та самая добрая докторша, очень часто даже говорящая по-русски, которая без спешки поговорит с пациентом, измерит ему давление, здесь же на месте сделает простейший анализ, электрокардиограмму, выдаст несколько таблеток – «на сейчас» и «на потом», и даже, возможно, сделает вожделенный «укольчик». Если врач посчитает состояние пациента действительно тяжелым, она выпишет направление в приемный покой больницы и вызовет амбуланс для транспортировки пациента. Эти же фирмы могут устанавливать телефон с «тревожной кнопкой» и выдавать наручный браслет с такой кнопкой. В этом случае пациент, где бы он ни находился, может, нажав эту кнопку, вызвать врача скорой помощи.
    Услуги такой фирмы могут быть очень полезны для одиноких пожилых пациентов, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями.
    Оплата за услуги такой фирмы скорой помощи может быть различной, в зависимости от того, на каких условиях заключен договор об обслуживании этого конкретного пациента. Ежемесячная абонентская плата может быть невысокой, но при этом нужно доплачивать за каждый вызов врача; при более высокой абонентской плате вызов дополнительно оплачивать не нужно.