Железнодорожный музей Хайфы

Этот музей – не для всех.
Это музей для специалистов, энтузиастов,  для детей и романтиков.
Для детей  и специалистов  – конечно: первые почти ничего не знают о железной дороге и рады увидеть паровозики, вагончики, место машиниста и прочее;  вторые знают много, и для них интересно уточнить –  какой подвижный состав, в основном британского производства, передвигался по дорогам Палестины, а затем Израиля в прошлом веке, какие механизмы применялись для дорожно-строительных работ и прочее…

Железнодорожный музей

Это музей для энтузиастов…
Почему?
Во-первых, его  еще нужно искать:  музей так затерялся в закоулках Нижнего города, что найти его не просто.

Железнодорожный музей в Хайфе

Железнодорожный музей Хайфы

Во-вторых, открою вам главный секрет: большая часть экспонатов музея располагается в огромном металлическом ангаре, который отчаянно нагревается на палящем летнем солнце; на все помещение – несколько крохотных вентиляторов, которые нисколько не влияют на температурный режим. В таких условиях могут осматривать музей только крутые энтузиасты… вроде меня. Я – выдержала, очень уж хотелось увидеть: что же это такое – Хайфский железнодорожный музей. Однако, если исключить самые жаркие летние месяцы, в остальное время года музей пригоден для посещений, как и всякий другой.

Железнодорожный музей Хайфы

С детьми, специалистами и энтузиастами понятно, но где же романтика?
А романтика – вот она:

Железнодорожный музей Хайфы

это маленькое скромное строение – все, что осталось от большого и довольно помпезного здания Хайфской станции Хиджазской железной дороги, построенной турками во времена , когда эти места еще принадлежали  Оттоманской империи.

Здание станции Хиджазской железной дороги в Хайфе, 1931 год

Железнодорожная станция Хайфы в 1931 г.

Хиджазская железная дорога  – это был грандиозный проект, призванный соединить Стамбул и Мекку, и облегчить путь паломникам, совершающим хадж к мусульманским святыням. Строительство дороги велось с 1900г. по 1908г.; достроена она была до Медины, но не до Мекки.

Хиджазская железная дорога

Хиджазская железная дорога

Для того, чтобы «железные кони», изобретение западной цивилизации(но такое удобное изобретение!) не нарушали тишину и покой святых мест, где когда-то ступала нога пророка Мухаммада, строители, по желанию султана Абдул-Хамида II, под рельсы клали слой войлока. Однако тишина в этих местах продлилась недолго: началась Первая мировая война; по Хиджазской железной дороге турки перевозили войска и военные грузы, а арабские отряды под руководством путешественника, археолога, писателя, дипломата(а по совместительству и английского разведчика)  Лоуренса Аравийского беспрерывно атаковали турков, препятствуя движению военного транспорта…  

Железнодорожный музей Хайфы

Томас Эдвард Лоуренс(Лоуренс Аравийский). Кадр из фильма; в роли Лоуренса — Питер О’Тул

Затем Лоуренс во главе арабских племен вступил победителем в Дамаск, а чудо инженерной мысли того времени – Хиджазская железная дорога, взорванная во многих местах, перестала функционировать как единое целое. Довершили разгром железной дороги еврейские партизаны «Эцеля», которые вели борьбу с арабами и британцами уже перед самым провозглашением независимости Государства Израиль.  В 1946 году партизаны взорвали 11 мостов через реки Иордан и Ярмук, связывавших Палестину с внешним миром, а заодно и здание Хайфской станции железной дороги; эта акция имела важное стратегическое значение, поскольку осложняла доставку Арабским Легионом вооружений своим войскам на Западный Берег. После этой акции от Хайфской станции железной дороги осталось лишь западное крыло — это небольшое строение, которое мы можем увидеть сегодня.

Железнодорожный музей Хайфы

Железнодорожный музей Хайфы

В железнодорожном музее Хайфы можно увидеть и раритеты – отжившие свой век паровозы, в кабину которых можно заглянуть; самый первый, за номером 1, вагон израильской железной дороги;

Железнодорожный музей Хайфы

санитарный вагон для перевозки раненых;

Железнодорожный музей Хайфы

салон-вагон.

Железнодорожный музей Хайфы


Такие вагоны не всем приходилось видеть в своей жизни: этот салон-вагон построен в 1922 году в Бирмингеме(Великобритания), использовался до 60-х годов 20-го века.

На наш сегодняшний взгляд – не так уж комфортно, довольно-таки скромно, особенно туалет. Тем не менее, этот вагон использовался для приема важных гостей: императора Эфиопии Хайле Силассие I, бельгийского короля и королевы; пользовался этим вагоном также и первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион.
Прочие экспонаты музея – для детей и специалистов: внушительно, грандиозно и непонятно.

Железнодорожный музей Хайфы

Железнодорожный музей Хайфы

Железнодорожный музей Хайфы

Железнодорожный музей Хайфы

Железнодорожный музей Хайфы

Железнодорожный музей Хайфы

Дополнение к экспонатам – небольшой фильм, который демонстрируется в современном кондиционируемом вагоне. Сюжет – проводы последнего паровоза с железных дорог Израиля; по замыслу создателей, он, очевидно, должен вызывать у зрителей умиление и ностальгию по милым старым паровозикам. Однако нынешние зрители черствы душой и заходят в этот вагон лишь для того, чтобы отдохнуть от жары, царящей в помещении музея.
Немалая часть экспонатов расположена и снаружи; все это можно осмотреть, потрогать, а то и посидеть на месте водителя этого агрегата, как это кое-кто и делает…

Железнодорожный музей Хайфы

Железнодорожный музей Хайфы

Адрес музея: Хайфа, улица Хативат Голани, 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *