Пани Зося

Интересная и полезная информация о Хайфе и Израиле, а кроме того – немного истории, путешествий и интересных рассказов

Пани Зося

Интересная и полезная информация о Хайфе и Израиле, а кроме того – немного истории, путешествий и интересных рассказов

Интересные места ХайфыХайфаХайфа для туриста

Прогулки по Хайфе. Маршрут № 1

Хайфа – один из самых больших городов Израиля, и его невозможно осмотреть ни за день, ни за неделю, поэтому туристу стоит познакомиться хотя бы с самыми интересными и самыми красивыми местами города.

Можно присоединиться к одной из экскурсий по городу, которые организуются еженедельно по пятницам, и осмотреть какую-то часть города под руководством гида.

Существует книга-путеводитель хайфского профессионального гида Юрия Полторака «Хайфа. Путеводитель по городу», с которым можно в одиночку неспешно бродить по Хайфе; но этот путеводитель с многочисленными экскурсами в историю каждого района, улицы и дома предназначен скорее для жителей Хайфы, желающих подробнее познакомиться с историей своего города. У туристов, приезжающих в Хайфу, не так много времени… и не так много желания детально вникать во все перипетии истории Хайфы и ее жителей. Поэтому приезжающим в Хайфу туристам я могу предложить несколько несложных маршрутов, по которым можно прогуляться самостоятельно.

Маршрут первый. От Бахайских садов через Германскую колонию к “Правительственному городку”

Первую прогулку мы начнем в конце проспекта Бен Гурион, на нижней террасе Бахайских садов.

Вид на проспект Бен-Гурион от нижней террасы бахайских садов

Бахайские сады считаются главной туристической достопримечательностью Хайфы, что может даже слегка задевать патриотические чувства жителей Хайфы и в целом Израиля. В еврейском государстве, в еврейском городе главная достопримечательность, символ города – святыня чужой религии бахаев.

Бахайские сады – это мемориальные сады, окружающие усыпальницу Баба, одного из основателей этой религии. Религия бахаи – это последняя по времени ее возникновения мировая религия, основатели ее жили в 19 веке, а конкретно Баба был захоронен в этом месте в 1909 году, задолго до основания государства Израиль. В это время здешние места были глухой окраиной турецкой империи, куда были отправлены в ссылку основатели новой религии – Баба и Бахаулла вместе со своими приверженцами.

Храм-усыпальница Баба, окруженная садами, была возведена гораздо позже, в 1949-1953г.г., а в 2001 году состоялось торжественное открытие комплекса Бахайских садов.

Религия бахаи, хотя и являющаяся чужой для большинства населения Израиля – религия очень привлекательная, поскольку она провозглашает равенство всех религий, рас и народов, гендерное равенство, стремление к сглаживанию имущественного неравенства, к единению всех народов и государств…  В общем, бахаизм  – это  хорошая религия, и, возможно,  в мире было бы гораздо спокойнее, если бы ее приверженцами были  не 0,1% населения Земли, а гораздо большее количество людей.

Бахаи получили разрешение от государства Израиль на возведение комплекса Бахайских садов, и Хайфа от этого не проиграла. Бахайская святыня украсила город, а в 2008 году сады были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вход в сады бахаи бесплатен и возможен без предварительной записи; задачей охраны у входных ворот, как обычно в Израиле,  является только обеспечение безопасности посетителей и выявление потенциальных террористов.

Снизу, с проспекта Бен Гурион, Бахайские сады выглядят как единая лестница, поднимающаяся до вершины горы Кармель. В действительности сады состоят из 19 террас, которые пересекаются на разных уровнях городскими транспортными артериями, поэтому все террасы не связаны между собой.

Войдя с проспекта Бен Гурион, можно посетить только две нижние террасы. Вход на верхние террасы – с  улицы Яфе Ноф; на среднюю террасу с усыпальницей Баба – со Сдерот а-Ционут, причем усыпальница с непосредственно прилегающей небольшой частью сада открыта только с 9.00 до 12.00. Есть еще часть садов, где располагаются административные здания Центра Бахаи, и вход туда возможен только в составе экскурсии.  Бывают экскурсии по Бахайским садам, при которых можно пройти сверху вниз все террасы и лестницы(например, в марте 2018 года экскурсии на русском языке проводились в понедельник, вторник, пятницу и субботу в 11.00).

На самостоятельный  осмотр нижней террасы садов бахаи, восхищение всеми красотами и фотографирование во всех возможных местах уйдет едва ли больше 30-40 минут, а затем можно выйти из сада и направиться вниз по проспекту Бен Гуриона.

Этот район носит название «Мошава Германит(Немецкая колония)». Это немецкое поселение на территории Турции было основано в 1868 году членами протестантской секты темплеров( не путать с тамплиерами, к которым они никакого отношения не имеют). Темплеры считали, что восстановление Палестины христианами ускорит второе пришествие Христа; как все протестанты, они были прилежными работниками и рачительными хозяевами. Немецкая колония в начале 20-го века стала островком Европы на отдаленной окраине турецкой империи.  Темплеры применяли передовые для того времени методы хозяйствования и строительства, они окрыли первый в здешних местах постоялый двор для паломников, госпиталь, организовали пожарную охрану и скорую медицинскую помощь.

С течением времени из-за религиозных и имущественных разногласий жители Немецкой колонии разделились на две враждующие конфессии. После прихода к власти Гитлера оказалось, что значительная часть поселенцев   поддерживает нацистскую Германию: 34% поселенцев имели удостоверения члена  национал-социалистической партии Германии, молодежь вступала в Гитлерюгенд, над  Немецкой колонией развевались флаги со свастикой. Английская администрация, управлявшая в то время Палестиной, не без оснований воспринимала обитателей Немецкой колонии как врагов Великобритании, поэтому приложила все усилия для высылки их из этих мест. Большинство  жителей Немецкой колонии в Хайфе было депортировано,  или же самостоятельно эмигрировало в Австралию. К концу  Второй мировой войны немцев в здешних местах уже не было.

В настоящее время в отреставрированных зданиях Мошава Германит располагается множество ресторанов и кафе;  в будний день утром здесь посетителей немного, но вечером, а особенно вечером в праздники – это очень популярное и людное место. Почти все рестораны расположены на участке 1-2  карты, обозначающей маршрут нашей прогулки.

Немного дальше на правой стороне улицы находится хайфский городской музей(3). Этот музей небольшой, и постоянная экспозиция, посвященная истории Хайфы, очень невелика, однако в музее бывают интересные временные выставки.

Пройдя еще немного вперед, мы увидим с левой стороны небольшой каньон – Сити-Сентр, в котором размещаются аутлет , Макдональдс и прочие привлекательные для туристов места.

Впереди виден порт(4), однако подойти к нему в этом месте невозможно.

Проспект Бен Гурион заканчивается, и мы поворачиваем вправо на улицу Дерех а-Ацмаут. Первое, что мы здесь видим – великолепное здание зернохранилища «Дагон». Это зернохранилище является одним из крупнейших в мире. В этом же здании находится Музей хлеба, но вход в него возможен только в составе экскурсии.

Далее по левой стороне улицы мы видим Хайфский железнодорожный вокзал и пассажирский терминал Хайфского морского порта(4,5). Исторической и художественной ценности эти сооружения не имеют; они просто выполняют свои функции.

Улица Дерех а-Ацмаут – широкая транспортная артерия города; здесь есть некоторое количество магазинов разного профиля и с разными ценами, и, наконец, здесь мы можем увидеть дома, представляющие архитектурный стиль «баухауз», которого так мало в Европе и так много в Хайфе и Тель Авиве. Однако, если кому-то хочется увидеть больше зданий в этом стиле, ему стоит отправиться на Адар: там таких зданий гораздо больше, и некоторые из них даже отреставрированы, например, гостиница «Галлери». Лично я стиль баухауз не люблю, поэтому могу честно сказать: если вы где-нибудь в Хайфе увидите нагромождение бетонных прямоугольников и овалов без каких-либо признаков приукрасить это чудо архитектуры – это, скорей всего, и есть стиль баухауз.  В первые годы его появления в Палестине по распоряжению британской администрации здания этого стиля облицовывались местным камнем, дабы обеспечить зданиям местный колорит, а арабским резчикам по камню – работу. Однако после всепалестинского восстания арабов против местной британской власти 1936 года уже стали строить здания без облицовки камнем. В защиту стиля баухауз можно сказать только одно доброе слово: он позволял строить быстро и обеспечить жильем большое количество людей в короткие сроки, что было необходимо в то время.

По улице Дерех а-Ацмаут идем до начала перпендикулярной ей улицы Элиягу а-Нави, на которую и сворачиваем. Как известно, в Израиле найти на стене дома табличку с указанием названия улицы – большая удача, так как чаще всего таких табличек нет. Поэтому нужную улицу определяем безошибочно по яркой примете – широкой красной полосе на проезжей части. Эта полоса обозначает трассу автобуса Метронит, который в этом месте выезжает на Дерех а-Ацмаут. Идем навстречу ходу автобуса и через очень короткое время выходим на площадь Париж, однако парижского шика здесь искать не стоит.

Общего со столицей Франции у нашей площади – только это металлическое сооружение, которое, как говорят, является точной копией какого-то парижского питьевого фонтанчика. Говорят, что работает и наш фонтанчик, однако большинство прохожих  этого не знает,  и игнорирует парижское чудо.

Главным на площади Париж является этот небольшой павильончик – самая нижняя остановка хайфского  метро Кармелит. Улица, отходящая вправо от фонтанчика – это улица Натанзон, где опять же, при желании можно найти несколько магазинов женской одежды и обуви, а также большое количество ресторанов и кафе, базирующихся на этой улице и в ее окрестностях. А мы, продожая нашу прогулку, оставив павильон Кармелит справа, поднимемся еще немного, и выйдем на широкую с оживленным транспортным движением улицу Пальям, повернем влево и пойдем вдоль  этой улицы.

Как уже можно было заметить, центральная часть  Хайфы – это старый город, где почти не строятся  новые современные здания, чтобы не искажать исторически сложившееся лицо города. Улица Пальям – это одно из мест, где были снесены старые постройки и возведено несколько современных административных зданий: с левой стороны  – отделение Банка «Апоалим», в том же здании офис круизной компании «Мано Сапанут», дальше – Служба социального страхования Битуах Леуми,  и еще дальше – здание суда.

С левой стороны улицы по ходу нашей прогулки находится здание Налогового управления(перпендикулярно улице) и, наконец, мы приближаемся к конечному пункту нашей прогулки – административное здание «Парус»(иногда еще его называют «Кукуруза»). В этом здании расположено МВД и хайфское отделение Министерства адсорбции.

Переходим улицу, направляясь к зданию «Парус», проходим охранника, который проверяет посетителей на предмет наличия спрятанного оружия и взрывчатых веществ, и вот мы уже на дорожке под  арками, и можем любоваться расположенными под нашими ногами мозаиками, сюжетом которых является история нашего города.

Здание «Парус» тоже выглядит неплохо, и им можно полюбоваться снаружи, поскольку внутрь не пропускают без дела к одной из расположенных внутри административных служб. Зато можно подойти к зданию вплотную и спуститься вниз по  небольшой лестнице, расположенной слева от здания.  При этом мы оказываемся неподалеку от маленькой, но довольно древней мечети «Аль-Жирена», построенной в 1795 году. В то далекое время мечеть располагалась на центральной площади Хайфы, поскольку центр города тогда находился здесь. Сейчас «Аль-Жирена»  по сравнению с современным зданием «Парус» выглядит просто игрушечной.

В эту мечеть по окончании богослужения могут даже пропустить туриста с фотоаппаратом(но толькомужчину!).

После этого можно вернуться по уже пройденному пути, или же пройти еще вперед по улице Пальям. Там можно увидеть главную городскую мечеть Эстакляль, куда уже точно не пускают даже мужчин-туристов с фотоаппаратами, поскольку на ее территории находятся важные мусульманские религиозные учреждения севера Израиля.

Неподалеку также расположен обелиск короля Фейсала, просвещенного мусульманского правителя, лояльного к возвращающимся в Палестину евреям. Король Ирака Фейсал I в 1933 году, во время визита в Европу неожиданно скончался в возрасте 50-ти лет. Его останки  были  доставлены  морем в Хайфу, и отсюда железной дорогой отправлены для захоронения в Дамаск. В память об этом печальном событии и стоит обелиск короля Фейсала в виде обрубленного сверху столба. Еще дальше можно пройти к Железнодорожному музею Хайфы, но это уже будет другая экскурсия, которую тоже можно предпринять самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *