Красавица и умница Хеди Ламарр. Часть 3. Что осталось за кадром
Начало:
«Часть 1. Бурное начало карьеры» можно прочитать здесь
«Часть 2. История ее гениального изобретения» можно прочитать здесь
Хеди Ламарр не сумела стать яркой голливудской звездой первой величины.
Ей не удалось также стать и интеллектуальной звездой — известным ученым, изобретателем.
Издавна считалось, что женщина может и должна себя реализовать в традиционной, самой природой предназначенной ей области, и быть счастлива этим.
Удалось ли Хеди Ламарр быть счастливой в личной жизни? Очевидно, Хеди Ламарр счастлива не была.
Эта женщина сделала много глупостей в своей жизни; в ее оправдание можно лишь сказать, что все мы, женщины, таковы: хотим — как лучше, а получается – как всегда. Хеди Ламарр была замужем шесть раз: шесть мужей – шесть разводов.
Первым ее мужем был, как мы знаем, австрийский промышленник и миллионер Франц(Фридрих Мандл); вторым – голливудский продюссер и сценарист Джин Марки; третьим – английский актер Джон Лодер; четвертым – швейцарский музыкант, а к моменту брака – хозяин ночного клуба в Акапулько Тедди Штауфер; пятым – техасский нефтяной миллионер Говард Ли; и, наконец, шестым – адвокат Льюис Боулс. Только один из браков продержался 7 лет; остальные заканчивались гораздо раньше: четыре года, два года, 9 месяцев. Даже в далеком Советском Союзе из-за этой брачной чехарды Хеди Ламарр упоминали как яркий образец скандального и развращенного Голливуда.
В одном неудачном замужестве можно винить супруга, и это будет понято и принято обществом, как это было, когда Хеди сбежала от «тирана и фашиста» Мандла. А остальные пять? Джина Марки она обвиняла в том, что за два года брака он провел с ней максимум четыре вечера; Джон Лодер был «посредственным актером и занудой»; Льюис Боулс «был страшно жесток и закоснел»; кто-то якобы бил ее или угрожал избить бейсбольной битой; кто-то ей изменял.. это при том, что сама актриса не была образцом супружеской верности.
Шесть ошибок – виновата ли в них только она? Да, есть много упоминаний о неуживчивом и стервозном характере Хеди Ламарр. Но, с другой стороны, как это знакомо: мужчина, который в конфетно-букетный период ухаживаний представляется идеалом умного, воспитанного, надежного и заботливого человека; а после заключения брака он облегченно сбрасывает ненужную уже маску, а истинное лицо его вовсе не так прекрасно…
Судя по всему, Хеди Ламарр искала сильного надежного мужчину, на которого можно положиться, мудрого и понимающего. Возможно, ей в детстве не хватило отеческой заботы, поэтому большинство ее мужей были старше ее – часто на 20, или хотя бы 6-7 лет. Проблема была в том, что она сама была умной и сильной личностью, и это, вероятно, было неприемлемо для ее мужей; она утверждала, что «каждый раз я выбирала мужчин, которые воспринимали мое умение думать как личное оскорбление».
В конце концов Хеди нашла причину своих матримониальных неудач: во всем была виновата ее красота: именно «это привлекло шесть неудачных партнеров по браку. Это привлекло всех не тех людей в мой будуар, и принесло мне трагедию и душевную боль в течение пяти десятилетий. Мое лицо — это маска, которую я не могу удалить: я всегда должна жить с ней. Я проклинаю его.» О том, что всех этих людей выбирала она сама, Хеди не упоминала.
После последнего развода в 1965 году оставшиеся 35 лет своей жизни Хеди Ламарр провела в одиночестве…
Были у нее и дети – трое. Двое – Дениз и Энтони, родились в третьем ее браке; их отцом был Джон Лодер. Старший ее сын, Джеймс, был усыновлен Хеди Ламарр и ее вторым мужем Джином Марки через несколько месяцев после заключения брака. После развода ребенок остался с Хеди, и, когда она вышла замуж за Джона Лодера, тот тоже усыновил Джеймса. Хеди Ламарр всегда, всю жизнь, отрицала, что этот ребенок состоит с ней в кровном родстве, и где-то после 1952 года, когда Джеймсу было 13 лет, она от него отказалась. Мальчика усыновила его школьная учительница; впоследствии он жил очень скромно, работал где-то охранником. Через много лет нашлись документы, которые неопровержимо доказывали, что Джеймс – внебрачный сын Хеди Ламарр, рожденный ей от Джона Лодера, который впоследствии стал третьим мужем актрисы. Некрасивая история — все-таки Хеди Ламарр действительно была стервой…
От других своих детей Хеди все же не отказалась, хотя , как говорят, матерью она была не лучшей – она срывала зло на детях за свою неудавшуюся жизнь.
Все источники утверждают, что Хеди Ламарр заработала в Голливуде 30 миллионов долларов, хотя один раз проскользнула и более скромная сумма – 7 миллионов. Может быть, она даже заработала и меньше, поскольку в то время актриса за главную роль получала не миллионы, как сейчас, а сто тысяч долларов(столько получила Хеди за роль Далилы в 1949 году). Поскольку за всю карьеру Хеди Ламарр в Голливуде она сыграла лишь несколько главных ролей – две-три, она едва ли могла заработать 30 миллионов долларов.
Не стоило бы считать деньги в чужом кошельке, если бы не странное обстоятельство – Хеди Ламарр, после того, как перестала сниматься в кино(после 1958 года), часть жизни провела в нищете. Некоторое время в 60-х годах она получала пенсию – 48 долларов в неделю; дважды ее задерживали за мелкие кражи – туфли за 86 долларов, глазные капли за двадцать долларов, но из уважения к бывшей звезде оба раза дело закрывали. Однажды какой-то корреспондент задал ей вопрос о деньгах, которые у нее были и исчезли, на что Хеди Ламарр злобно ответила: «Я сама их заработала, и сама их потратила!»
Поскольку денег не было, Хеди Ламарр прикладывала все усилия, чтобы их заработать – любыми доступными ей способами. Самый очевидный и, казалось бы, доступный среди них – получить достаточно большую сумму при разводе с пятым мужем, нефтяным магнатом Говардом Ли, не сработал.
Нефтяной миллионер крепко держался за свои деньги, и не считал, что прожив с Хеди в браке 7 лет, он обязан обеспечивать ее всю оставшуюся жизнь. Вначале при разводе судья постановил, что Хеди должна получать от бывшего мужа содержание 3000 долларов в месяц; однако после этого суды по этому вопросу продолжались 10 лет; очевидно, окончательно месячное содержание и свелось к той самой сумме 48 долларов.
Затем Хеди Ламарр попыталась заработать деньги на издании книги-автобиографии. Поскольку к журналистике у нее явно не было никаких способностей, она наняла двух соавторов: одним из них был Сай Райс — американский журналист и писатель, который к тому времени уже был известен как автор или соавтор нескольких книг о звездах шоу-бизнеса или спорта; вторым был Лео Гильд, продюсер и писатель обозреватель The Hollywood Reporter. Книга была написана и издана в 1966 году под провокативным названием «Экстаз и я. Моя жизнь как женщины», которое явно и неоднозначно сообщало читателям о содержании книги.
Эта книга закончилась громким скандалом и двумя судебными процессами. Возможно, что Хеди подписала книгу к изданию, не прочитав ее; впоследствии она объявила ее содержание ложным и клеветническим. Очевидно, или она увлеклась, рассказывая подробности своей жизни соавторам; или же не рассказывала ничего, положившись на знание Лео Гильдом всех голливудских новостей и сплетен… а тот знал очень много, и все это изложил в книге. Содержанием книги было то, что мы называем «копанием в грязном белье»; читатели узнали многие неизвестные эпизоды сексуальной жизни Хеди Ламарр, что что она была нимфоманкой, спала и с мужчинами и с женщинами и прочее, и прочее…
С другой стороны, в канадской газете «The Daily Colonist« (1966-03-30) есть упоминание о телефонном разговоре, в котором Хеди утверждала, что «…она все помещает в книге» и «для многих людей это будет сюрпризом»; то есть она активно участвовала в написании книги или редактировала ее, однако впоследствии заявила, что никакого отношения к этой книге не имеет. Хеди Ламарр начала судебный процесс по поводу клеветы на нее в книге, автором которой она являлась.
Второй судебный иск — обвинение в плагиате — был выдвинут против авторов книги уже другим лицом: в книге был использован фрагмент из статьи о Хеди Ламарр, написанной в 1965 году другим журналистом.
Неизвестно, принесла ли автобиография актрисе ожидаемые деньги, но репутация ее в очередной раз пострадала – если она могла уже стать еще хуже. Судья, рассматривавший иск Хеди Ламарр против издателя и соавторов, назвал процесс «грязным, тошнотворным и отвратительным» и принял решение против бывшей актрисы. Ни у кого не осталось сомнений, что содержание мемуаров было не клеветой, а истиной, а вскоре один из учеников Энди Уорхола снял фильм, высмеивающий Хеди Ламарр, где главную роль – Хеди Ламарр – играл актер-трансвестит.
Хеди Ламарр была в отчаянии; она утверждала, что «эта книга разрушила мою жизнь и карьеру».
В 1974 году Ламарр подала новый иск в суд(в размере 10 миллионов долларов) – на этот раз против студии «Warner Bros» , утверждая, что пародия на ее имя («Hedley Lamarr») в комедии Мел Брукс «Blazing Saddles» нарушала ее право на неприкосновенность частной жизни. Студия извинилась перед Ламарр за почти буквальное использование ее имени и выплатила ей по внесудебной сделке какую-то очень небольшую сумму. Автор комедии при этом заметил, что Хеди всю жизнь была лишена чувства юмора и не понимала шуток.
Неизвестно, каково было материальное положение Хеди Ламарр все эти долгие годы, но незадолго до смерти, в 1997 году, когда ее портрет появился на коробке с восьмой версией программы «CorelDraw», 83-летняя Хеди Ламарр подала 15-миллионный судебный иск против корпорации Corel за использование ее фотографии. Фирма Corel вполне обоснованно доказывала в суде, что портрет Хеди Ламарр на коробке является не фотографией Хеди Ламарр, а ее подобием, новым произведением , созданным в программе векторной графики «CorelDraw» компьютерным художником Джоном Коркери за 120 часов напряженной работы. Однако исходным материалом для своей работы художник выбрал действительно старую открытку с изображением Хеди Ламарр, о которой он не знал ничего, и полагал, что это какая-то давно умершая женщина. В результате в 1999 году было принято «соломоново решение»: фирма Corel получала право на использование образа Хеди Ламарр на коробках со своей программой в течение 5-ти лет, а Хеди – наконец! – получала в виде компенсации значительную сумму, величина которой осталась неизвестна любопытствующей публике.
Поднаторевшая в добывании денег за использование ее имени и образа Хеди Ламарр в 85 лет опять предъявила миллионный иск компании, использовавшей кадры из какого-то ее фильма в рекламе вина. Суд она проиграла: судья посчитал, что рекламный ролик не вторгается в ее частную жизнь и не создает ложного впечатления об актрисе, скандальная репутация которой общеизвестна.
Однако в результате предыдущих судов Хеди получила какую-то достаточно большую сумму. Самой ей воспользоваться этими деньгами уже не удалось, но она обеспечила будущее своих детей; что-то досталось даже и Джеймсу, от которого она когда-то отказалась, и который предъявил свои права на часть наследства матери.
Все это было незадолго до смерти Хеди Ламарр в 2000-м году. После последнего фильма, в котором она снялась в Голливуде в 1958 году, до ее смерти прошло 42 года. Она пыталась вернуться в Голливуд, боролась с возрастными изменениями, делала пластические операции, но «фабрика грез» была полна молодых, красивых и талантливых, и Хеди Ламарр, с ее единственным козырем – красотой, увядающей с каждым годом, в Голливуде никому не была нужна.
Любая женщина не хочет стареть, но если она наделена такой красотой, как Хеди Ламарр, старение для нее – трагедия вдвойне. Хеди пыталась «остановить время», но остановить его невозможно. Многочисленные пластические операции, как это часто бывает, вкупе с возрастом, превратили ее из красавицы в чудовище. Плюс отвратительный характер, который непременно будет виден на лице. Плюс одиночество. Плюс наркотики. В старости Хеди Ламарр не была красавицей; она не была даже милой старушкой. Увы…
Она умерла 19 января 2000 года, на 86-м году жизни.
А в заключение — история о том, кому понадобилось реанимировать образ давно забытой второстепенной голливудской актрисы, гораздо более известной своими скандальными сексуальными похождениями и судебными тяжбами, чем кинематографической деятельностью, и провозгласить ее гениальным ученым-изобретателем.
В 1983 году в знак признания огромного вклада изобретателей в развитие американской нации и всего мира, в соответствии с решением Конгресса и Сената США, президент Рейган объявил 11 февраля, день рождения Томаса Эдисона, Национальным днем изобретателя США. Однако мы живем в мире, который старается строго соблюдать права всех групп населения, в том числе и гендерное равенство. Разве можно признать превосходство мужчин даже в такой сугубо технической отрасли, как изобретательство? Необходимо было срочно предъявить миру также и изобретателей-женщин. Нашлись женщины, которые придумали способы облегчения уборки, способы быстрого приготовления пищи, но это все не впечатляло. И женщины были какие-то обыкновенные — с простыми, не выделяющимися среди других лицами…
И вдруг кто-то обнаружил информацию о Хеди Ламарр – красавице и умнице, которая изобрела нечто такое сложное, что не могут понять даже 99% пишущих о ней! Она великолепно подходила для рекламы женского изобретательства, для привлечения женщин к изучению сложных технических дисциплин, занятиями наукой, моральной поддержки молодых студенток и аспиранток. Кто лучше этой красавицы мог олицетворять женщину-изобретателя?
После этого о гениальной изобретательнице Хеди Ламарр уже не забывали.
В 1997 году Ламарр и Антейл(последний – посмертно) были удостоены ежегодной премии «Pioneer Award» Фонда Электронных Рубежей( Electronic Frontier Foundation) – организации, целью которой является защита гражданских свобод в связи и Интернете.
Позже в том же году Ламарр стала первой женщиной-получателем премии BULBIE ™ Gnass Spirit of Achievement Award, которая «дается людям, творческие достижения которых в области искусства, науки, бизнеса или изобретательства в значительной степени способствовали обществу».
В 2003 году она появилась на обложке издания «Dignifying Science: Истории о женщинах-ученых».
В 2005 году Германия, Австрия и Швейцария объявили 9 ноября — день рождения Хеди Ламарр, Национальным днем изобретателя.
В 2014 году имена Хеди Ламарр и Джорджа Антейла были помещены в Национальном зале славы изобретателей США.
9 ноября 2015 года, в день рождения Хеди Ламарр поисковик Google посвятил ей дудл(специальная поздравительная открытка, которая появляется на главной странице Google),в котором рассказывалось о ее артистической и изобретательской деятельности.
В ноябре 2018 года на запрос «Хеди Ламарр» Google выдает 72100 результатов на русском языке и 5480000 результатов на английском языке.
Неудачливая актриса, снимавшаяся по большей части во второстепенных ролях, Хеди даже удостоилась звезды на голливудской Аллее Славы – как изобретатель, способствовавший развитию кинематографа.
Хеди Ламарр добилась посмертной славы – пожалуй, большей, чем если бы она была хорошей актрисой.
Пусть будет земля ей пухом…
При написании статьи были использованы различные источники Интернета, в том числе некоторые оцифрованные издания газет США и Канады 50 — 60-х годов 20-го века, а также материалы из книги Энн Хелен Петерсен «Скандалы классического Голливуда».